- 1 декабря, 2022
- 144
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 17 (2)
В настоящее время на российском страховом рынке одновременно функционируют несколько систем хранения информации по отдельным видам страхования, в отношении каждой из которых действуют свои правила. Однако возрастает потребность общества в информационном взаимодействии принципиально иного качества, основой которого должна стать не автоматизация отдельных бизнес-процессов, а создание единой экосистемы, которая позволит гражданину в цифровом формате получать услуги страхования – от заключения договора до получения возмещения, а также информацию о своей личной страховой истории, а страховщикам использовать достоверную информацию для оценки рисков клиента и объекта страхования.
Создание системы хранения информации на страховом рынке на базе единого оператора позволит устранить имеющиеся недостатки децентрализованной системы, обеспечивая возможность формирования всей страховой истории как в отношении субъекта, так и объекта страхования в едином информационном пространстве.
Предусмотренный законопроектом равный доступ к единому источнику информации для всех участников страхового рынка, в том числе на этапе предстрахового скорринга, будет являться надежной основой для формирования экономически обоснованного страхового тарифа, способствуя, в свою очередь, повышению конкуренции на страховом рынке. Указанные факторы являются гарантией получения страхователем наилучших условий при заключении договоров страхования.
Создание АИС страхования, по мнению Комитета, позволит установить высокие требования к качеству информации, в том числе за счет доступа к государственным информационным системам, информационным системам Банка России, а также высокий стандарт требований к защите информации, включая персональные данные, сведения, составляющие тайну страхования.
Вместе с тем, с учетом поступивших в Комитет отзывов, замечаний и предложений, Комитет полагает, что законопроект должен быть доработан в рамках его подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении по следующим направлениям:
- установление закрытого перечня пользователей АИС страхования с возможностью его расширения только на основании федерального закона;
- наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению состава органов государственной власти (иных лиц, наделенных властными полномочиями), взаимодействующих с АИС страхования, и детального порядка такого взаимодействия (включая перечни информации, которой им надлежит обмениваться с АИС страхования);
- установление требований к обеспечению защиты информации в АИС страхования, определение угроз безопасности при обработке оператором АИС страхования персональных данных по согласованию с ФСБ России и ФСТЭК России;
- исключение возможности предоставления в АИС страхования сведений о страховании, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»;
- уточнение вопросов, связанных с использованием инфраструктуры электронного правительства;
- возможность использования при подписании электронных документов усиленной квалифицированной электронной подписи, а при направлении запроса физического лица – субъекта страхования, информация о котором содержится в АИС страхования, о предоставлении содержащейся в АИС страхования информации в соответствии с пунктом 2 статьи 331 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в редакции законопроекта – усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, при предоставлении услуг и осуществлении иных действий в электронной форме с использованием системы идентификации и аутентификации;
- определение механизмов, ограничивающих рост тарифов на услуги оператора АИС страхования.
В этой связи работа по подготовке данного законопроекта ко второму чтению продолжится в период осенней сессии 2022 года работы Государственной Думы ФС РФ восьмого созыва.
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.