- 22 мая, 2024
- 64
КОМАНДНАЯ РАБОТА
Развитие рынка страхования — это командная работа, где важны роль и вклад каждого: законодателя, регулятора, органов власти и самих страховщиков. Об этом в своем интервью рассказал и. о. директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Алексей Яковлев.
ССТ: Какие достижения Всероссийского союза страховщиков Вы хотели бы особо отметить за 30 лет деятельности ВСС?
Алексей Яковлев: ВСС стал единым объединяющим центром, направленным и на защиту интересов страховщиков, и на генерирование новых идей в целях развития страхового рынка. На сегодня ВСС является единственным объединением страховщиков, получившим статус саморегулируемой организации (СРО). В этой связи базовые и внутренние стандарты, разрабатываемые объединением, позволяют устанавливать определенные «правила поведения», упорядочить деятельность страховщиков при оказании ими страховых услуг, а также осуществлять контроль за членами СРО, и в случае необходимости оперативно принимать меры реагирования.
Сложился хороший уровень взаимодействия и с Минфином России, и с Банком России, и с законодателями, с другими органами власти. ВСС принимает активное участие во всех законодательных инициативах, связанных с совершенствованием и развитием страхового законодательства. Показательным примером является инициатива по введению электронного ОСАГО и электронного урегулирования убытков по обязательным видам страхования.
ССТ: А в каких направлениях Вам хотелось бы видеть дальнейшее развитие?
А. Я.: В первую очередь я бы говорил о более широком спектре интересов, защищаемых и развиваемых ВСС. Раньше деятельность ВСС во многом была сконцентрирована вокруг интересов нескольких наиболее крупных игроков. Это совершенно обосновано и оправдано, тем более, когда речь идет о формировании и становлении рынка, как было в первое время работы ВСС. Но с развитием и упорядочиванием рынка все большую часть работы ВСС должны занимать инструменты самосовершенствования и развития.
ВСС стал единым объединяющим центром, направленным и на защиту интересов страховщиков, и на генерирование новых идей в целях развития страхового рынка. На сегодня ВСС является единственным объединением страховщиков, получившим статус саморегулируемой организации.
Сегодня качественное развитие рынка возможно только при высоком уровне конкуренции — и не только внутри десятка крупных игроков, но и с другими типами игроков. Нужно больше прислушиваться к региональным страховщикам, к обществам взаимного страхования, к нетрадиционным пока для сегодняшнего рынка каналам продаж и способам взаимодействия со страхователями.
Ожидаем работу ВСС по усилению социальной направленности в деятельности страховщиков. Серьезным игрокам рынка очевидно, что упущенная сегодня прибыль может обернуться завтра новыми большими возможностями в деятельности. И наоборот — отвоеванные сегодня любой ценой интересы могут стать последней победой в жизни компании.
ССТ: В 2023 году страховой рынок показал очень хорошие результаты, особенно большой рост демонстрирует страхование жизни. Как вы считаете, какие факторы определили этот рост рынка? Это временное явление или страхование действительно стало неотъемлемой составляющей экономики РФ?
А. Я.: Рост сегментов накопительного и инвестиционного страхования жизни объясняется рядом причин: активными продажами таких программ, работой страховщиков над повышением их привлекательности для клиентов, в том числе по уровню потенциальной доходности. У продуктов страхования жизни есть ряд преимуществ по сравнению с иными инструментами для сбережений — наличие страховой защиты, возможность получения налогового вычета, юридическая защита капитала: страховые взносы не подлежат взысканию, конфискации, аресту, разделению при имущественных спорах.
Восстановление объемов страхования жизни и здоровья заемщиков также связано с активным ростом объемов кредитования физических лиц: по итогам 2023 года объем предоставленных физическим лицам кредитов увеличился почти в 1,5 раза, а кредитование почти всегда работает в паре со страхованием.
Вместе с тем за год кардинально изменилось немногое, но наметившиеся тренды могут со временем перерасти в очень хорошие и уверенные векторы развития. Пока рано говорить, что страхование — существенная неотъемлемая составляющая экономики. Эта составляющая есть, но ее потенциал должен быть реализован многократно сильнее.
Серьезным игрокам рынка очевидно, что упущенная сегодня прибыль может обернуться завтра новыми большими возможностями в деятельности. И наоборот — отвоеванные сегодня любой ценой интересы могут стать последней победой в жизни компании.
Страховая культура пока не так сильно развита у россиян, однако проводимая в последние годы на всех уровнях государством, Минфином совместно с Банком России кампания по повышению финансовой грамотности и финансовому просвещению, усиление клиентской ценности страховых продуктов, грамотная работа страховщиков с клиентами будут способствовать дальнейшему росту страхового рынка.
ССТ: Рекордные паводки этой весной наносят огромный ущерб имуществу, в том числе жилью граждан. Поддерживаете ли Вы предложение страховщиков об усилении ответственности администраций регионов за разработку региональных программ страхования жилья на случай ЧС? Какие еще меры могут помочь сделать № 320-ФЗ более эффективным?
А. Я.: Мы считаем, что регионы должны разработать и утвердить такие программы. В настоящее время Минфином России осуществляется подготовка проекта нормативного правового акта, в соответствии с которым размер трансфертов на возмещение ущерба, причиненного в результате ЧС федерального и межрегионального характера жилым помещениям граждан, застрахованным в рамках программ, превышает размер трансфертов на возмещение ущерба, причиненного незастрахованным жилым помещениям граждан.
Также обсуждается вопрос об учете фактора наличия или отсутствия программы при принятии решений о предоставлении субсидий субъектам РФ в целях исполнения ими обязательств по возмещению ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате ЧС регионального значения. По нашему мнению, указанные меры могут стать стимулом для субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать такие программы.
Вместе с тем очевидно, что любые программы окажутся невостребованными без интереса страховщиков и конечных потребителей — граждан.
Так, без участия страховщиков запуск программ невозможен, поскольку не с кем будет заключать договоры страхования. То есть, программа и ее условия должны быть сформированы таким образом, чтобы охватить весь регион целиком, в том числе зоны с высоким риском ЧС, обеспечивая при этом экономическую заинтересованность страховщиков и доступность для граждан: для участия граждан вопрос цены крайне чувствителен.
Нужно сказать, что сценарии, при которых страховые выплаты окажутся значительно меньше полученных страховщиками страховых премий, либо наоборот, крайне нежелательны.
Таким образом, запуск подобных программ — это уравнение со множеством переменных. Требуется балансировка интересов всех участников, чтобы и страховщикам бизнес был интересен, и для граждан необременителен, и эффект для государства был бы значим.
ССТ: После трагедии в «Крокус Сити Холл» опять активно обсуждается вопрос о страховании ответственности владельцев объектов массового скопления людей. Поддерживаете ли Вы инициативы страховщиков по внедрению этого нового вида страхования, и должен ли он быть вмененным?
А. Я.: Внедрение страхования ответственности владельцев объектов массового скопления людей возможно только после установления ответственности за причинение вреда. Но это комплексный вопрос, который требует тщательного обсуждения и проработки широким кругом государственных органов с привлечением участников рынка и представителей бизнеса.
Так, установление «вмененности» или обязательности предлагаемого страхования повлечет за собой дополнительные регулярные расходы как государства, так и бизнеса на оплату страховой премии по таким договорам страхования.
Представляется, что для развития страхования ответственности нам в России необходимо, в первую очередь, повышение уровня финансовой грамотности руководителей бизнеса и граждан.
Например, если говорить о государстве как о собственнике таких объектов, то не очевидно, что расходы на страхование не превысят расходы, которые сейчас несет государство на выплату возмещения гражданам в результате происшествий на указанных объектах.
Поэтому предложение ВСС требует дополнительной проработки и обоснования, в том числе финансово-экономического.
ССТ: В международной практике страхование ответственности присутствует очень широко. Существует несколько сотен видов страхования самой разной ответственности. Должно ли в России развиваться страхование ответственности? Возможно ли установить налоговые льготы для страхователей, чтобы стимулировать развитие этого вида?
А. Я.: Страхование ответственности в Российской Федерации развивается: на сегодняшний день законодательно установлены три обязательных вида страхования ответственности (ОСАГО, ОПО и ОСГОП), а также несколько десятков видов «вмененного».
Представляется, что для развития страхования ответственности нам в России необходимо, в первую очередь, повышение уровня финансовой грамотности руководителей бизнеса и граждан, что позволит им заключать договоры страхования своей ответственности осознано, а не по принуждению, как в случаях обязательного или вмененного страхования.
Но есть и другая сторона. Патернализм не стимулирует граждан и предпринимателей к затратам на защиту своих интересов. Не учитывать этого нельзя, но и исправлять это тоже нужно. Речь, конечно же, не идет об отмене помощи со стороны государства, но развивать культуру страхования и дисциплину в защите своих интересов необходимо.
ССТ: Сейчас страховщики жизни не участвуют в системе долгосрочных сбережений, хотя традиционные договоры накопительного страхования жизни заключаются на срок 10–15 лет, а иногда и пожизненно. Возможно ли включение страховщиков в ПДС?
А. Я.: Программа долгосрочных сбережений (ПДС), запущенная 1 января этого года, позволяет гражданам за счет уплаты ими добровольных взносов и софинансирования со стороны государства сформировать капитал на долгосрочные цели, в том числе для дополнительной прибавки к пенсии, на случай особых жизненных ситуаций. Сейчас операторами ПДС выступают только негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В то же время мы полагаем, что с учетом условий, которые сочетает в себе данный финансовый инструмент, он будет востребован не только клиентами НПФ, но также и потребителями страховых услуг.
Вопрос расширения сферы применения ПДС посредством включения страховщиков в перечень организаций, осуществляющих деятельность по формированию долгосрочных сбережений, прорабатывается. В настоящее время Минфином, Банком России с участием представителей страхового сообщества обсуждается концепция участия страховщиков в системе долгосрочных сбережений, а также требования, которым должны соответствовать страховщики, имеющие намерение осуществлять деятельность по формированию долгосрочных сбережений, и предлагаемый ими продукт.
В соответствии с бюджетным законодательством с 2024 года оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного в результате ЧС федерального или межрегионального характера, осуществляется путем предоставления трансфертов, а в случае ЧС регионального характера может осуществляться путем предоставления субсидий.
ССТ: Что в стимулировании дальнейшего развития рынка страхования зависит от страховщиков, а что — от Министерства финансов, и в чем Вы видите свою задачу?
А. Я.: Мы видим свою роль в необходимости обеспечить понятное, актуальное и системное регулирование: установить четкие рамки там, где это наиболее чувствительно и важно, оставить возможность для свободы в интерпретации, если это позволит обеспечить наилучшую реализацию. Также одна из основных задач Минфина России — задание векторов развития страхового рынка на ближайшую и долгосрочную перспективы. Не менее важно для нас — слышать запросы бизнеса и общества, находить баланс их интересов с учетом возможностей законодательства.
От Банка России требуется обеспечить контроль и надзор за субъектами страхового дела, своевременно выявлять ситуации, угрожающие как интересам страхователей, так и всему рынку, его стабильности. Кроме того, в своих нормативных актах Банк России может более точечно доурегулировать те сферы, которые не охвачены актами более высокой юридической силы и требуют оперативных изменений.
От страховщиков зависит уровень доверия граждан и бизнеса к страхованию как инструменту защиты имущественных интересов в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий, в связи с чем от них требуется неискажение установленных страховым законодательством требований, добросовестное предоставление услуг гражданам.
От страховщиков зависит уровень доверия граждан и бизнеса к страхованию как инструменту защиты имущественных интересов в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.
Также ключевым вопросом является повышение финансовой грамотности и финансовой культуры, причем, как граждан, так и бизнеса. Вместе с Банком России и ВСС мы проводим системную работу по этому направлению, в том числе в части страхования.
Мы с вами понимаем, что страхование — выгодная и востребованная услуга. Но нужно доносить ценность этого продукта до максимально широкого круга лиц. В особенности это касается добровольных видов страхования. В определенной степени сфера страхования и его проникновение характеризуют уровень развития экономики и общественного устройства.
Таким образом, развитие рынка страхования — это командная работа, где важны роль и вклад каждого.