- 10 декабря, 2019
- 146
RAEX: Представители факторинговых компаний обсудили источники роста факторингового рынка в России
Дискуссию на форуме открыл директор по продажам компании «Сбербанк Факторинг» Александр Пестов. Он рассказал об основных задачах, стоящих перед факторинговой отраслью в России. Главная из них, по его мнению, заключается в строительстве цифровой инфраструктуры, которая будет способствовать притоку новых клиентов. По его словам, компания в 2019 году открыла удобный электронный сервис, позволяющий принимать решение о выделении факторингового финансирования буквально за 7 минут. Он также обратил внимание на то, что музыку на факторинговом рынке сейчас заказывают дебиторы (покупатели продукции). Именно под них разрабатываются электронные сервисы.
Директор департамента факторинга Московского кредитного банка (МКБ) Кирилл Покровский обратил внимание на большой потенциал госзакупок для рынка факторинга. Объём рынка составляет 7 трлн рублей, что уже привлекательно для факторов. При этом госкомпании обеспечивают высокую маржинальность факторинговым компаниям. Это актуально, так как среднерыночная доходность факторов в условиях усиления конкуренции падает. Однако для быстрого раскрытия потенциала факторинга в госзакупках существуют законодательные ограничения. Речь, в частности, идёт о сокращении сроков оплаты госконтракту.
Развил тему законодательных ограничений в госфакторинге заместитель директора по экономике и финансам «Росжелдорснаба» — филиала ОАО «РЖД» Александр Софронов. По его словам, срок оплаты дебиторской задолженности по госконтрактам с 2020 года для МСП составит 15 дней с даты подписания документов о приёмке, для остальных компаний — 30 дней. С этого момента у РЖД пропадет всякая возможность работать с МСП по факторингу. Он также напомнил, что в середине 2018 года Верховный суд РФ отменил письмо Минфина, в котором была запрещена переуступка права требования по 144-ФЗ, после чего госкомпании получили право работать с факторинговыми компаниями. Однако в процессе работы сложились ограничения в части сроков обработки задолженности. В частности, в холдинге «РЖД» задолженность дебиторов обрабатывается продолжительное время, это данность. По этой причине многие факторы отказываются работать с РЖД, что является препятствием для компании.
Директор департамента факторинга банка «Союз» Александр Варенников в своём выступлении заострил внимание на необходимости сокращения длительности бизнес-процессов, связанных с подготовкой факторингового контракта. С этой задачей хорошо справляется автоматизация бизнес-процессов, за счет которой удается увеличить прозрачность бизнес-процессов и повысить лояльность клиентов.
Исполнительный директор «Национальной факторинговой компании» Александр Поленок рассказал о преимуществах цифровизации для факторингового рынка. Одним из плюсов является снижение уровня дефолтов компаний. «За последний год у нас не было ни одного дефолта по причине мошенничества. Цифровизация позволяет в реальном режиме времени выявлять все тревожные сигналы у клиентов и проводить расследование по точечным сделкам, и предотвращать дефолт… За последний год НФК «вышла» из 145 клиентов именно из-за тревожных сигналов», — уточнил он.
В свою очередь заместитель директора по факторингу ПАО «Промсвязьбанк» Андрей Краснов отметил, что факторинговое отделение группы Промсвязьбанка сейчас находится на этапе трансформации. Цель на ближайшие годы — увеличить в портфеле количество сделок с крупными корпоративными клиентами, которые, видя в факторинге альтернативу страхованию, выбирают факторинговые сделки без регресса. В то же время предыдущее правление ПСБ делало ставку на клиентов в сегменте МСБ. В этом сегменте превалируют сделки с регрессом. Была создана целая фабрика факторингового финансирования малых и средних предприятий внутри ПСБ. Сейчас ПСБ сохраняет сегмент МСБ и расширяет количество крупных клиентов.
Руководитель дирекции по работе с клиентами «ВТБ Факторинг» Корнелиу Робу рассказал собравшимся, что фокус компании в последние три года сосредоточен на новой нише — финансировании кредиторской задолженности предприятий. «Мы увидели большой спрос на эту услугу, когда запустили экспериментальный продукт «Агентский факторинг» и он очень хорошо пошёл», — пояснил он. В этом году «ВТБ Факторинг» провёл опрос среди 400 компаний, насколько хорошо они знают, как можно зарабатывать на продаже кредиторской задолженности. Выяснилось, что 95% поставщиков не имеют опыта участия в программах финансирования поставщиков и в факторинговых операциях. При этом 80% опрошенных привлекают заёмный капитал для пополнения оборотного капитала и готовы давать скидки дебиторам (покупателям) за досрочную оплату. Таким образом, «ВТБ Факторинг» определил для себя новый перспективный сегмент работы. За рубежом такие сделки финансируют финтех-компании. В России это — абсолютное неосвоенное поле.
По такому же пути собирается двигаться и «Альфа-Банк». Директор по продажам факторинговых продуктов «Альфа-Банка» Павел Шишов подчеркнул, что основная цель компании на текущий момент — это поиск новых клиентов. Сейчас больше половины портфеля составляют сделки с алкогольными ритейлерами, оставшаяся часть — розничные продавцы электроники и продуктов питания. В будущем Альфа-Банк намерен выйти на рынок финансирования кредиторской задолженности крупных российских корпораций. «Мы видим, что в последние годы финансовые директоры внимательно следят за оптимизацией оборотного капитала. Факторинговые компании им в этом могут серьезно помочь», — пояснил он.
Живой интерес представителей факторов от банков с госучастием вызвала тема государственной гарантийной поддержки: о поручительствах по факторингу и опыте такого продукта рассказала заместитель исполнительного директора Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Анастасия Сергеева.
Генеральный директор «Факторинг Плюс» Виктор Вернов рассказал, что будущее факторингового рынка лежит в плоскости упрощения верификации дебиторов и ускорения работы с клиентами. «Факторинг сейчас дробится на две ветви — юридически значимый и фактически значимый продукт. Есть компании, которые придают много внимания подписанию большого пакета документов с дебитором перед подписанием факторингового договора. Уведомление подписывается дебитором только через месяц после принятия решения о выдаче финансирования», — пояснил он. Вместе с тем, в США фактическая верификация дебитора (отгрузка произошла и у поставщика есть права требования на оплату) — это уже повод для финансирования поставщика, то есть покупателю товара не нужно проходить долгую процедуру андеррайтинга, чтобы подтвердить свою финансовую состоятельность. В России рост рынка факторинга связан именно с фактически значимой верификацией, считает он.
Исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко предложил участникам рынка подойти к решению стоящих перед ними задач креативно. «Прекратите продавать деньги, продавайте сервисы, комфорт, помощь», — посоветовал он, уточнив, что факторингу необходимы собственный бренд, смысл и выгода от сотрудничества, которые будут понимать все.