- 26 ноября, 2018
- 147
Подготовлен рэнкинг компаний микрофинансового сектора по итогам деятельности в третьем квартале 2018 года
Были собраны сведения относительно:
-
Совокупного размера портфеля займов, в том числе обеспеченного (в разрезе видов обеспечения), оборотов по выдаче за квартал – в динамике квартал к кварталу;
-
Отдельное ранжирование проводилась по ключевым рыночным нишам, которые занимают компании сегмента: PDL, Installment Loans, займы МСБ, POS займы, ипотека, тендерные займы;
-
По каждому направлению деятельности приводится статистика по динамике портфеля, оборотам по выдаче за квартал, количестве займов, а также доли просроченной и пролонгированной задолженности – в динамике квартал к кварталу;
-
Операционных расходов и доходов компаний сегмента, рассчитан коэффициент Cost/Income Ratio.
Проект, стартовавший во 2 квартале 2018 года, развивается и усиливается, а база исследования наполняется количеством новых участников, в том числе – из числа лидеров рынка. Доля рынка, которая охвачена статистикой компаний- участников рэнкинга порядка 40% (38,4%; кварталом ранее охват рынка был на уровне 28%). Число участников рэнкинга увеличилось в 3 квартале 2018 года – до 58, в составе участников – практически все известные компании и бренды микрофинансового сектора в соответствующих ключевых сегментах их деятельности. На текущий момент база исследования все еще ограничена, однако уже позволяет делать определенные и оперативные (с учетом сроков раскрытия данных рэнкинга) выводы по актуальным трендам сегмента МФО.
Сумма задолженности по выданным займам на конец 3 квартала 2018 года у микрофинансовых организаций – участников рэнкинга – по итогам 3 квартала 2018 года составила ~43 млрд руб., продемонстрирован рост на 11% за предыдущие 3 месяца (значение на конец 2 квартала 2018 года, по аналогичному списку компаний – 38,6 млрд руб.).
Модель бизнеса микрофинансовых организаций позволяет предоставлять займы различным сегментам заемщиков: поэтому растут не только совокупные объемы выдач, но и средние суммы займов: спрос на микрозаймы у участников рэнкинга за 3 квартал 2018 года вырос на 1,5%, всего ими было заключено 2,951 млн договоров. Хотя обороты по выдаче снизились на 4% за квартал, средняя сумма договора (средний чек) выросла на 10% – до ~14 тыс руб.
Как и у российских банков, драйвером роста портфелей МФО выступает розничный сегмент. Общий рост портфеля выданных займов у компаний – участников рэнкинга – был в большей степени обеспечен за счет сегмента займов «до зарплаты» (рост составил 13%), потребительских займов (рост на уровне 15%) и займов в сегменте МСБ (рост на 8,1%).
Доля займов по направлениям бизнеса квартал к кварталу не менялась. Наибольшая доля в структуре совокупного портфеля займов у компаний – участников рэнкинга НРА – сформирована за счет задолженности физических лиц (порядка 70%), в том числе доли сегментов «до зарплаты» и потребительских микрозаймов распределены в соотношении 40% и 30% соответственно. На третьем месте по уровню спроса заимствований – сегмент МСБ (порядка 20%).
Высокий уровень спроса заимствований со стороны сегмента МСБ обращает на себя внимание: в условиях сжатия возможностей для данного класса заемщиков получить кредит в банке и общего сокращения числа кредитных организаций, в данном случае, в первую очередь для данной группы заемщиков – небольших региональных банков.
Доля просроченных займов перед компаниями рэнкинга по итогам 3 квартала 2018 года выросла на ~2% – до ~36,7%. В целях расчета рэнкинга использовались данные по просроченной задолженности на сроке 30+. В том числе, в сегменте PDL доля просрочки 30+ выросла с 43,4% до 45%, потребительских – с 47,7% до 50,3%; МСБ – с 5,4% до 6,3%; ипотека – снижение с 14% до 9,3%.
Доля пролонгированных займов у компаний рэнкинга по итогам 3 квартала 2018 года за три месяца осталась практически неизменной – на уровне 13%. Наибольший уровень пролонгаций – в сегменте PDL (25%), во всех остальных сегментах доля пролонгаций не превышает 6%.
В исследовании за 3 квартал 2018 года рассчитывалась операционная эффективность компаний – участников рэнкинга: CIR (Cost/Income Ratio, операционные расходы по отношению к доходам). Среднее значение показателя CIR рассчитано на уровне 56%, что несколько лучше результатов 2 квартала (62%).
Предварительные итоги года и прогноз
К концу года сегмент МФО станет еще на 2 месяца ближе к вводимым ЦБ ограничениям (ограничение ежедневной ставки по займу, ограничение максимального размера переплаты). Компаниям, которые работают в нише pay day loan (PDL, займы до зарплаты) будет очень тяжело, учитывая эту данность. Через несколько месяцев целый сегмент, который жил при ставке 2% в день, будет вынужден довольствоваться 1%. Их экономика при этом (стоимость фондирования, затраты на выдачу) дешевле не будет. Как следствие, чтобы оптимизировать обслуживание своих портфелей, компании резко снизят уровень одобрений по займам (процент отказов вырастет). При этом люди (с низким уровнем дохода), которые перманентно живут в состоянии «стрессового кассового разрыва» не перестанут нуждаться в деньгах. Средства им будут нужны, и они не перестанут за ними обращаться. Вопрос только – куда и к кому они за ними пойдут. Уход части рынка/заемщиков «в серую зону» достаточно высоко прогнозируем – что не может не вызывать озабоченность. Надо очень четко понимать, что сегмент МФО – хотя и является очень ограниченным в части объема займов (на два порядка меньше банковской розницы), то с точки зрения числа заемщиков является очень значительным. То есть он объединяет очень большой срез, группу людей (учитывая объем портфеля и сумму среднего чека – это порядка 10 млн граждан). Такое количество вполне сопоставимо с клиентской базой крупного федерального финансового института или населением крупнейшего мегаполиса.
Рэнкинг компаний микрофинансовогосектора
«Национальное Рейтинговое Агентство» (НРА) осуществляет свою деятельность с 2002 года и является одним из ведущих независимых рейтинговых агентств России. В настоящий момент клиентами НРА по присвоенным контактным рейтингам являются более 400 юридических лиц. Более 1000 компаний и банков участвует в других информационных проектах НРА.
С 2008 года НРА следует Кодексу профессиональной этики российских рейтинговых агентств, утвержденному Советом СРО НФА.
С 2011 года НРА является членом Европейской ассоциации рейтинговых агентств (ЕАСRA).
В 2014 году НРА учредило дочернюю компанию в Австрии – NRA International GmbH