- 30 августа, 2021
- 151
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2019-2021). Часть 16
Продолжилась работа над проектом федерального закона № 969592-7 «О внесении изменения в статью 213 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части исключения из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц сумм взносов, вносимых акционерными обществами за членов советов директоров по договорам добровольного страхования их гражданской ответственности), внесенного на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 08.06.2020 г.
22.06.2020 г. Совет Государственной Думы утвердил его рассылку; назначил ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; отзывы, предложения и замечания предложил направить в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до 21 июля 2020 года и включил его в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2020 года (июль).
06.07.2020 г. Совет ГД назначил по указанному законопроекту комитет-соисполнитель (Комитет ГД по финансовому рынку).
Вместе с тем, рассмотрение указанного проекта ФЗ в период весенней сессии работы ГД не состоялось.
По информации Комитета ГД по бюджету и налогам, планируемый срок его рассмотрения палатой в первом чтении был установлен на сентябрь 2020 г. Однако законопроект так и не был рассмотрен Государственной Думой.
Указанным законопроектом предлагается внести изменения в статью 213 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам страхования. Проектом предлагается дополнить пункт 3 названной статьи положением, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей или организаций, не являющихся работодателями, когда страхование физических лиц производится по договорам добровольного страхования гражданской ответственности членов советов директоров акционерных обществ.
По мнению Комитета ГД по финансовому рынку, законопроект может послужить определенным стимулом к развитию добровольных видов имущественного страхования.
Вместе с тем, по законопроекту у Комитета имеются следующие замечания.
Законопроектом предлагается предусмотреть исключение из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц сумм страховых взносов, вносимых только акционерными обществами, только за членов советов директоров акционерных обществ и только по договорам добровольного страхования их гражданской ответственности.
Однако в соответствии с нормами действующего законодательства к ответственности может быть привлечен более широкий круг лиц. На основании статьи 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» ответственность перед акционерным обществом за убытки, причиненные обществу виновными действиями (бездействием), могут понести не только члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, но и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а также управляющая организация или управляющий.
Также следует иметь в виду, что в силу статьи 531 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, может возникнуть не только в деятельности акционерных обществ, но и в деятельности юридических лиц иных организационно-правовых форм. Например, ответственность перед обществом или предприятием за убытки, причиненные виновными действиями (бездействием) руководящих лиц, предусмотрена соответственно статьей 44 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и статьей 25 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Кроме того, законопроектом предлагается в качестве основания освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц рассматривать только заключенные договоры добровольного страхования гражданской ответственности. Однако страхование имущественных интересов членов органов управления и должностных лиц юридического лица может быть оформлено и иными договорами имущественного страхования (например, страхование финансовых рисков, комбинированное страхование).
В связи с изложенным Комитет считает, что область применения проектируемых норм ко второму чтению следует расширить, что послужит защите имущественных интересов не только членов совета директоров акционерных обществ, но и других категорий лиц, замещающих руководящие должности либо определяющих действия юридического лица, а также будет способствовать развитию добровольного имущественного страхования. Страховое сообщество поддерживает данную позицию.
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2019 – весенней сессии 2021 гг. работы Госдумы ФС РФ VII созыва (2016-2021) осуществлялось путем участия Президента ВСС-РСА-НССО, вице-президентов ВСС-РСА-НССО, сотрудников исполнительного аппарата трех союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.