- 31 января, 2019
- 156
НБКИ и АВТОСТАТ: количество выданных в 2018 году автокредитов составило 801,3 тыс. ед., практически вернувшись на уровень «докризисного» 2014 года
По информации 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2018 года количество проданных в кредит автомобилей составило 801,3 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 10,7% (в 2017 году – 723,8 тыс. единиц). Таким образом, количество выданных в 2018 году автокредитов почти достигло показателей «докризисного» 2014 года (823,4 тыс. ед.).
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2018 году увеличился на 11,9% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 634,2 единиц (в 2017 году – 1 460,0 тыс. ед.).
Сопоставление данных НБКИ об автокредитах и агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка указывает на стабильность доли «кредитных» автомобилей в общих продажах в 2018 году (Таблица 1). Так, доля всех автомобилей, проданных в кредит в прошлом году, отнесенная к рынку новых машин, составила 49,03%, незначительно снизившись по сравнению с предыдущим годом на 0,5 процентных пункта (в 2017 году – 49,57%).
Следует, однако, отметить, что продолжает расти выдача кредитов на автомобили с пробегом. По информации аналитического агентства «АВТОСТАТ», полученной от 15 ведущих «автокредитных» банков, за исключением большинства кэптивных, кредиты на автомобили с пробегом составляют до 23% от общего количества автокредитов, выданных в прошлом году. За прошедший год выдача кредитов на автомобили с пробегом по группе банков выросла на 45% в штуках и на 48% в рублях, то есть этот сегмент рынка рос более интенсивно.
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит
Период |
Выдачи автокредитов*, тыс. ед. |
Объем рынка** автомобилей, тыс. ед. |
Доля всех кредитных автомобилей*** к объему рынка новых |
2014 год |
823,4 |
2 337,5 |
35,23% |
2015 год |
485,3 |
1 308,5 |
37,09% |
2016 год |
552,4 |
1 255,3 |
44,01% |
2017 год |
723,8 |
1 460,0 |
49,57% |
2018 год |
801,3 |
1 634,2 |
49,03% |
Детализированная информация о показателях авторынка и рынка автокредитования предоставляется подписчикам аналитических материалов агентства «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ)
«В 2018 году автокредитование выросло и вернулось на уровни 2014 года, – комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Несмотря на окончание ряда госпрограмм льготного автокредитования, кредитование продолжает оказывать высокий уровень поддержки автомобильной отрасли. Все большую популярность набирает кредитование поддержанных автомобилей. На фоне роста автокредитования в этом сегменте мы фиксируем усиление внимания кредиторов к риск-аналитике: кредитные отчеты используются не только на этапе рассмотрения заявки, но и в процессе обслуживания кредита, повышается интенсивность запросов скоринговых оценок, все больше кредиторов передает дополнительно сведения в «Базу залогового движимого имущества НБКИ» и пользуется этим сервисом при кредитовании на вторичном рынке. Все это приводит к улучшению качества обслуживания автокредитов и снижению доли просроченной задолженности».
«Российский авторынок растет второй год подряд, причем демонстрируя двузначный рост, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако во втором полугодии 2018 года его темпы заметно снизились и составили менее 10%. Одной из причин снижения темпов рыночного роста является сокращение объемов господдержки льготного кредитования. При этом, несмотря на замедление темпов роста выдачи автокредитов, их доля в структуре продаж остается весьма значительной. Иными словами, роль кредитования в автомобильной отрасли по-прежнему велика».
Таблица 2. ТОП-15 регионов с наибольшими объемами рынка в 2018 году
Регионы |
Объем** рынка в 2018 г., шт. |
Автокредиты
|
Доля всех кредитных автомобилей*** к объему рынка новых |
|
|
2018 г., шт. |
Изменение к 2017 г., в % |
||
Москва |
238 813 |
65 067 |
2,6% |
27,2% |
Московская область |
136 256 |
48 780 |
-0,1% |
35,8% |
Санкт-Петербург |
111 954 |
51 832 |
-6,3% |
46,3% |
Республика Татарстан |
71 567 |
43 760 |
-11,3% |
61,1% |
Краснодарский край |
62 125 |
28 050 |
2,6% |
45,2% |
Республика Башкортостан |
58 860 |
39 065 |
-1,8% |
66,4% |
Самарская область |
53 895 |
25 506 |
-6,8% |
47,3% |
Свердловская область |
52 581 |
29 809 |
21,7% |
56,7% |
Челябинская область |
43 537 |
27 464 |
8,4% |
63,1% |
Ростовская область |
42 600 |
21 991 |
-5,6% |
51,6% |
Нижегородская область |
39 060 |
23 116 |
-14,2% |
59,2% |
Пермский край |
33 721 |
23 391 |
-6,2% |
69,4% |
Ханты-Мансийский автономный округ |
30 292 |
13 980 |
18,5% |
46,2% |
Ставропольский край |
29 082 |
13 833 |
12,1% |
47,6% |
Воронежская область |
27 882 |
14 876 |
7,3% |
53,4% |
Примечание: в целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и агентства «АВТОСТАТ».
* С учетом автомобилей с пробегом.
** На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ.
*** Доля кредитов, выданных на новые автомобили несколько меньше, т.к. отсутствует разбивка данных по выдачам кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом.