• 14 ноября, 2018

60% россиян не меняли работу более 5 лет

Почти две трети россиян – 60% — не меняли работу за последние пять лет. Такие данные исследовательский холдинг Ромир получил в ходе октябрьского общероссийского опроса*. Тех, кому приходилось менять работу за те же 5 лет, оказалось 14%. За последние три года перешли в другую организацию 16% респондентов. За прошедший год место трудовой деятельности поменяли 10% опрошенных.

Эти данные почти совпадают с результатами аналогичного опроса, проводившегося в 2017 году. Тогда о смене работы за последний год сообщили также 10%, за 3 года – 13%, за 5 лет – 10%. О том, что они более 5 лет работают на одном и том же месте сообщили почти две трети россиян (65%).

Чаще других работу меняют респонденты из группы с низкими доходами (менее 10 тыс. рублей на человека в семье). 18% из них хотя бы раз переходили с места на место только за последний год. В остальных доходных группах результаты оказались близки к среднему значению. Склонна к переменам и молодёжь – в возрастной группе до 24 лет 22% уходили с работы за последний год. Ещё 27% переходили в другую компанию за 3 последних года. Реже других за последний год меняли работу представители возрастной группы 35-44 года (5%), за последние 5 лет и более – участники исследования из самой старшей возрастной группы (75%).

Следующие вопросы задавались только тем, кто заявил, что менял работу. Как выяснилось, самым надёжным способом трудоустроиться россияне считают личные связи. 65% отметили, что при поиске нового места рассчитывали на контакты родственников и знакомых. Возможности социальных сетей использовала почти четверть опрошенных – 24%, причем с 2017 года частота обращения к этому способу поиска работы выросла на 7%. За год возросло доверие и к государственным службам занятости. Через них искали работу 18% опрошенных, что также на 7% больше, чем в 2017 году. Ещё 13% участников опроса прибегали к услугам частных агентств. 15% опрошенных сообщили, что использовали другие способы поиска работы.

Соцсети и агентства по подбору персонала оказались наиболее популярными способами поиска работы у людей с высокими доходами. Об этом заявили 36% и 25% представителей этой группы соответственно. Также выяснилось, что респонденты с высокими доходами чаще других обращаются и в государственные службы занятости (19%). Среди участников исследования со средними доходами самым популярным способом поиска работы оказались личные связи (69%). Опрошенные с низкими доходами чаще остальных выбирали вариант ответа «другое» (27%). 

Также о поиске вакансий через соцсети как о предпочтительном способе устроиться на новое место заявили жители городов с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек – 38%. А вот в меньших населённых пунктах этот метод оказался крайне непопулярным. К нему прибегали всего 9% респондентов.  Связи знакомых и родственников у жителей городов-миллионников оказались менее популярными, чем в целом по стране (52%). Чаще всего к этому способу прибегают люди, проживающие в небольших городах (72%) и в сёлах (71%). Сельские жители также чаще других пользуются услугами государственных служб занятости (23%).

Результаты наших исследований показывают, что несмотря на отсутствие острой проблемы безработицы, россияне испытывают беспокойство относительно своей профессиональной деятельности, — комментирует президент холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин. — Сейчас на рынке труда сложилась уникальная ситуация: какой бы конкурентной и востребованной ни была твоя профессия, необходимо постоянно совершенствоваться и обновлять багаж знаний. Иначе ты рискуешь выпасть из обоймы уже через 3-5 лет. Еще наши родители, освоив одну специальность – например учитель или инженер – могли спокойно работать до пенсии, максимум проходя профессиональную переподготовку. Сейчас рынок предъявляет совершенно другие требования. И не все готовы выживать в этой высококонкурентной среде. Важно отметить и некоторые новые тенденции. Интересно, как за год выросла роль государственных служб в вопросах трудоустройства. Также знаменательно то, что соцсети наращивают свой отрыв в рейтинге от профессиональных кадровых агентств.

Результаты опроса также показали, что большинство россиян не стремится сменить место проживания ради новой работы. О том, что могли бы переехать в другой регион России ради карьерных перспектив, заявили только 18%. Ещё около 5% отметили, что могли бы переехать в другие государства, в частности, Армению и Белоруссию. 77% заявили, что не хотели бы ради поиска работы менять место жительства. Годом ранее россияне были ещё меньше склонны к мобильности. О нежелании переезжать ради новой работы в 2017 году заявляли 82% опрошенных. К миграции в другой регион или страны были готовы не более 16%.

Среди факторов, которые могли бы сподвигнуть респондентов на переезд, на первом месте оказались низкие заработки – 77%. Годом раньше об этой возможной причине заявляло ещё больше опрошенных – 88%. В 2018 году респонденты чаще указывали на значимость таких факторов, как отсутствие перспектив в жизни и отсутствие работы – 47% и 45% соответственно. Тогда как годом раньше доли тех, кто называл эти основания для переезда, были существенно ниже – 39% и 32%. За год выросла значимость и таких причин, как плохая экология (17%) и неблагоприятный климат (13%). В 2017 году эти факторы набрали от 3 до 5 % — так же, как криминогенная обстановка и межнациональные конфликты. Эти 2 причины и год спустя не кажутся достаточным основанием для переезда большинству респондентов. 

*В опросе приняли участие более 800 респондентов старше 18 лет из всех типов населённых пунктов. Выборка репрезентирует взрослое трудоспособное население России.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…