• 14 ноября, 2018
  • 145

60% россиян не меняли работу более 5 лет

Почти две трети россиян – 60% – не меняли работу за последние пять лет. Такие данные исследовательский холдинг Ромир получил в ходе октябрьского общероссийского опроса*. Тех, кому приходилось менять работу за те же 5 лет, оказалось 14%. За последние три года перешли в другую организацию 16% респондентов. За прошедший год место трудовой деятельности поменяли 10% опрошенных.

Эти данные почти совпадают с результатами аналогичного опроса, проводившегося в 2017 году. Тогда о смене работы за последний год сообщили также 10%, за 3 года – 13%, за 5 лет – 10%. О том, что они более 5 лет работают на одном и том же месте сообщили почти две трети россиян (65%).

Чаще других работу меняют респонденты из группы с низкими доходами (менее 10 тыс. рублей на человека в семье). 18% из них хотя бы раз переходили с места на место только за последний год. В остальных доходных группах результаты оказались близки к среднему значению. Склонна к переменам и молодёжь – в возрастной группе до 24 лет 22% уходили с работы за последний год. Ещё 27% переходили в другую компанию за 3 последних года. Реже других за последний год меняли работу представители возрастной группы 35-44 года (5%), за последние 5 лет и более – участники исследования из самой старшей возрастной группы (75%).

Следующие вопросы задавались только тем, кто заявил, что менял работу. Как выяснилось, самым надёжным способом трудоустроиться россияне считают личные связи. 65% отметили, что при поиске нового места рассчитывали на контакты родственников и знакомых. Возможности социальных сетей использовала почти четверть опрошенных – 24%, причем с 2017 года частота обращения к этому способу поиска работы выросла на 7%. За год возросло доверие и к государственным службам занятости. Через них искали работу 18% опрошенных, что также на 7% больше, чем в 2017 году. Ещё 13% участников опроса прибегали к услугам частных агентств. 15% опрошенных сообщили, что использовали другие способы поиска работы.

Соцсети и агентства по подбору персонала оказались наиболее популярными способами поиска работы у людей с высокими доходами. Об этом заявили 36% и 25% представителей этой группы соответственно. Также выяснилось, что респонденты с высокими доходами чаще других обращаются и в государственные службы занятости (19%). Среди участников исследования со средними доходами самым популярным способом поиска работы оказались личные связи (69%). Опрошенные с низкими доходами чаще остальных выбирали вариант ответа «другое» (27%). 

Также о поиске вакансий через соцсети как о предпочтительном способе устроиться на новое место заявили жители городов с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек – 38%. А вот в меньших населённых пунктах этот метод оказался крайне непопулярным. К нему прибегали всего 9% респондентов.  Связи знакомых и родственников у жителей городов-миллионников оказались менее популярными, чем в целом по стране (52%). Чаще всего к этому способу прибегают люди, проживающие в небольших городах (72%) и в сёлах (71%). Сельские жители также чаще других пользуются услугами государственных служб занятости (23%).

Результаты наших исследований показывают, что несмотря на отсутствие острой проблемы безработицы, россияне испытывают беспокойство относительно своей профессиональной деятельности, – комментирует президент холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин. – Сейчас на рынке труда сложилась уникальная ситуация: какой бы конкурентной и востребованной ни была твоя профессия, необходимо постоянно совершенствоваться и обновлять багаж знаний. Иначе ты рискуешь выпасть из обоймы уже через 3-5 лет. Еще наши родители, освоив одну специальность – например учитель или инженер – могли спокойно работать до пенсии, максимум проходя профессиональную переподготовку. Сейчас рынок предъявляет совершенно другие требования. И не все готовы выживать в этой высококонкурентной среде. Важно отметить и некоторые новые тенденции. Интересно, как за год выросла роль государственных служб в вопросах трудоустройства. Также знаменательно то, что соцсети наращивают свой отрыв в рейтинге от профессиональных кадровых агентств.

Результаты опроса также показали, что большинство россиян не стремится сменить место проживания ради новой работы. О том, что могли бы переехать в другой регион России ради карьерных перспектив, заявили только 18%. Ещё около 5% отметили, что могли бы переехать в другие государства, в частности, Армению и Белоруссию. 77% заявили, что не хотели бы ради поиска работы менять место жительства. Годом ранее россияне были ещё меньше склонны к мобильности. О нежелании переезжать ради новой работы в 2017 году заявляли 82% опрошенных. К миграции в другой регион или страны были готовы не более 16%.

Среди факторов, которые могли бы сподвигнуть респондентов на переезд, на первом месте оказались низкие заработки – 77%. Годом раньше об этой возможной причине заявляло ещё больше опрошенных – 88%. В 2018 году респонденты чаще указывали на значимость таких факторов, как отсутствие перспектив в жизни и отсутствие работы – 47% и 45% соответственно. Тогда как годом раньше доли тех, кто называл эти основания для переезда, были существенно ниже – 39% и 32%. За год выросла значимость и таких причин, как плохая экология (17%) и неблагоприятный климат (13%). В 2017 году эти факторы набрали от 3 до 5 % – так же, как криминогенная обстановка и межнациональные конфликты. Эти 2 причины и год спустя не кажутся достаточным основанием для переезда большинству респондентов. 

*В опросе приняли участие более 800 респондентов старше 18 лет из всех типов населённых пунктов. Выборка репрезентирует взрослое трудоспособное население России.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».