- 3 сентября, 2020
- 158
К ПРЕФЕРЕНЦИЯМ – ЧЕРЕЗ СТРАХОВАНИЕ
Охват растениеводства страхованием в нашей стране по-прежнему очень мал. Чтобы исправить ситуацию, страховщики должны предложить аграриям простые, прозрачные и востребованные страховые продукты. А государству необходимо рассмотреть возможность увеличения объема господдержки и преференций для застрахованных хозяйств. В основе этих мер лежит развитие законодательства об агростраховании. О том, как видят эти вопросы законодатели, рассказал в своем интервью Председатель Комитета Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете текущий уровень развития сельхозстрахования? Какие факторы влияют на его развитие?
Алексей Майоров: Страхование является важным элементом обеспечения финансовой устойчивости аграриев. Этот инструмент используется во всем мире. Действующие условия страхования, введенные с 2019 года после изменений в законодательство, подготовленные при непосредственном участии Совета Федерации, безусловно, оказали положительное влияние на развитие этого механизма поддержки аграриев: в прошлом году мы увидели четырехкратный рост охвата сельхозплощадей страховой защитой. Совет Федерации позитивно оценивает позицию Минсельхоза России, направленную на поддержку развития сельскохозяйственного страхования.
Но текущего уровня, конечно, не достаточно: в масштабах страны застраховано всего 6 % посевных площадей — это не обеспечивает полноценную защиту растениеводства.
ССТ: Но, если сельхозстрахование не пользуется широким спросом агропроизводителей, может быть, оно для нашей страны не особенно актуально?
А. М.: Конечно, для аграриев, как и для предприятий других отраслей экономики, в чрезвычайных ситуациях предусмотрена возможность поддержки со стороны государства. В законе о федеральном бюджете до 2022 года на эти цели планируется ежегодно выделять 2,5 млрд руб., при необходимости Правительством изыскиваются возможности привлечения средств из резервных фондов. Однако, как показывает практика, убытки в АПК колеблются в объеме год от года и существенно превышают возможности бюджета.
Для сравнения: в 2016 году ущерб от ЧС в АПК был оценен на уровне 2,6 млрд руб., а в 2019 превысил 13,2 млрд руб. Государство помогло и на этот раз — более 6 млрд руб. было выделено дальневосточным регионам и Иркутской области, наиболее пострадавшим от стихии — катастрофического наводнения. При этом более 90 % пострадавших полей в этих регионах не было застраховано.
ССТ: Понятно, что государственных ресурсов на всех не хватит. А если оставить риски на собственное удержание аграриев — к чему может привести такая политика?
А. М.: С учетом уровня закредитованности агросектора, в случае отсутствия поддержки при наступлении неблагоприятных климатических условий и каких-то чрезвычайных ситуаций, это приведет к остановке производства сельхозпродукции, банкротству многих предприятий и сокращению количества рабочих мест. Мы все помним, например, 2010 год, когда в России была масштабная засуха — ущерб составил 42 млрд руб. В 2012-м это явление повторилось в Сибири, что в совокупности привело к необходимости расширить в 2013 году законодательные условия для финансового оздоровления сельхозпроизводителей. Государство предпринимает серьезные меры по поддержке аграрных предприятий.