• 27 сентября, 2021
  • 133

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2019-2021). Часть 23

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Завершилась работа над проектом федерального закона № 1120950-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части выполнения обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных юридических лиц государств – членов ВТО к осуществлению страховой деятельности на территории Российской Федерации), внесенному Правительством Российской Федерации 01.03.2021 г.

Указанный законопроект принят Государственной Думой в третьем чтении 15.06.2021 г. и 16.06.2021 г. направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации предполагается 23 июня 2021 года.

Данный Федеральный закон  подготовлен во исполнение пункта 1 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3683-р), пункта 12.2 плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов (утвержден Правительством Российской Федерации 27 марта 2019 г. № СА-П13-2341), а также в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, принятых в соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года», подписанным в городе Женеве 16 декабря 2011 г. и ратифицированным Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ.

В частности, Федеральным законом устанавливаются:

1) требования к наличию у иностранной страховой организации юридического и фактического адреса на территории одного и того же члена ВТО, права на осуществление страховой деятельности на территории члена ВТО, опыту страховой деятельности иностранной страховой организации, а также к сумме ее активов;

2) требования к лицензированию деятельности иностранного страховщика. Учитывая необходимость соответствия иностранной страховой организации требованиям, указанным выше, а также организационно-правовой статус филиала юридического лица, законопроектом предложен механизм лицензирования деятельности иностранной страховой организации на территории Российской Федерации и аккредитация созданного ею филиала Банком России посредством «одного окна»;

3) ограничение деятельности иностранной страховой организации на территории Российской Федерации добровольными видами страхования, перестрахованием, а также обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

4) запрет для иностранных страховых организаций на заключение отдельных видов договоров страхования, аналогичный действующему запрету в отношении дочерних обществ иностранных страховых организаций;

5) требования к отдельной капитализации (гарантийному депозиту) филиала иностранной страховой организации. Минимальный размер гарантийного депозита филиала иностранной страховой организации должен соответствовать минимальному размеру уставного капитала страховых организаций, установленному пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 2 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Согласно концепции законопроекта средства гарантийного депозита, могут быть направлены на удовлетворение неурегулированных иностранной страховой организацией требований страхователей (выгодоприобретателей, застрахованных лиц) и иных лиц, указанных в законопроекте (при их наличии), в случае отзыва лицензии иностранной организации. В связи с этим устанавливается, что фактический размер гарантийного депозита иностранной страховой организации должен соответствовать расчетной величине страховых резервов, формируемых российскими страховыми организациями по принятым ими аналогичным обязательствам, а средства гарантийного депозита могут использоваться по основаниям и в порядке, установленным в законопроекте, для удовлетворения возможных неурегулированных требований страхователей (выгодоприобретателей, застрахованных лиц) в случае отзыва лицензии иностранной страховой организации. Законопроектом устанавливаются размер, форма, порядок внесения иностранной страховой организацией средств гарантийного депозита на специальный банковский счет, владелец специального банковского счета, требования к кредитным организациям, в которых может быть открыт указанный счет, режим использования специального банковского счета, основания для пополнения (уменьшения) гарантийного депозита, порядок и сроки осуществления операций по пополнению, расходованию, возврату средств гарантийного депозита;

6) требования к суммарной величине минимальных размеров гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций при расчете размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций. Иностранной страховой организации может быть отказано в создании филиала в случае превышения 50% размера указанной выше квоты. Формула расчета квоты иностранного участия в страховом секторе, предусмотренная в параграфе 1393 Доклада рабочей группы по присоединению России к ВТО, указывается в нормативном акте Банка России, как и порядок расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.

Обязательства, принятые Российской Федерацией, относятся к коммерческим организациям, в связи с чем положения законопроекта не распространяются на общества взаимного страхования, что соответствует Протоколу и Докладу рабочей группы по присоединению России к ВТО (параграфы 1377, 1391, 1393).

Страховое сообщество принимало активное участие в подготовке указанного законопроекта на стадиях его «нулевого чтения» и рассмотрения в Государственной Думе.

Ко второму чтению указанный проект федерального закона претерпел ряд изменений:

1. Введена обязанность страховщиков в целях хранения информации о страховых резервах, средствах страховых резервов, собственных средствах (капитале) и об их движении отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных информационных систем.

2. На страховщиков также возлагается обязанность представлять в орган страхового надзора не только сведения об открытии (закрытии) филиалов, представительств, но и иных обособленных подразделений.

3.Внесены изменения в № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка:

– иностранные страховые организации включены в вид деятельности страховых организаций, по которому создается СРО;

– устанавливается, что для иностранных страховых организаций требование о соблюдении стандартов СРО распространяется на деятельность, осуществляемую ими на территории Российской Федерации через созданный ею филиал;

-СРО осуществляет контроль за соблюдением его членами, являющимися иностранными страховыми организациями, в части деятельности, осуществляемой ими на территории Российской Федерации через созданные ими филиалы.

4. На СРО возложено выполнение следующих обязательств в течение 180 дней со дня вступления закона в силу:

1) представить в Банк России документы, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 части 7 статьи 3 223-ФЗ, положения которых распространяются на членство иностранных страховых организаций в СРО (речь идет о внесении изменений в Устав, внутренние стандарты, документы об органах управления);

2) внести изменения в действующие базовые стандарты, в целях распространения их положений на иностранные страховые организации и представить такие стандарты в комитет по стандартам при Банке России.

5. Устанавливается, что:

– положения базовых стандартов, установленные в отношении страховых организаций, распространяются на иностранные страховые организации в части их членства в саморегулируемой организации при осуществлении ими страховой СРО до дня вступления в силу внесенных в них изменений;

– положения внутренних стандартов, предусмотренных статьей 6 Федерального закона 223-ФЗ, установленные в отношении страховых организаций, распространяются на иностранные страховые организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, до дня вступления в силу внесенных в них изменений.

6. Технический контроль (необходимость диагностической карты) «отвязаны» от заключения договора ОСАГО. Внесены соответствующие изменения в пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в статью 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

7. Данный закон вступает в силу 22.08.2021 г.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2019 – весенней сессии 2021 гг. работы Госдумы ФС РФ VII созыва (2016-2021) осуществлялось путем участия Президента ВСС-РСА-НССО, вице-президентов ВСС-РСА-НССО, сотрудников исполнительного аппарата трех союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…