• 27 апреля, 2018
  • 170

Идентификация страховых агентов

Тутинас Александр

Президент Национального Союза Страховых Агентов

Единственным формальным признаком страхового агента является наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей кода ОКВЭД 66.22 (Деятельность страховых агентов и брокеров), но в реальной жизни никаких формальных признаков страхового агента нет. Проведенная нами выборочная проверка не обнаружила наличия кода ОКВЭД 66.22 у банков, медицинских организаций, объектов почтовой связи и туроператоров, про которых достоверно известно, что они действуют в качестве агентов, но у автодилеров, как правило, данный код присутствует.

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» включает агентов в число участников, отношения которых он регулирует. Статья 8 п.5 Закона, дает следующее определение: «Страховыми агентами являются физические лица, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями», но данное положение наполнено законодательными коллизиями, вступающими в прямое противоречие с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проще говоря, агент – это любое лицо, с которым страховщик заключил договор гражданско-правого характера, например, договор подряда или поручения (хотя агентом может быть только лицо, заключившее агентский договор в соответствии со ст. 1005 ГК РФ). Получается, все страховые посредники, не являющиеся страховыми брокерами, – страховые агенты.

Отсутствие определенности в том, кто является страховым агентом, демонстрируют статистические формы регулятора, где под общим наименованием страховые посредники указаны:

– страховые организации;

– страховые брокеры;

– кредитные организации;

– организации, осуществляющие деятельность по торговле транспортными средствами;

– туроператоры, турагентства;

– объекты почтовой связи;

– медицинские организации;

– лизинговые компании;

– юридические лица, основным видом экономической деятельности которых является деятельность страховых агентов;

– другие юридические лица;

– физические лица (в том числе индивидуальных предпринимателей).

Фактически, за вычетом страховых брокеров, все остальные из списка – страховые агенты. Поэтому странно видеть включение «страховых организаций» в число страховых посредников. И совсем уж экзотически смотрится объединение в одной строке физических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку их экономический статус диаметрально противоположен друг другу.

Дополнительную путаницу вносят до сих пор доминирующие представления еще советского периода, относящиеся к совершенно иным социально-экономическим условиям, не соответствующие современным экономическим взаимоотношениям, то есть агент является «представителем» страховщика, лишенным собственной экономической и правовой субъектности, полностью зависящим от страховщика, при отсутствии каких-либо обязательств с его стороны. Подобные реликты находят место в отраслевом законодательстве, создавая правовые коллизии.

Страховщики выделяют отдельную группу «партнеров», к которой относят «непрофессиональных» агентов, т.е. юридических лиц, для которых деятельность страхового агента не является основной. При этом «партнерами» становятся после заключения агентского договора, т.е. формально это тоже страховые агенты.

[kode_images=863]

[kode_images=864]

Более того, в ряде случаев существующие практики грубо нарушают законодательство, как в случае агентов – физических лиц.

Возникают вопросы: «Когда будут менять страховое законодательство?»; «Когда будет новый закон об организации страхового дела или может уже нужен более системное законодательство – Страховой Кодекс Российской Федерации?».

Похожие статьи

Маркировка сайтов страховых агентов

Например, так выглядит маркировка в поисковой системе «Яндекс». [kode_images=835] Возникает вопрос о защите прав потребителей и защите конкуренции, что актуально для…