• 31 октября, 2023
  • 133

КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА — ПАЦИЕНТ

Гиберт Юрий

Директор ТФОМС Тюменской области

КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА — ПАЦИЕНТ

30 лет с точки зрения истории — цифра незначительная, но для жизни организации это солидный срок. О том, как в последние три десятилетия развивался Территориальный фонд ОМС Тюменской области, рассказывает его руководитель Юрий Гиберт.

ССТ: Какую роль сегодня играет Терри­ториальный фонд ОМС в системе здраво­охранения Тюменской области?

Юрий Гиберт: Основная задача Фон­да — реализация государственной поли­тики в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС). Другими словами, мы ответственны за своевременное фи­нансирование медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Но деятель­ность фонда давно вышла за рамки фи­нансово-кредитной организации. Скорее, поддержание финансовой стабильности здравоохранения — это основа, на которой построена вся его деятельность.

Сегодня критерии эффективности ОМС и самого здравоохранения — качество и доступность оказанной медицинской помощи. В этом направлении вот уже 30 лет мы работаем совместно с департаментом здравоохранения Тюменской области, страховыми медицинскими и медицински­ми организациями. Все это время система ОМС развивается, ежегодно увеличиваются объемы медицинской помощи и нормативы финансовых затрат. Фонд — это не только финансы, потому что за каждым направ­ленным в медорганизацию рублем стоит чья-то важная личная история.

ССТ: Какие достижения системы ОМС в последние годы Вы бы отметили?

Ю. Г.: Значительный шаг в развитии ОМС был сделан в 2011 году, когда в результате преобразований началось строительство полноценной пациент-ориентированной модели здравоохранения. Было расшире­но право гражданина свободно выбирать страховую компанию и медицинскую организацию, началась масштабная работа по цифровой трансформации ОМС.

Внедрение единого полиса позволило полу­чать медицинскую помощь в рамках базовой программы в поездках по всей территории страны. Часть услуг — например, запись к врачу или получение результатов анализов стала доступна в электронном виде.

В 2016 году в системе ОМС появился институт страховых представителей для за­щиты интересов пациента. Пациенты могут обратиться за помощью в свои страховые медицинские организации через «горячие линии», по электронной почте и телефоны прямой связи со страховыми компаниями, размещенные в холлах поликлиник. Па­циенты научились пользоваться своими правами, о чем свидетельствует рост обра­щений в страховые медицинские организа­ции. Для сравнения в 2017 году страховые представители I и II уровней проконсуль­тировали 60 тыс. человек, а за 2022 год в ТФОМС Тюменской области и страхо­вые медицинские организации поступило 154 тыс. обращений.

В этом году страховые представите­ли Тюменского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» стали лучшими на межрегиональном конкурсе страховых представителей среди 11 команд из субъек­тов Российской Федерации, чем мы очень гордимся. Проект, который был представ­лен на конкурс, посвящен привлечению к диспансеризации той части населения, которая меньше всего любит посещать медицинские организации и проходить обследования — мужчин трудоспособного возраста. Проект объединил в себе несколь­ко опций и кейсов, которые делают визиты к врачу удобными и занимают минимум времени. Например, в нескольких поликли­никах региона можно без очередей посе­тить специалиста, используя так называе­мые мультиталоны.

В нашей области регулярно расширяется объем высокотехнологичной медицин­ской помощи, которую можно получить по программе ОМС: сложные операции на сердечно-сосудистой системе, вклю­чая стентирование коронарных сосудов, эндопротезирование суставов, применение генно-инженерных биологических лекар­ственных препаратов, экстракорпоральное оплодотворение и др. За 30 лет действия системы ОМС около 10 тыс. пациентов заменили суставы и сохранили качество жизни.

ССТ: Как изменилось качество медицин­ских услуг за последние годы?

Ю. Г.: Качество и доступность медицин­ской помощи — наши основные ориентиры. Это и возможность записаться на кон­сультацию к специалистам, и высокая квалификация медицинского персонала, и современная материально-техническая база медорганизаций.

В регионе активно развиваются высокие медицинские технологии. Многие виды медпомощи предоставляются на уровне ведущих российских и зарубежных кли­ник: Федеральный центр нейрохирургии, комплекс «Медицинский город», Областная клиническая больница № 1, медико-сани­тарная часть «Нефтяник».

Без информационных технологий в наше время ни в одной сфере не обойтись. Меди­цина — одна из тех отраслей, где информа­тизация крайне необходима. Информатиза­ция в системе здравоохранения позволила перейти на электронную медицинскую карту с 2016 года, электронный рецепт, вза­имодействие между медицинскими органи­зациями.

Сейчас ФФОМС совместно с Минздравом России работают над созданием единой ин­формационной системы, которая обеспечит хранение и обработку данных обо всей оказанной медицинской помощи, в том числе с при­менением искусственного интеллекта.

Появились новые каналы записи: портал, мобильное приложение, контакт-центр, инфо-ки­оски, что помогает более эффективно использовать человеческие ресурсы и обо­рудования в поликлиниках.

ССТ: В чем секрет эффективности систе­мы ОМС Тюменской области?

Ю. Г.: На мой взгляд, в продуманной политике Правительства региона, которое еще в начале 2000 годов сформировало прогрессивную модель преимущественно одноканального финансирования террито­риальной программы ОМС. Впоследствии она была взята за основу реформирования системы ОМС в России, в объединении уси­лий фонда, департамента здравоохранения, медицинских организаций, страховых ком­паний для оказания качественной медпомо­щи за счет средств ОМС.

Ключевой фигурой нашей совместной де­ятельности всегда является пациент. Только альянс всех участников системы здраво­охранения, когда все работают в единой команде, на одну задачу, дает результаты. Конечно, недочеты есть, как и в любой дру­гой отрасли, но это точки роста.

ССТ: Какие задачи поставлены перед системой ОМС в ближайшие годы?

Ю. Г.: Приоритетное направление для Федерального фонда ОМС — финансиро­вание амбулаторного звена, на что в этом году планируется направить более 1 трлн руб. или 39 % от общего объема финан­сирования. Это позволит существенно увеличить объемы профилактической помощи и будет способствовать решению ключевой задачи, стоящей перед системой здравоохранения — повышение продол­жительности жизни граждан. Привлечение жителей региона к профилактическим осмотрам и диспансеризации — тоже одна из задач фонда, в 2023 году нормативы объема медпомощи по диспансеризации увеличены.

В центре внимания фонда и совершенствование единой системы персонифицированно­го учета медпомощи, включая разработку алгоритмов ведения пациентов с хроническими забо­леваниями, внедрение сервисов пер­сонального сопровождения, совершен­ствование способов оплаты медицинской помощи, перевод на рискориентированную модель контрольно-экспертных меропри­ятий, развитие деятельности института защиты прав застрахованных лиц. В этом направлении фонд активно взаимодейству­ет со страховыми медицинскими организа­циями.

39 % от общего объема финансирования планируется направить амбулаторному звену

Например, ООО «АльфаСтрахование- ОМС» реализует в регионе социально-зна­чимый функционал по бесплатному сопро­вождению кардиологических и онкологи­ческих пациентов. В рамках программы «Кардиолиния» страховые представители контролируют госпитализацию каждого пациента с острыми формами ишемической болезни сердца, к которому выезжала «ско­рая помощь» или была оказана неотлож­ная медпомощь в поликлинике. В Тюмени страховая компания и ГБУЗ ТО «Станция скорой медицинской помощи» еженедельно выявляют для своевременного сопровожде­ния пациентов, не госпитализированных после вызова «скорой помощи» с подо­зрением на острый коронарный синдром и нестабильную стенокардию. Страховые представители оперативно связываются с пациентами и мотивируют их на бережное отношение к своему здоровью.

ТЮМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ОМС». 6 МЕСЯЦЕВ 2023

Для ранней диагностики и снижения частоты прогрессирования онкозаболева­ний реализуется функционал «ОнкоNet», предполагающий сопровождение и контроль качества медпомощи пациентам с подозре­нием или впервые установленным онкологи­ческим диагнозом. Страховые представители обеспечивают регулярный контакт с такими пациентами, выясняют причину неявки к врачу-онкологу, при необходимости содей­ствуют в организации медпомощи.

Сегодня для внедрения системы приори­тезации пациентов в рамках диспансерного наблюдения разрабатываются новые проек­ты по сопровождению пациентов страховы­ми представителями СМО.

В центре внимания пилотного проек­та — пациенты трудоспособного возраста 45–54 лет, длительно не посещающие врача, с заболеваниями, которые предшествуют развитию злокачественных новообразова­ний. Новая программа предполагает про­активное приглашение пациентов данной группы на прием к врачу, обеспечение и кон­троль сроков, полноты необходимых обсле­дований. Такой подход позволит предотвра­тить развитие онкологических заболеваний, обеспечит их выявление на ранних стадиях.

Фокус другого пилотного проекта — две группы пациентов трудоспособного возрас­та 45–54 лет: с высоким риском осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, не на­блюдающиеся у доктора, и с острой ише­мической болезнью сердца, отказавшиеся от госпитализации после вызова «скорой помощи». Страховые представители запи­шут их на прием к врачу, проконтролируют своевременность и полноту диспансерного наблюдения, при необходимости окажут содействие в плановой госпитализации. Важно сформировать у пациента осознан­ное участие в профилактике рисков разви­тия осложнений заболевания.

Похожие статьи

Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным страховым продуктом

Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным…

Данный документ был принят во исполнение методических рекомендаций Банка России по управлению  финансовым продуктом.
15-16 апреля – Страховой Бизнес-Форум «Вызовы года 2025»

15-16 апреля – Страховой Бизнес-Форум «Вызовы года 2025»

15-16 апреля 2025 года в Москве состоится очередной Страховой Бизнес-Форум «Вызовы года 2025».
24–25 апреля – Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025»

24–25 апреля – Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового…

24–25 апреля 2025 года состоится Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025».