- 31 октября, 2023
- 114
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА — ПАЦИЕНТ
30 лет с точки зрения истории — цифра незначительная, но для жизни организации это солидный срок. О том, как в последние три десятилетия развивался Территориальный фонд ОМС Тюменской области, рассказывает его руководитель Юрий Гиберт.
ССТ: Какую роль сегодня играет Территориальный фонд ОМС в системе здравоохранения Тюменской области?
Юрий Гиберт: Основная задача Фонда — реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС). Другими словами, мы ответственны за своевременное финансирование медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Но деятельность фонда давно вышла за рамки финансово-кредитной организации. Скорее, поддержание финансовой стабильности здравоохранения — это основа, на которой построена вся его деятельность.
Сегодня критерии эффективности ОМС и самого здравоохранения — качество и доступность оказанной медицинской помощи. В этом направлении вот уже 30 лет мы работаем совместно с департаментом здравоохранения Тюменской области, страховыми медицинскими и медицинскими организациями. Все это время система ОМС развивается, ежегодно увеличиваются объемы медицинской помощи и нормативы финансовых затрат. Фонд — это не только финансы, потому что за каждым направленным в медорганизацию рублем стоит чья-то важная личная история.
ССТ: Какие достижения системы ОМС в последние годы Вы бы отметили?
Ю. Г.: Значительный шаг в развитии ОМС был сделан в 2011 году, когда в результате преобразований началось строительство полноценной пациент-ориентированной модели здравоохранения. Было расширено право гражданина свободно выбирать страховую компанию и медицинскую организацию, началась масштабная работа по цифровой трансформации ОМС.
Внедрение единого полиса позволило получать медицинскую помощь в рамках базовой программы в поездках по всей территории страны. Часть услуг — например, запись к врачу или получение результатов анализов стала доступна в электронном виде.
В 2016 году в системе ОМС появился институт страховых представителей для защиты интересов пациента. Пациенты могут обратиться за помощью в свои страховые медицинские организации через «горячие линии», по электронной почте и телефоны прямой связи со страховыми компаниями, размещенные в холлах поликлиник. Пациенты научились пользоваться своими правами, о чем свидетельствует рост обращений в страховые медицинские организации. Для сравнения в 2017 году страховые представители I и II уровней проконсультировали 60 тыс. человек, а за 2022 год в ТФОМС Тюменской области и страховые медицинские организации поступило 154 тыс. обращений.
В этом году страховые представители Тюменского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» стали лучшими на межрегиональном конкурсе страховых представителей среди 11 команд из субъектов Российской Федерации, чем мы очень гордимся. Проект, который был представлен на конкурс, посвящен привлечению к диспансеризации той части населения, которая меньше всего любит посещать медицинские организации и проходить обследования — мужчин трудоспособного возраста. Проект объединил в себе несколько опций и кейсов, которые делают визиты к врачу удобными и занимают минимум времени. Например, в нескольких поликлиниках региона можно без очередей посетить специалиста, используя так называемые мультиталоны.
В нашей области регулярно расширяется объем высокотехнологичной медицинской помощи, которую можно получить по программе ОМС: сложные операции на сердечно-сосудистой системе, включая стентирование коронарных сосудов, эндопротезирование суставов, применение генно-инженерных биологических лекарственных препаратов, экстракорпоральное оплодотворение и др. За 30 лет действия системы ОМС около 10 тыс. пациентов заменили суставы и сохранили качество жизни.
ССТ: Как изменилось качество медицинских услуг за последние годы?
Ю. Г.: Качество и доступность медицинской помощи — наши основные ориентиры. Это и возможность записаться на консультацию к специалистам, и высокая квалификация медицинского персонала, и современная материально-техническая база медорганизаций.
В регионе активно развиваются высокие медицинские технологии. Многие виды медпомощи предоставляются на уровне ведущих российских и зарубежных клиник: Федеральный центр нейрохирургии, комплекс «Медицинский город», Областная клиническая больница № 1, медико-санитарная часть «Нефтяник».
Без информационных технологий в наше время ни в одной сфере не обойтись. Медицина — одна из тех отраслей, где информатизация крайне необходима. Информатизация в системе здравоохранения позволила перейти на электронную медицинскую карту с 2016 года, электронный рецепт, взаимодействие между медицинскими организациями.
Сейчас ФФОМС совместно с Минздравом России работают над созданием единой информационной системы, которая обеспечит хранение и обработку данных обо всей оказанной медицинской помощи, в том числе с применением искусственного интеллекта.
Появились новые каналы записи: портал, мобильное приложение, контакт-центр, инфо-киоски, что помогает более эффективно использовать человеческие ресурсы и оборудования в поликлиниках.
ССТ: В чем секрет эффективности системы ОМС Тюменской области?
Ю. Г.: На мой взгляд, в продуманной политике Правительства региона, которое еще в начале 2000 годов сформировало прогрессивную модель преимущественно одноканального финансирования территориальной программы ОМС. Впоследствии она была взята за основу реформирования системы ОМС в России, в объединении усилий фонда, департамента здравоохранения, медицинских организаций, страховых компаний для оказания качественной медпомощи за счет средств ОМС.
Ключевой фигурой нашей совместной деятельности всегда является пациент. Только альянс всех участников системы здравоохранения, когда все работают в единой команде, на одну задачу, дает результаты. Конечно, недочеты есть, как и в любой другой отрасли, но это точки роста.
ССТ: Какие задачи поставлены перед системой ОМС в ближайшие годы?
Ю. Г.: Приоритетное направление для Федерального фонда ОМС — финансирование амбулаторного звена, на что в этом году планируется направить более 1 трлн руб. или 39 % от общего объема финансирования. Это позволит существенно увеличить объемы профилактической помощи и будет способствовать решению ключевой задачи, стоящей перед системой здравоохранения — повышение продолжительности жизни граждан. Привлечение жителей региона к профилактическим осмотрам и диспансеризации — тоже одна из задач фонда, в 2023 году нормативы объема медпомощи по диспансеризации увеличены.
В центре внимания фонда и совершенствование единой системы персонифицированного учета медпомощи, включая разработку алгоритмов ведения пациентов с хроническими заболеваниями, внедрение сервисов персонального сопровождения, совершенствование способов оплаты медицинской помощи, перевод на рискориентированную модель контрольно-экспертных мероприятий, развитие деятельности института защиты прав застрахованных лиц. В этом направлении фонд активно взаимодействует со страховыми медицинскими организациями.
39 % от общего объема финансирования планируется направить амбулаторному звену
Например, ООО «АльфаСтрахование- ОМС» реализует в регионе социально-значимый функционал по бесплатному сопровождению кардиологических и онкологических пациентов. В рамках программы «Кардиолиния» страховые представители контролируют госпитализацию каждого пациента с острыми формами ишемической болезни сердца, к которому выезжала «скорая помощь» или была оказана неотложная медпомощь в поликлинике. В Тюмени страховая компания и ГБУЗ ТО «Станция скорой медицинской помощи» еженедельно выявляют для своевременного сопровождения пациентов, не госпитализированных после вызова «скорой помощи» с подозрением на острый коронарный синдром и нестабильную стенокардию. Страховые представители оперативно связываются с пациентами и мотивируют их на бережное отношение к своему здоровью.
Для ранней диагностики и снижения частоты прогрессирования онкозаболеваний реализуется функционал «ОнкоNet», предполагающий сопровождение и контроль качества медпомощи пациентам с подозрением или впервые установленным онкологическим диагнозом. Страховые представители обеспечивают регулярный контакт с такими пациентами, выясняют причину неявки к врачу-онкологу, при необходимости содействуют в организации медпомощи.
Сегодня для внедрения системы приоритезации пациентов в рамках диспансерного наблюдения разрабатываются новые проекты по сопровождению пациентов страховыми представителями СМО.
В центре внимания пилотного проекта — пациенты трудоспособного возраста 45–54 лет, длительно не посещающие врача, с заболеваниями, которые предшествуют развитию злокачественных новообразований. Новая программа предполагает проактивное приглашение пациентов данной группы на прием к врачу, обеспечение и контроль сроков, полноты необходимых обследований. Такой подход позволит предотвратить развитие онкологических заболеваний, обеспечит их выявление на ранних стадиях.
Фокус другого пилотного проекта — две группы пациентов трудоспособного возраста 45–54 лет: с высоким риском осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, не наблюдающиеся у доктора, и с острой ишемической болезнью сердца, отказавшиеся от госпитализации после вызова «скорой помощи». Страховые представители запишут их на прием к врачу, проконтролируют своевременность и полноту диспансерного наблюдения, при необходимости окажут содействие в плановой госпитализации. Важно сформировать у пациента осознанное участие в профилактике рисков развития осложнений заболевания.