• 22 мая, 2024
  • 35

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Яковлев Алексей

И. о. директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Развитие рынка страхования — это командная работа, где важны роль и вклад каждого: законодателя, регулятора, органов власти и самих страховщиков. Об этом в своем интервью рассказал и. о. директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Алексей Яковлев.

ССТ: Какие достижения Всероссийско­го союза страховщиков Вы хотели бы особо отметить за 30 лет деятельности ВСС?

Алексей Яковлев: ВСС стал единым объединяющим центром, направленным и на защиту интересов страховщиков, и на генерирование новых идей в целях развития страхового рынка. На сегодня ВСС является единственным объедине­нием страховщиков, получившим статус саморегулируемой организации (СРО). В этой связи базовые и внутренние стан­дарты, разрабатываемые объединением, позволяют устанавливать определен­ные «правила поведения», упорядочить деятельность страховщиков при оказании ими страховых услуг, а также осущест­влять контроль за членами СРО, и в случае необходимости оперативно принимать меры реагирования.

Сложился хороший уровень взаимодей­ствия и с Минфином России, и с Банком России, и с законодателями, с другими органами власти. ВСС принимает актив­ное участие во всех законодательных инициативах, связанных с совершенство­ванием и развитием страхового законо­дательства. Показательным примером является инициатива по введению элек­тронного ОСАГО и электронного урегули­рования убытков по обязательным видам страхования.

ССТ: А в каких направлениях Вам хоте­лось бы видеть дальнейшее развитие?

А. Я.: В первую очередь я бы говорил о более широком спектре интересов, защищаемых и развиваемых ВСС. Рань­ше деятельность ВСС во многом была сконцентрирована вокруг интересов не­скольких наиболее крупных игроков. Это совершенно обосновано и оправдано, тем более, когда речь идет о формировании и становлении рынка, как было в первое время работы ВСС. Но с развитием и упо­рядочиванием рынка все большую часть работы ВСС должны занимать инструмен­ты самосовершенствования и развития.

ВСС стал единым объединя­ющим центром, направленным и на защиту интересов страхов­щиков, и на генерирование новых идей в целях развития страхового рынка. На сегодня ВСС являет­ся единственным объединением страховщиков, получившим статус саморегулируемой организации.

Сегодня качественное развитие рынка возможно только при высоком уров­не конкуренции — и не только внутри десятка крупных игроков, но и с другими типами игроков. Нужно больше прислу­шиваться к региональным страховщикам, к обществам взаимного страхования, к нетрадиционным пока для сегодняшнего рынка каналам продаж и способам взаи­модействия со страхователями.

Ожидаем работу ВСС по усилению соци­альной направленности в деятельности страховщиков. Серьезным игрокам рынка очевидно, что упущенная сегодня прибыль может обернуться завтра новыми боль­шими возможностями в деятельности. И наоборот — отвоеванные сегодня любой ценой интересы могут стать последней победой в жизни компании.

ССТ: В 2023 году страховой рынок показал очень хорошие результаты, осо­бенно большой рост демонстрирует стра­хование жизни. Как вы считаете, какие факторы определили этот рост рынка? Это временное явление или страхова­ние действительно стало неотъемлемой составляющей экономики РФ?

А. Я.: Рост сегментов накопительного и инвестиционного страхования жизни объясняется рядом причин: активными продажами таких программ, работой страховщиков над повышением их при­влекательности для клиентов, в том числе по уровню потенциальной доходности. У продуктов страхования жизни есть ряд преимуществ по сравнению с иными инструментами для сбережений — на­личие страховой защиты, возможность получения налогового вычета, юридиче­ская защита капитала: страховые взносы не подлежат взысканию, конфискации, аресту, разделению при имущественных спорах.

В 2023 году объем страховых премий увеличился на четверть относительно 2022 года

Восстановление объемов страхования жизни и здоровья заемщиков также связано с активным ростом объемов кредитования физических лиц: по итогам 2023 года объем предоставленных физи­ческим лицам кредитов увеличился почти в 1,5 раза, а кредитование почти всегда работает в паре со страхованием.

Вместе с тем за год кардинально измени­лось немногое, но наметившиеся тренды могут со временем перерасти в очень хорошие и уверенные векторы развития. Пока рано говорить, что страхование — существенная неотъемлемая составляю­щая экономики. Эта составляющая есть, но ее потенциал должен быть реализован многократно сильнее.

Серьезным игрокам рынка очевидно, что упущенная сегодня прибыль может обернуться завтра новыми большими возможностями в деятельности. И наоборот — отвоеванные сегодня любой ценой интересы могут стать последней победой в жизни компании.

Страховая культура пока не так сильно развита у россиян, однако проводимая в последние годы на всех уровнях госу­дарством, Минфином совместно с Банком России кампания по повышению финансо­вой грамотности и финансовому просве­щению, усиление клиентской ценности страховых продуктов, грамотная работа страховщиков с клиентами будут способ­ствовать дальнейшему росту страхового рынка.

ССТ: Рекордные паводки этой весной наносят огромный ущерб имуществу, в том числе жилью граждан. Поддержи­ваете ли Вы предложение страховщиков об усилении ответственности админи­страций регионов за разработку регио­нальных программ страхования жилья на случай ЧС? Какие еще меры могут помочь сделать № 320-ФЗ более эффек­тивным?

А. Я.: Мы считаем, что регионы должны разработать и утвердить такие програм­мы. В настоящее время Минфином России осуществляется подготовка проекта нор­мативного правового акта, в соответствии с которым размер трансфертов на возме­щение ущерба, причиненного в результате ЧС федерального и межрегионального характера жилым помещениям граждан, застрахованным в рамках программ, пре­вышает размер трансфертов на возмеще­ние ущерба, причиненного незастрахован­ным жилым помещениям граждан.

Также обсуждается вопрос об учете фактора наличия или отсутствия програм­мы при принятии решений о предостав­лении субсидий субъектам РФ в целях исполнения ими обязательств по возмеще­нию ущерба, причиненного жилым поме­щениям граждан в результате ЧС регио­нального значения. По нашему мнению, указанные меры могут стать стимулом для субъектов Российской Федерации разраба­тывать и утверждать такие программы.

Вместе с тем очевидно, что любые программы окажутся невостребованными без интереса страховщиков и конечных потребителей — граждан.

Так, без участия страховщиков запуск программ невозможен, поскольку не с кем будет заключать договоры страхования. То есть, программа и ее условия должны быть сформированы таким образом, чтобы охватить весь регион целиком, в том числе зоны с высоким риском ЧС, обеспечивая при этом экономическую заинтересован­ность страховщиков и доступность для граждан: для участия граждан вопрос цены крайне чувствителен.

Нужно сказать, что сценарии, при кото­рых страховые выплаты окажутся значи­тельно меньше полученных страховщи­ками страховых премий, либо наоборот, крайне нежелательны.

Таким образом, запуск подобных программ — это уравнение со множеством переменных. Требуется балансировка интересов всех участников, чтобы и стра­ховщикам бизнес был интересен, и для граждан необременителен, и эффект для государства был бы значим.

ССТ: После трагедии в «Крокус Сити Холл» опять активно обсуждается вопрос о страховании ответственности владельцев объектов массового скопле­ния людей. Поддерживаете ли Вы ини­циативы страховщиков по внедрению этого нового вида страхования, и должен ли он быть вмененным?

А. Я.: Внедрение страхования ответствен­ности владельцев объектов массового скопления людей возможно только после установления ответственности за причи­нение вреда. Но это комплексный вопрос, который требует тщательного обсуждения и проработки широким кругом государ­ственных органов с привлечением участни­ков рынка и представителей бизнеса.

Так, установление «вмененности» или обязательности предлагаемого страхова­ния повлечет за собой дополнительные регулярные расходы как государства, так и бизнеса на оплату страховой премии по таким договорам страхования.

Представляется, что для развития страхования ответственности нам в России необходимо, в первую очередь, повышение уровня финансовой грамотности руководителей бизнеса и граждан.

Например, если говорить о государ­стве как о собственнике таких объектов, то не очевидно, что расходы на страхова­ние не превысят расходы, которые сейчас несет государство на выплату возмещения гражданам в результате происшествий на указанных объектах.

Поэтому предложение ВСС требует дополнительной проработки и обоснования, в том числе финансово-экономического.

ССТ: В международной практике стра­хование ответственности присутствует очень широко. Существует несколько сотен видов страхования самой разной ответственности. Должно ли в России развиваться страхование ответственно­сти? Возможно ли установить налоговые льготы для страхователей, чтобы стиму­лировать развитие этого вида?

А. Я.: Страхование ответственности в Российской Федерации развивается: на сегодняшний день законодательно установлены три обязательных вида стра­хования ответственности (ОСАГО, ОПО и ОСГОП), а также несколько десятков видов «вмененного».

Представляется, что для развития стра­хования ответственности нам в России необходимо, в первую очередь, повы­шение уровня финансовой грамотности руководителей бизнеса и граждан, что позволит им заключать договоры страхо­вания своей ответственности осознано, а не по принуждению, как в случаях обяза­тельного или вмененного страхования.

Но есть и другая сторона. Патернализм не стимулирует граждан и предпринимате­лей к затратам на защиту своих интересов. Не учитывать этого нельзя, но и исправ­лять это тоже нужно. Речь, конечно же, не идет об отмене помощи со стороны государства, но развивать культуру стра­хования и дисциплину в защите своих интересов необходимо.

ССТ: Сейчас страховщики жизни не участвуют в системе долгосрочных сбережений, хотя традиционные догово­ры накопительного страхования жизни заключаются на срок 10–15 лет, а иногда и пожизненно. Возможно ли включение страховщиков в ПДС?

А. Я.: Программа долгосрочных сбере­жений (ПДС), запущенная 1 января этого года, позволяет гражданам за счет уплаты ими добровольных взносов и софинан­сирования со стороны государства сфор­мировать капитал на долгосрочные цели, в том числе для дополнительной прибавки к пенсии, на случай особых жизненных ситуаций. Сейчас операторами ПДС выступают только негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В то же время мы полагаем, что с учетом условий, кото­рые сочетает в себе данный финансовый инструмент, он будет востребован не толь­ко клиентами НПФ, но также и потребите­лями страховых услуг.

Вопрос расширения сферы применения ПДС посредством включения страховщи­ков в перечень организаций, осуществля­ющих деятельность по формированию долгосрочных сбережений, прорабаты­вается. В настоящее время Минфином, Банком России с участием представи­телей страхового сообщества обсужда­ется концепция участия страховщиков в системе долгосрочных сбережений, а также требования, которым должны соответствовать страховщики, имеющие намерение осуществлять деятельность по формированию долгосрочных сбереже­ний, и предлагаемый ими продукт.


В соответствии с бюджетным законодательством с 2024 года оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного в результате ЧС федерального или межрегионального характера, осуществляется путем предоставления трансфертов, а в случае ЧС регионального характера может осуществляться путем предоставления субсидий.


ССТ: Что в стимулировании даль­нейшего развития рынка страхования зависит от страховщиков, а что — от Министерства финансов, и в чем Вы видите свою задачу?

А. Я.: Мы видим свою роль в необходи­мости обеспечить понятное, актуальное и системное регулирование: установить четкие рамки там, где это наиболее чув­ствительно и важно, оставить возможность для свободы в интерпретации, если это позволит обеспечить наилучшую реа­лизацию. Также одна из основных задач Минфина России — задание векторов развития страхового рынка на ближайшую и долгосрочную перспективы. Не менее важно для нас — слышать запросы бизнеса и общества, находить баланс их интересов с учетом возможностей законодательства.

От Банка России требуется обеспечить контроль и надзор за субъектами страхово­го дела, своевременно выявлять ситуации, угрожающие как интересам страховате­лей, так и всему рынку, его стабильности. Кроме того, в своих нормативных актах Банк России может более точечно доуре­гулировать те сферы, которые не охвачены актами более высокой юридической силы и требуют оперативных изменений.

От страховщиков зависит уровень доверия граждан и бизнеса к страхованию как инструменту защиты имущественных интересов в случае наступления непредви­денных неблагоприятных событий, в связи с чем от них требуется неискажение уста­новленных страховым законодательством требований, добросовестное предоставле­ние услуг гражданам.

От страховщиков зависит уровень доверия граждан и бизнеса к страхованию как инструменту защиты имущественных интересов в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.

Также ключевым вопросом является повышение финансовой грамотности и финансовой культуры, причем, как граждан, так и бизнеса. Вместе с Банком России и ВСС мы проводим системную работу по этому направлению, в том числе в части страхования.

Мы с вами понимаем, что страхование — выгодная и востребованная услуга. Но нужно доносить ценность этого продук­та до максимально широкого круга лиц. В особенности это касается доброволь­ных видов страхования. В определенной степени сфера страхования и его проник­новение характеризуют уровень развития экономики и общественного устройства.

Таким образом, развитие рынка страхо­вания — это командная работа, где важны роль и вклад каждого.

Похожие статьи

НСА: Агрострахование стало одной из тем летней конференции «Где…

Развитие агрострахования с господдержкой, увеличение субсидирования этого направления при одновременном повышении ее эффективности и удобства для аграриев –  о таких задачах…

Образована специализированная коллегия Арбитражного центра при РСПП по спорам…

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 15.07.2024 № 887-р депонировано положение о специализированной коллегии Арбитражного центра при РСПП по спорам в…

«АльфаСтрахование» выплатила более 34 млн рублей жителям Курганской области,…

«АльфаСтрахование» урегулировала уже 60 обращений от жителей Курганской области, пострадавших от паводков реки Тобол. Общая сумма возмещений превысила 34 млн руб.