- 12 января, 2023
- 116
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 23
Продолжилась работа над законопроектом № 909902-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части временного ограничения права на выезд руководителей и контролирующих лиц кредитных организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов» (об установлении временного ограничения права на выезд из Российской Федерации для владельцев и менеджмента кредитных и некредитных финансовых организаций). Внесен депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, А.Г. Аксаковым, Н.П. Николаевым, В.И. Пискаревым, Н.В. Коломейцевым, а также В.И. Лысаковым и А.В. Андрейченко в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы седьмого созыва 27.02.2020 г.
Законопроект подготовлен рабочей группой по законодательному обеспечению государственной политики в сфере долевого строительства, образованной в соответствии с Постановлением Государственной Думы № 6921-7 ГД и поручением Председателя Государственной Думы об осуществлении работы по подготовке законотворческих инициатив, направленных на совершенствование государственной политики в сфере страховой деятельности.
Его основной целью является создание дополнительного механизма защиты прав граждан от противоправных действий руководства кредитных и некредитных финансовых организаций, участвующих в первую очередь в сфере долевого строительства.
Законопроектом предлагается внести в федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) изменения, направленные на создание механизма, позволяющего на основании решения суда по заявлению Банка России ограничить право на выезд из Российской Федерации руководителей и контролирующих лиц кредитных организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов (далее – контролирующее лицо).
По мнению Правительства РФ, в случае реализации законопроекта в представленной редакции возможно возникновение ситуации, при которой решение суда об установлении временного ограничения права на выезд из Российской Федерации контролирующих лиц будет вынесено раньше, чем решение суда по делу об обжаловании включения лица в перечень таких лиц, что не согласуется с общими принципами признания лица контролирующим в рамках привлечения его к субсидиарной ответственности.
Предусмотренное частью 1 статьи 2903 КАС РФ в редакции законопроекта императивное установление меры предварительной защиты без заявления или ходатайства, предусмотренных статьей 86 КАС РФ, может стать причиной произвольного ограничения конституционного права лица на свободу передвижения. Также предлагаемый механизм ограничения права на выезд не предполагает оценки необходимости, соразмерности и пропорциональности таких ограничений, исследования обстоятельств, свидетельствующих о возможности уклонения от ответственности лица, в отношении которого вводятся соответствующие ограничения.
Необходимо внести изменения в Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, предусматривающие в качестве основания для ограничения в праве на выезд из Российской Федерации определение суда о применении соответствующей меры предварительной защиты.
Правительство РФ считает целесообразным предусмотреть одновременное направление в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности наряду с копией определения суда о применении мер предварительной защиты в виде установления временного ограничения права на выезд из Российской Федерации и копией решения суда об удовлетворении административного искового заявления об установлении временного ограничения права на выезд из Российской Федерации также сведений, необходимых для идентификации лица (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения).
Правительство РФ указанный законопроект поддерживает с учетом высказанных замечаний.
Банк России также высказал ряд замечаний и предложений, направленных на его доработку.
23.03.2022 г. ответственный Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции своим решением предложил принять законопроект в первом чтении. Дата его рассмотрения Государственной Думой – 05.04.2022 г., но законопроект пока не был рассмотрен Государственной Думой.
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.