• 13 сентября, 2021
  • 124

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2019-2021). Часть 19

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Завершилась работа над проектом федерального закона № 1027750-7 «О несении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в части финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями), внесенному Правительством Российской Федерации 30.09.2020 г.

Указанный законопроект был принят Государственной Думой в третьем чтении 24.11.2020 г., 08.12.2020 г. подписан Президентом РФ (Федеральный закон № 430-ФЗ) и опубликован в «Российской газете».

Законопроект существенно затрагивал интересы страховых медицинских организаций (СМО), Законопроектом предлагалось включить Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) в число участников обязательного медицинского страхования и возложить на него осуществляемые в настоящее время страховыми медицинскими организациями полномочия в части организации оказания и оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам федеральными медицинскими организациями (медицинскими организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, или медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации). Предполагалось, что федеральные медицинские организации будут осуществлять свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования в соответствии с договорами, заключаемыми между ними и Фондом.

Также законопроектом предусматривалось уменьшение установленного частью 18 статьи 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, с одного – двух процентов до 0,5 – одного процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

Предлагаемые законопроектом нормы содержали в себе существенное изменение действующих подходов к осуществлению обязательного медицинского страхования и были направлены на снижение роли страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования, что, конечно, не соответствовало определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы.

В пояснительной записке к законопроекту не содержалось какой-либо оценки того, как двукратное снижение нормативного размера средств, предоставляемых страховым медицинским организациям на ведение дела, отразится на функционировании системы обязательного медицинского страхования в целом. Вместе с тем, уменьшение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об обязательном медицинском страховании и Национальной программой развития здравоохранения, неизбежно могло повлияет на их финансовую устойчивость. Это могло привести к вынужденному уходу страховых медицинских организаций, которыми был накоплен достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы обязательного медицинского страхования или существенному сокращению штата сотрудников таких организаций и расходов на страховых представителей, что, без сомнения, самым неблагоприятным образом должно было отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц.

При этом создание системы контроля качества медицинской помощи и экспертизы со стороны Фонда требовало не только значительного времени, но и финансовых затрат, которые могут быть сопоставимы с ресурсами, которые сейчас выделяются страховым медицинским организациям. Вместе с тем, как следовало из пояснительной записки, уменьшение размера средств, предоставляемых страховым медицинским организациям на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию, позволило бы высвободить средства обязательного страхования в объеме до 6,8 млрд. рублей к 2023 году, которые могли быть направлены на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования. Таким образом, было непонятно, за счет каких источников будут финансироваться новые полномочия Фонда.

Также проектировавшиеся нормы были способны породить конфликт интересов, поскольку Фонд становился участником обязательного медицинского страхования и одновременно мог осуществлять контрольные полномочия в отношении медицинских организаций. Кроме того, передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение Фонда лишало систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля.

Законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы одновременно с законопроектом № 1027745-7 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и поименован в перечне федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Как следовало из части 2 статьи 2 законопроекта, его положения должны были распространяться «на правоотношения, возникающие в процессе формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, базовой программы обязательного медицинского страхования, территориальных программ обязательного медицинского страхования, формирования и установления тарифов на оплату медицинской помощи на 2021 год и последующие годы».

Законопроект содержал в себе сущностные изменения системы обязательного медицинского страхования, его принятие и введение проектируемых норм в действие в такие сжатые сроки не могло быть поддержано ни страховым сообществом, профильным Комитетом ГД по финансовому рынку.

Подобные примеры, когда не обсужденные и не выверенные должным образом решения приводили к негативным последствиям не только для отрасли, но и для потребителей страховых услуг, уже имели место, например, при предоставлении и распределении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

В результате системной работы Президента ВСС-РСА-НССО, исполнительного аппарата Союзов с Комитетами Государственной Думы по охране здоровья и по финансовому рынку, Банком России, Минфином России, заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, Администрацией Президента Российской Федерации над указанным законопроектом удалось существенно минимизировать издержки страховых медицинских организаций (СМО), установив диапазон их расходов на ведение дел в пределах 0,8-1,1 процента (вместо предлагавшихся законопроектом 0,5 – 1 процента) и исключить ряд предлагавшихся разработчиками норм, могущих привести к негативным последствиям не только для страховой отрасли, но и для потребителей страховых услуг.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2019 – весенней сессии 2021 гг. работы Госдумы ФС РФ VII созыва (2016-2021) осуществлялось путем участия Президента ВСС-РСА-НССО, вице-президентов ВСС-РСА-НССО, сотрудников исполнительного аппарата трех союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…