- 3 октября, 2019
- 152
Россияне в августе увеличили потребление шоколада
Текущий релиз о динамике индекса «Кофе с Молоком» является последним. Индекс выпускался на регулярной основе с апреля 2012 года, и за эти годы стал востребованным как среди маркетологов и исследователей компаний-производителей, так и в аналитических центрах финансовых и правительственных организаций. Идея индекса состояла в том, чтобы через набор продуктов не первый необходимости отслеживать уровень экономической уверенности россиян – отказываются от простых удовольствий, значит, тревожность повышается. Однако ситуация в ритейле сегодня такова, что на продажи оказывают сильное влияние ценовые и продуктовые промо-акции. Отследить, почему потребители приобретают больше или меньше кофе или шоколада, становится все сложнее в силу множественности факторов влияния на процесс покупки. В связи с этим было принято решение о завершении выпуска индекса «Кофе с Молоком». Но вместе с тем началась разработка нового показателя, который посредством наблюдения за другими параметрами будет отслеживать уровень потребительской уверенности россиян.
Динамика индекса «Кофе с Молоком» сохранила в августе стабильность вслед за неизменной же прохладной погодой. И если в июле КсМ вырос вопреки традициям, то в августе он закрепил эти позиции, показав минимальные изменения. Так, за месяц индекс простых удовольствий вырос всего на 0,1% до показателя в 918 п.п., что при отрицательной инфляции, тем не менее, дает настоящий рост. Относительно же августа прошлого года КсМ прибавил 5,5%, что также уверенно превосходит накопленную за период инфляцию в размере 4,3%.
Напомним, что в июле рост Индекса «Кофе с Молоком» состоялся благодаря вновь проснувшемуся интересу россиян к кофе. В августе же рост КсМ, пусть и минимальный, обеспечил шоколад. Это единственный продукт Индекса, который купило больше домохозяйств (+4%), чем месяцем ранее. И при снижении цены на шоколад на -1,2% его было куплено на 11% больше по объему, чем в июле.
Кофе в августе потерял и в цене (-0,6%), и в объемах (-1,8%). По воде были отмечены компенсаторные процессы: при увеличении объемов покупки на 2,8% платили россияне за воду на -2% меньше. Молоко же почти не изменилось в цене, прибавив к июльскому значению 0,4%, но потеряло в объемах -4%.
Годовой рост КсМ был достигнут благодаря повышенным объемам покупки кофе (+15,1%) и шоколада (+16,6%). Немного затормозило рост снижение цен на кофе в разрезе года – на -5,7%. Также за год в объемах просела вода (-4,4%) при почти неизменной на нее цене (+0,7%). Молоко же за год подорожало в среднем на 6,8%, но его было куплено меньше на -7,6%.
Результаты опроса комментирует президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин: «За все время расчета индекса – более семи лет – покупательская корзина существенно изменилась. Составляющие индекса все чаще входят в базовый набор продуктов, что активно поддерживается различными промоакциями на товары данных категорий. Кроме того, это говорит и о повышении уровня жизни наших сограждан, которые уже не воспринимают кофе или шоколад, как нечто особенное и не входящее в их стандартную потребительскую корзину. При учете всех этих факторов составляющие нашего индекса перестают быть корректными индикаторами. Поэтому мы приступили к поиску новых показателей, через призму которых мы продолжим более детально изучать современного потребителя».
В Москве Индекс «Кофе с Молоком» показал в августе скромную динамику и в разрезе месяца, и в разрезе года. Так, по сравнению с июлем КсМ прибавил 0,9% и достиг отметки в 1054 п.п. Относительно же августа прошлого года изменения составили 0,8%, что более чем в пять раз не дотягивает до уровня годовой инфляции.
Тем не менее, росту столичного Индекса так же, как и в целом по стране, способствовал шоколад. Пенетрация по продукту выросла на 3% – то есть на столько больше домохозяйств покупали шоколад в августе по сравнению с июлем. И даже удешевление шоколада на -4,9% не смогло нарушить общий рост КсМ благодаря заметному росту объемов его покупки на 18,5% за месяц.
Затормозило рост КсМ в столице ощутимое снижение объемов покупки воды (-8,3%) даже при небольшом росте цены на нее (+1,4%). Кофе в августе подорожал в столичных магазинах на 3,4%, но его было куплено на -3% меньше. Молоко же подешевело за месяц на -2,4%, однако москвичи его купили ненамного больше, чем в июле (+0,3%).
В годовом выражении скромный рост КсМ объясняется снижением цен почти на все ингредиенты Индекса. Вода подешевела на -0,8%, шоколад – на -2,7%, кофе – на -8,7%. Только молоко относительно прошлогоднего августа прибавило в цене 4,8%. За год потеряли в объемах покупки молоко (-9,3%) и вода (-7,1%). И даже рост объемов покупки кофе (+18,5%) и шоколада (+6,2%) не смогли спасти ситуацию. Рост индекса простых удовольствий по году оказался минимальным.
Методика
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 40 000 участников скан-панели в 220 городах России с населением от 10 тыс. жителей и более.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.