- 5 августа, 2021
- 137
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2019-2021). Часть 9
Завершилась работа над проектом федерального закона № 948530-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части уточнения порядка применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций), внесенным на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 25.04.2020 г.
Указанный проект федерального закона принят Государственной Думой в третьем чтении 23.12.2020 г., 30.12.2020 г. подписан Президентом РФ (Федеральный закон № 536-ФЗ) и опубликован в «Российской газете».
Данный Федеральный закон направлен на уточнение положений законодательства о порядке применении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций.
С этой целью соответствующие изменения внесены в статью 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Этим Федеральным законом введены:
– запрет организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
– обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае принятия решения об отказе от проведения операции, и кредитных организаций в случае принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада), информировать клиента о времени и причинах принятия соответствующего решения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия (до этого причины принятия соответствующих решений сообщались только по обращению клиента);
– обязанность кредитных организаций представить в уполномоченный орган в случае отмены судом ранее принятых решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или решения о расторжении договора банковского счета (вклада), сведения о которых были представлены в уполномоченный орган, сведения о такой отмене в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.
По мнению Комитета ГД по финансовому рынку, реализация положений данного Федерального закона оптимизирует механизм применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также будет способствовать защите интересов добросовестных клиентов таких организаций.
Вместе с тем, Всероссийский союз страховщиков выражал обеспокоенность предлагаемыми изменениями действующего законодательства (письмо ВСС в Комитет ГД по финансовому рынку от 01.06.2020 г. № И-1217-ВСС) и отмечал возможные негативные последствия для деятельности страховых организаций, работающих с юридическими лицами.
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2019 – весенней сессии 2021 гг. работы Госдумы ФС РФ VII созыва (2016-2021) осуществлялось путем участия Президента ВСС-РСА-НССО, вице-президентов ВСС-РСА-НССО, сотрудников исполнительного аппарата трех союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.