• 3 октября, 2019

Россияне в августе увеличили потребление шоколада

Текущий релиз о динамике индекса «Кофе с Молоком» является последним. Индекс выпускался на регулярной основе с апреля 2012 года, и за эти годы стал востребованным как среди маркетологов и исследователей компаний-производителей, так и в аналитических центрах финансовых и правительственных организаций. Идея индекса состояла в том, чтобы через набор продуктов не первый необходимости отслеживать уровень экономической уверенности россиян – отказываются от простых удовольствий, значит, тревожность повышается. Однако ситуация в ритейле сегодня такова, что на продажи оказывают сильное влияние ценовые и продуктовые промо-акции. Отследить, почему потребители приобретают больше или меньше кофе или шоколада, становится все сложнее в силу множественности факторов влияния на процесс покупки. В связи с этим было принято решение о завершении выпуска индекса «Кофе с Молоком». Но вместе с тем началась разработка нового показателя, который посредством наблюдения за другими параметрами будет отслеживать уровень потребительской уверенности россиян.

Динамика индекса «Кофе с Молоком» сохранила в августе стабильность вслед за неизменной же прохладной погодой. И если в июле КсМ вырос вопреки традициям, то в августе он закрепил эти позиции, показав минимальные изменения. Так, за месяц индекс простых удовольствий вырос всего на 0,1% до показателя в 918 п.п., что при отрицательной инфляции, тем не менее, дает настоящий рост. Относительно же августа прошлого года КсМ прибавил 5,5%, что также уверенно превосходит накопленную за период инфляцию в размере 4,3%.

Напомним, что в июле рост Индекса «Кофе с Молоком» состоялся благодаря вновь проснувшемуся интересу россиян к кофе. В августе же рост КсМ, пусть и минимальный, обеспечил шоколад. Это единственный продукт Индекса, который купило больше домохозяйств (+4%), чем месяцем ранее. И при снижении цены на шоколад на -1,2% его было куплено на 11% больше по объему, чем в июле.

Кофе в августе потерял и в цене (-0,6%), и в объемах (-1,8%). По воде были отмечены компенсаторные процессы: при увеличении объемов покупки на 2,8% платили россияне за воду на -2% меньше. Молоко же почти не изменилось в цене, прибавив к июльскому значению 0,4%, но потеряло в объемах -4%.

Годовой рост КсМ был достигнут благодаря повышенным объемам покупки кофе (+15,1%) и шоколада (+16,6%). Немного затормозило рост снижение цен на кофе в разрезе года – на -5,7%. Также за год в объемах просела вода (-4,4%) при почти неизменной на нее цене (+0,7%). Молоко же за год подорожало в среднем на 6,8%, но его было куплено меньше на -7,6%.

Результаты опроса комментирует президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин: «За все время расчета индекса – более семи лет – покупательская корзина существенно изменилась. Составляющие индекса все чаще входят в базовый набор продуктов, что активно поддерживается различными промоакциями на товары данных категорий. Кроме того, это говорит и о повышении уровня жизни наших сограждан, которые уже не воспринимают кофе или шоколад, как нечто особенное и не входящее в их стандартную потребительскую корзину. При учете всех этих факторов составляющие нашего индекса перестают быть корректными индикаторами. Поэтому мы приступили к поиску новых показателей, через призму которых мы продолжим более детально изучать современного потребителя».

В Москве Индекс «Кофе с Молоком» показал в августе скромную динамику и в разрезе месяца, и в разрезе года. Так, по сравнению с июлем КсМ прибавил 0,9% и достиг отметки в 1054 п.п. Относительно же августа прошлого года изменения составили 0,8%, что более чем в пять раз не дотягивает до уровня годовой инфляции.

Тем не менее, росту столичного Индекса так же, как и в целом по стране, способствовал шоколад. Пенетрация по продукту выросла на 3% — то есть на столько больше домохозяйств покупали шоколад в августе по сравнению с июлем. И даже удешевление шоколада на -4,9% не смогло нарушить общий рост КсМ благодаря заметному росту объемов его покупки на 18,5% за месяц.

Затормозило рост КсМ в столице ощутимое снижение объемов покупки воды (-8,3%) даже при небольшом росте цены на нее (+1,4%). Кофе в августе подорожал в столичных магазинах на 3,4%, но его было куплено на -3% меньше. Молоко же подешевело за месяц на -2,4%, однако москвичи его купили ненамного больше, чем в июле (+0,3%).

В годовом выражении скромный рост КсМ объясняется снижением цен почти на все ингредиенты Индекса. Вода подешевела на -0,8%, шоколад – на -2,7%, кофе – на -8,7%. Только молоко относительно прошлогоднего августа прибавило в цене 4,8%. За год потеряли в объемах покупки молоко (-9,3%) и вода (-7,1%). И даже рост объемов покупки кофе (+18,5%) и шоколада (+6,2%) не смогли спасти ситуацию. Рост индекса простых удовольствий по году оказался минимальным.

Методика

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 40 000 участников скан-панели в 220 городах России с населением от 10 тыс. жителей и более.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…