- 6 декабря, 2022
- 154
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 18
Продолжилась работа над проектом федерального закона № 155123-8 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации». Подготовлен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.Б. Выборным, В.И. Пискаревым, А.В. Картаполовым, С.А. Пахомовым, А.Л. Красовым, Э.А. Валеевым, Р.Г. Гаджиевым, М.С. Шереметом; сенаторами Российской Федерации В.Н. Бондаревым, С.А. Мартыновым, А.В. Ракитиным и зарегистрирован в СОЗД ГД 30.06.2022 г.
15.07.2022 г. Совет Государственной Думы назначил Комитет ГД по обороне ответственным по законопроекту; включил указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2022 года (сентябрь); направил законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения; установил срок представления в Комитет ГД по обороне отзывов, предложений и замечаний до 08.09.2022 г. и установил срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – сентябрь 2022 года.
Указанный законопроект направлен на законодательное закрепление срока принятия решения о выплате страховой суммы или об отказе в выплате страховой суммы в случаях, когда обстоятельства, от которых зависит принятие данного решения, подлежат установлению судом.
Так, в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай: находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица; является результатом признанного в судебном порядке умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.
В целях установления указанных обстоятельств страховщики обращаются в суд и принимают решение на основании вступившего в законную силу решения суда. Необходимость осуществления указанной процедуры следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации о применении положений третьего абзаца пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 52-ФЗ. Так, согласно пункту 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021 г., страховщик не вправе отказать выгодоприобретателю в выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 52-ФЗ, при отсутствии вступившего в законную силу решения суда о том, что страховой случай находится в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица.
Из указанного пункта также следует, что страховщик не вправе освобождать себя от доказывания в судебном порядке обстоятельств нахождения страхового случая в прямой причинной связи с опьянением застрахованного лица.
Предлагаемая норма направлена на законодательное закрепление срока принятия решения в таких случаях и основана на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2018 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.В. Матросова».
Так, в некоторых случаях возникновение у страховщика обязанности уплатить страховое возмещение и (или) срок ее исполнения могут обусловливаться принятием судебного акта и его вступлением в законную силу, если при обращении заинтересованного лица в суд обстоятельства, с которыми связано возникновение у сторон страхового обязательства прав и обязанностей (наступление сроков), еще не наступили.
Исходя из пункта 2 статьи 10 и пункта 4 статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ решение о выплате или об отказе в выплате страховой суммы должно быть принято страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. Если на момент обращения выгодоприобретателя к страховщику за страховой выплатой и представления им документов отсутствует судебное решение по вопросу о наличии либо отсутствии обстоятельств, названных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 10 Федерального закона, и при этом имеется спор о праве на получение страховых выплат, в том числе по иску страховщика, поданному в целях установления данных обстоятельств, то решение о выплате либо об отказе в страховой выплате не может быть принято в 15-дневный срок с момента получения документов от выгодоприобретателя, и срок должен быть приостановлен до вступления в законную силу судебного решения по такому спору.
Целью данного изменения является исключение правовой неопределенности по вопросу о порядке исчисления срока принятия решения при наличии обстоятельств, установление которых требуется в судебном порядке.
Внесение предлагаемых изменений в пункт 4 статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ не приведет к нарушению прав застрахованных лиц, не повлечет сокращение страховых выплат и обеспечит возможность своевременного вынесения страховыми организациями обоснованных решений.
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.