• 26 декабря, 2022
  • 144

Лидеры ВСП стали участниками круглого стола в Общественной палате РФ «Общественный контроль здравоохранения. Результаты федпроекта «ЗдравКонтроль» за 2022 год»

Лидеры ВСП стали участниками круглого стола в Общественной палате РФ  «Общественный контроль здравоохранения. Результаты федпроекта  «ЗдравКонтроль» за 2022 год»

23 декабря 2022 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Общественный контроль здравоохранения. Результаты федерального проекта «ЗдравКонтроль» за 2022 год».

Организатор мероприятия — Комиссия по территориальному развитию и местному самоуправлению, Комиссия по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения.

Основная цель проекта «ЗдравКонтроль» — повышение качества и доступности государственной медицинской помощи для граждан России посредством активизации общественного контроля здравоохранения, повышения правовой грамотности и оперативного решения проблем в вопросах медицины.

В рамках проекта работает 175 медчатов с активным участием более 300 тысяч жителей в возрасте от 18 до 65 лет. Медчаты — это прямой канал оперативной коммуникации жителей и представителей медорганизаций без долгих ожиданий, бюрократии и бумажной волокиты. За 2022 год в систему медицинских чатов проекта поступило более 100 тысяч обращений граждан, связанных с нарушением их прав при получении медицинской помощи и более 80 тысяч проблемных ситуаций было оперативно разрешено.

Открывая работу круглого стола, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, директор Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России Николай Дайхес отметил, что за время работы проект зарекомендовал себя как инструмент эффективной коммуникации организаторов системы здравоохранения, врачей и пациентов. Проект был успешно апробирован на территории Московской области. С 2023 года проект рекомендован Общественной палатой РФ для реализации во всех регионах страны.

Повышение уровня доверия граждан к системе здравоохранения через общественный контроль стала одной из ключевых тем круглого стола.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Ян Власов подчеркнул необходимость доработки закона “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” (от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ). «Пациентские организации, объединяющие большое число граждан, по сути лишены возможности активного участия в организации общественного контроля в здравоохранении. Вместе с тем, для этого у нас имеется вся необходимая экспертиза и опыт. Мы возглавляем работу общественного совета при Росздравнадзоре, за несколько последних лет ВСП выступил организатором свыше 210 экспертных площадок, проводим школы пациентов, налажена работа Горячей линии ВСП, ведется большая аналитическая работа – опросы по качеству оказания медицинской помощи, а также врачей, пациентов с целью выявления системных недостатков и повышения качества оказания медицинской помощи», — рассказал Ян Власов.

«Назрела необходимость создания отдельного нормативного регулирования общественного контроля в здравоохранении, который будет направлен на развитие взаимодействия врача и пациента. В поправках в ФЗ N 212 должны быть также зафиксированы статус и полномочия пациентских организаций, их опыт позволит снизить напряжение между врачами и пациентами и сделать взаимодействие более прозрачным и эффективным», — подчеркнул сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв.

Проект «ЗдравКонтроль» в полной мере отвечает современной пациент-ориентированной модели, на которую сейчас переходит система здравоохранения.

«Эта модель предусматривает внимательное отношение к мнению пациента, контроль и анализ обращений пациента, оперативную обратную связь. Достижению этих задач способствуют, в том числе медчаты. Они не только обеспечивают обратную связь и позволяют решить проблемы пациентов, но и активно должны использоваться для информирования пациентов, — считает Юрий Жулёв.

По мнению Юрия Жулёва, принципы пациент-ориентированности должны найти отражение как в законодательстве, так и в принципах работы медицинских организаций. Если медицинский персонал не поддерживает принцип пациент-ориентированности, то эффективность коммуникации с пациентами будет снижена, в том числе и в медчатах. Меняться нужно всем, в том числе медицинским организациям. По оценкам ВСП, до 90% проблем пациентов могут быть решены в клинике при ее готовности их решать и при выстроенной системе обращения с жалобами пациентов.

Лидеры ВСП считают необходимым усилить работу в медчатах за счет привлечения членов общественного совета при Росздравнадзоре, которые работают в каждом регионе, медицинских страховых организаций, региональных властей, а также активно тиражировать опыт успешных проектов.

«Необходимо использовать имеющиеся наработки проектов, нацеленных на информирование пациентов. Например, хорошо зарекомендовала себя Горячая линия ВСП, Навигатор для пациентов — это цифровой помощник для помощи пациенту права которого на получение медицинской помощи были нарушены».

В ходе круглого стола регионы представили результаты своей работы в рамках проекта «ЗдравКонтроль», обменялись лучшими практиками в реализации общественного контроля, обсудили системные проблемы в сфере здравоохранения, выявленные на основании региональной статистики по обращениям граждан, а также планы проекта на 2023 год.

Похожие статьи

Всероссийский союз пациентов предлагает разработать чёткую национальную программу внедрения клинических рекомендаций

Всероссийский союз пациентов предлагает разработать чёткую национальную программу внедрения…

Со следующего года клинические рекомендации по лечению тех или иных заболеваний будут обязательными. По мнению пациентского сообщества, обязательность их применения -…
XV Всероссийский конгресс пациентов: «СОГАЗ-Мед» рассказал о роли СМО в охране здоровья застрахованных

XV Всероссийский конгресс пациентов: «СОГАЗ-Мед» рассказал о роли СМО…

Одно из важнейших отраслевых мероприятий проходит с 27 ноября по 1 декабря в Москве. Представители ведомств и госструктур, страховых и пациентских…
Юрий Жулёв: «Пациент должен стать партнером врача»

Юрий Жулёв: «Пациент должен стать партнером врача»

Рост инвестиций в здравоохранение не решит задачу увеличения ожидаемой продолжительности жизни без участия самого человека и его ответственного отношения к собственному…