• 28 марта, 2025
  • 8

Маржинальность в e-commerce: как минимизировать риски и сохранить прибыль

Маркетплейсы стали важным звеном современной экономики. По прогнозам аналитической компании Data Insight, объём российского рынка e-commerce в 2024 году вырос на 36% и достиг 10,7 трлн рублей. На 43% увеличилось и количество выполненных заказов — до 7,4 млрд.
Одновременно с ростом рынка онлайн-торговли повышается и конкуренция. Согласно данным исследования T-Bank eCommerce, во втором квартале 2024 года число продавцов на маркетплейсах выросло на 22%. Средний чек, напротив, снизился на 6% — до 1 400 рублей, подсчитали в Go Mobile и МТС ADS.

В условиях жёсткой конкуренции между онлайн-предпринимателями простая схема «купи-продай» потеряла свою актуальность. Селлерам необходимо создавать дополнительную ценность для покупателя, контролировать множество параметров бизнеса и эффективно управлять рисками. Однако на фоне усложнения логистики продавцы всё чаще сталкиваются с факторами, которые ставят под угрозу работоспособность бизнес-модели.

Маржинальность: формула успеха или квест?

На маржинальность в e-commerce влияет множество факторов, начиная от себестоимости закупок, комиссии маркетплейса и стоимости логистики и заканчивая затратами на продвижение и процентом выкупа. Однако инструментарий селлера ограничен, так как многие риски связаны с внешними обстоятельствами.

Выбор и закупка товара

При выборе товара следует учитывать доступный бюджет на закупку, ожидаемую прибыль, процент выкупа и средний чек в категории. Определение этих критериев помогает сузить выбор и принять обоснованное решение. Рекомендуется не просто находить товар, который будет пользоваться спросом, но и убедиться в его качестве, предварительно заказав тестовые образцы. Конечно, стоимость единицы тестового товара будет существенно выше массового производства, но это вложение позволяет избежать закупки неподходящей партии. Для товаров из-за рубежа это особенно важно, учитывая сложности с логистикой и возможные задержки на таможне.

Наличие товара на складе

Ещё одной проблемой для селлеров остаётся упущенная выручка. Когда товар отсутствует на складе, продавец теряет не только потенциальный доход, но и позиции в ранжировании карточки в поисковой выдаче маркетплейса. Восстановление этих позиций требует дополнительных затрат на продвижение и маркетинг, что ещё больше увеличивает расходы. По оценкам сервиса «Точка Маркетплейсы», один день такого простоя обходится селлеру до 5% месячного оборота ежедневно. Поэтому в бизнес-модели необходимо учитывать производственно-логистическое плечо — время, необходимое на изготовление и доставку товара до склада. Хорошей практикой станет заблаговременное планирование (в особенности для товаров сезонного спроса) и формирование страховых запасов на складе.

Алгоритмы маркетплейсов

Хотя алгоритмы маркетплейсов находятся вне зоны прямого контроля продавцов, позиции можно улучшить через качественное оформление карточек товара: высококлассные фотографии, подробные описания, конкурентные цены и работу с отзывами и потребителями. «Точка Маркетплейсы» указывает, что наибольшее влияние на ранжирование карточки товара оказывают объём и география продаж, а также продвижение. Возможности личного кабинета селлера вкупе со сторонними сервисами аналитики позволяют эффективно работать с карточками товаров, отслеживать остатки, анализировать конкурентов и гибко управлять ценами.

Процент выкупа товаров

Этот показатель особенно важен в таких категориях, как одежда, где возвраты могут составлять 30-40%. Чтобы влиять на этот показатель, необходимо гарантировать соответствие товара описанию и фотографиям, обеспечить высокое качество продукции и сохранность упаковки. При возникновении конфликтных ситуаций также рекомендуется использовать видеофиксацию на этапе сборки и отгрузки товара на ПВЗ.

Цифровое страхование как способ сохранить прибыль и повысить устойчивость бизнеса

Однако селлеры не могут повлиять все на факторы цепи поставок от производства до клиента. Согласно опросу, проведённому Data Insight, семь из восьми селлеров сталкиваются с проблемами, связанными с отказами от товаров, что влечёт дополнительные затраты на обратную логистику, связанные с утратой или порчей товара в процессе доставки и мошенническими действия покупателей. По данным Федерального общества сетевой торговли, 62% продавцов на маркетплейсах в 2024 году сталкивались с потребительским экстремизмом — ситуацией, когда покупатели манипулируют законодательством для получения выгоды. Ущерб от таких действий, особенно в сфере электроники и бытовой техники, оценивается в миллиарды рублей.

По подсчётам «АльфаСтрахования», логистические и финансовые риски приводят к потерям от 5% до 16% от оборота продавцов маркетплейсов.

В таких условиях логичным решением по минимизации рисков становится использование профессиональных инструментов страхования. Однако традиционные страховые модели с трудом справляются с уникальными потребностями и рисками, связанными с электронной коммерцией. Большое количество отправлений, ограниченность ресурсов и компетенций селлеров делает классическое страхование сложным и дорогостоящим инструментом для управления рисками в e-commerce. Эффективным способом решения данной проблемы может стать применение современных ИТ-инструментов для страхования.

Цифровизация страховых процессов может избавить селлеров от «головной боли», необходимости тратить время на решение проблем, связанных с товаром, и позволит быстро оформить страховку или претензию на урегулирование страхового случая. Повышение скорости и прозрачности страховых процессов является ключевым условием развития страхования в сегменте e-commerce. В конечном счете ИТ-технологии способствуют минимизации потерь и сохранности маржинальность на уровне, необходимом для устойчивого развития бизнеса.

Похожие статьи

СК «Абсолют Страхование» вошла в пятерку самых инновационных страховщиков…

Фонд «Сколково» опубликовал рейтинг инновационной активности страховых компаний за 2024 год. В исследовании приняли участие 20 крупнейших универсальных страховщиков страны.

ВСК признана самой инновационной страховой компанией России

Страховой Дом ВСК занял первое место в рейтинге инновационности страховых компаний за 2024 год по версии фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).

Победители Всероссийской олимпиады школьников по экономике смогут поступить в…

392 школьника из 64 регионов России приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экономике. В этом году она проходила в 30-й…