• 12 декабря, 2018

Исследование: тарифный коридор в ОСАГО следует расширить до 40%

«Уровень риска в отдельных регионах существенно отличается от средних значений. В качестве компенсационной меры обычно применяется сочетание размера тарифного коридора базовой ставки страхового тарифа и коэффициента территории преимущественного использования автотранспортного средства. Но этого зачастую не хватает для покрытия фактических рисков, возникающих у страховщика в конкретном регионе или реакции на внешние изменения (как вверх, так и вниз)», — отмечается в исследовании.

Согласно исследованию, средний тариф во втором квартале 2019 года должен сложиться на уровне 6,29 тысяч рублей, что при существующей ширине тарифного коридора в 10% вверх и вниз обеспечивает контролируемую убыточность лишь в 23 регионах из 86 (то есть в 27% субъектах страны). Это примерно 46,2% от общего числа полисов. Расширение тарифного коридора до 40% обеспечит равновесное тарифообразование уже в 90% регионов для 96,7%. При этом для достижения подобного результата можно будет отменить территориальный коэффициент. 

По сути сейчас страховщики вынуждены увеличивать стоимость полиса ОСАГО в «токсичных регионах», где наблюдается высокая убыточность по этому виду страхования, а также большой процент страхового мошенничества, даже для добросовестных водителей. 

Территориальный коэффициент, который сейчас составляет от 0,6 до 2, играет при расчете стоимости полиса большую роль, изначально в убыточном для страховщиков регионе для аварийных и безаварийных водителей он одинаковый и составляет порой максимальное значение. 

При этом в исследовании отмечается, что в некоторых регионах все равно необходима работа с местными органами государственной власти по устранению страхового мошенничества в регионах. 

«Безусловно, территориальные различия между регионами, влияющие на аварийность водителей, существуют – это и погодные условия (длительность периода со снежным покровом), качество и развитость дорожной сети (интенсивность движения), возрастная и модельная структура автопарка в регионе и т.д. Вместе с тем статистическое влияние данных параметров на фактический размер страховой премии в регионе вполне укладывается в расширенный диапазон базовой ставки страхового тарифа. Страховщикам следует дать возможность активнее конкурировать друг с другом в широком диапазоне ставок, что снизит возможности их лоббизма в тарифообразовании – ряд страховщиков уже заявили о снижении тарифов в благополучных регионах и это положительный рыночный тренд», — пояснил один из авторов исследования, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового Университета РФ Александр Цыганов.

В системе тарификации по ОСАГО на сегодняшний день присутствует семь коэффициентов, которые призваны учесть те или иные рисковые особенности эксплуатации автомобиля. 

Территориальный коэффициент является наиболее критикуемым коэффициентом в законодательстве об ОСАГО. Вместе с тем на первом этапе запуска он выполнял важную роль учета реального уровня риска в регионе. 

Изначально в системе тарификации были представлены все регионы с выделением крупных и средних городов, затем все они были объединены в семь крупных групп с одинаковым показателем этого коэффициента (от значения коэффициента 2, например, для Москвы и до 0,4 для населенных пунктов с численность населения менее 50 тыс. человек). В 2012 году количество возможных коэффициентов территории было значительно расширено   и составило 258 значений. При этом была повышена и нижняя граница коэффициента с 0,4 до 0,6. 

Территориальные коэффициенты корректировались также в 2014 и 2015 годах, однако зачастую эти изменения не следовали в полном объеме актуарным заключениям и не учитывали глобальных изменений, произошедших на рынке ОСАГО в 2015-2017 годах. В результате рынок получил сильно разбалансированную систему по региональному признаку – страховщики стали уклоняться от заключения договоров в регионах, где уровень риска превышал статистически разумные значения. Возникла необходимость вмешательства со стороны Правительства РФ и Центрального Банка через попытку равномерно распределить деятельность страховщиков по территориям, где средняя убыточность сильно превышает расчетную. 

Банк России в конце ноября 2018 года утвердил указание о начале масштабной реформы по индивидуализации расчета тарифов по ОСАГО. Проект указания ЦБ РФ уже направлен для утверждения в Минюст России. В частности, документ предполагает расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз, а также изменение расчета коэффициентов «бонус-малус» и «возраст-стаж».

Вторым этапом реформы станет законопроект Минфина РФ, который предлагает отменить коэффициенты мощности автомобиля и территории и ввести коэффициент аварийности водителя, который будет рассчитываться из количества аварий, в которые попал автовладелец, и нарушений ПДД. В настоящий момент законопроект обсуждается экспертами, представителями регулятора и страховым сообществом.

Похожие статьи

Руководитель УО «Сибирский» Томского филиала Росгосстраха Людмила Дорофеева удостоена…

Распоряжением президента РФ № 468-рп от 2 декабря 2025 руководителю Универсального офиса «Сибирский» филиала Росгосстраха в Томской области Людмиле Дорофеевой объявлена…
Открывая горизонты возможностей: определены лауреаты Научной премии Сбера 2025

Открывая горизонты возможностей: определены лауреаты Научной премии Сбера 2025

Сбер назвал имена лауреатов Научной премии — 2025. Высокую награду получили учёные, чьи открытия создают новые возможности для развития страны и…
TENET АвтоСпецЦентр Химки презентует новый TENET T8 на дне открытых дверей

TENET АвтоСпецЦентр Химки презентует новый TENET T8 на дне…

13 декабря 2025 года в TENET АвтоСпецЦентр Химки пройдет день открытых дверей, в ходе которого состоится презентация нового флагманского кроссовера TENET T8.