• 28 ноября, 2022
  • 149

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 17 (1)

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1056530-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования». Внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.А. Геттой, сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым, а также И.Б. Дивинским, А.Н. Изотовым, М.Л. Шаккумом, И.Ю. Моляковым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы седьмого созыва 16.11.2020 г.

Указанный законопроект разработан ДСР Банка России. Он существенно затрагивает интересы страхового сообщества и предусматривает создание автоматизированной информационной системы страхования, а также оператора (в форме акционерного общества, 100 % акций которого должно на момент создания принадлежать Банку России).

В этой связи ВСС письмом от 25.01.2021 № И-110-ВСС проинформировал председателя Комитета ГД по финансовому рынку А.Г. Аксакова о направлении в Минфин России консолидированной позиции ВСС и заинтересованных профессиональных объединений страховщиков (РСА и НССО в отношении указанного законопроекта и высказал просьбу учесть их мнение и предложения (письмо в Минфин России от 18.01.2021 № И-56-ВСС).

В связи с отрицательными заключениями ГПУ Президента РФ, Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи, Роскомнадзора и ФСБ России, Экспертно-консультативного совета фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, отсутствием официального отзыва Правительства РФ на указанный законопроект, он не был рассмотрен Государственной Думой седьмого созыва.

После поступления в ГД официального отзыва Правительства РФ на данный законопроект, 22.03.2022 года он был принят Государственной Думой в первом чтении.

Законопроектом предлагается дополнить Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» главой IV1, регулирующей порядок создания и функционирования автоматизированной информационной системы страхования (далее – АИС страхования). Согласно проектируемым нормам АИС страхования представляет собой совокупность содержащейся в ее базах данных информации об осуществлении страхования и информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку.

Целями создания и функционирования АИС страхования являются установление правовых основ обработки информации об осуществлении страхования в интересах участников страхования, информационное обеспечение организации страхования, противодействие мошенничеству в страховании, информационное взаимодействие страховщиков, государственных органов, Банка России, иных лиц, направленного на реализацию положений законодательства Российской Федерации.

Законопроектом установлено, что порядок и сроки создания АИС страхования, а также ввода ее в эксплуатацию по отдельным видам страхования и порядок ее эксплуатации устанавливаются Банком России.

Оператором АИС страхования будет являться юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества. При создании оператора АИС страхования и в течение первых трех лет деятельности сто процентов акций оператора АИС страхования будут принадлежать Банку России.

Функциями оператора АИС страхования являются создание, эксплуатация и развитие АИС страхования, обеспечение защиты и конфиденциальности информации, обрабатываемой в АИС страхования, представление содержащейся в АИС страхования информации лицам, имеющим право на ее получение.

Оператор АИС страхования будет обязан обеспечивать хранение представленной в АИС страхования информации, доступ к такой информации, непрерывность и бесперебойность функционирования АИС страхования, сохранность содержащейся в ней информации (в том числе путем создания резервных копий), а также соблюдать обязательные для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации, соответствующие усиленному уровню ее защиты, выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, договором об оказании услуг по представлению содержащейся в АИС страхования информации.

Также законопроектом устанавливается порядок предоставления информации в АИС страхования, круг пользователей названной системой, определяются органы управления оператора АИС страхования и их полномочия.

Законопроектом предполагается создание комитета пользователей, состоящего из представителей страхового сообщества, к компетенции которого предлагается отнести вопросы рассмотрения правил осуществления деятельности оператора АИС страхования, тарифов на его услуги.

С учетом создания АИС страхования соответствующие изменения вносятся в федеральные законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». При этом законопроектом предлагается последовательный переход к централизованной системе хранения информации по отдельным видам страхования.

Ответственный Комитет ГД по финансовому рынку поддержал концепцию законопроекта, целью которой, по его мнению, является повышения конкуренции на страховом рынке, одним из условий которой является информационная прозрачность страхового рынка, обеспечение ценовой доступности страхования.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…