- 15 августа, 2022
- 134
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 6
Завершена работа над проектом федерального закона № 1258303-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (в части формирования полиса обязательного медицинского страхования), внесенного Правительством РФ 30.09.2021 г.
Указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 26.10.2021 г.; во втором чтении – 24.11.2021 г.; в третьем чтении – 25.11.2021 г.; одобрен Советом Федерации – 01.12.2021 г.; подписан Президентом РФ – 06.12.2021 № 405-ФЗ и опубликован в «Российской газете» – 10.12.2021 г.
Проект данного федерального закона был подготовлен Правительством РФ в целях оптимизации системы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) и обеспечения доступности медицинской помощи в части организации цифрового учета застрахованных лиц и оказанной им медицинской помощи, а также перехода к цифровому полису ОМС.
Федеральный закон вносит изменения в федеральные законы от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 326-ФЗ) и от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Так, конкретизируется понятие полиса ОМС, который представляет собой уникальную последовательность символов в машиночитаемом виде, которая присваивается сведениям о застрахованном лице в едином регистре застрахованных лиц при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах. При этом, полис ОМС может быть выдан в виде документа на материальном носителе, предназначенном для нанесения, хранения и передачи полиса, а также в виде штрихового кода (графической информации в кодированном виде), выполненного посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг»).
Кроме того, Федеральный закон вносит изменения в порядок формирования и выдачи полиса ОМС застрахованному лицу, в перечень сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной им, при осуществлении персонифицированного учета в сфере ОМС, в перечень прав и обязанностей застрахованных лиц и страхователей. Определение порядка ведения персонифицированного учета, которое в соответствии с действующей редакцией Федерального закона № 326-ФЗ осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства РФ.
Уточняются особенности размещения сведений о застрахованных лицах в едином регистре застрахованных лиц при осуществлении персонифицированного учета. Кроме того, в целях подтверждения действительности полисов ОМС предусмотрены полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) по предоставлению медицинским организациям сведений о застрахованных лицах, формируемых при ведении персонифицированного учета.
Также предусмотрена возможность получения застрахованными лицами посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» и региональных порталов государственных и муниципальных услуг сведений персонифицированного учета и оказанной медицинской помощи.
Федеральным законом уточняется порядок и особенности межведомственного электронного взаимодействия в сфере ОМС в целях персонифицированного учета. Сведения о постановке на налоговый учет в качестве страхователей для работающих граждан организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, а также сведения об уплате страховых взносов на ОМС работающего населения подлежат передаче налоговыми органами напрямую в ФОМС.
Также в ФОМС и в территориальные фонды предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Отмечается исключение из состава средств нормированного страхового запаса территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования средств в размере 50% от применения страховыми медицинскими организациями (далее – СМО) к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Указанные средства от применения СМО к медицинским организациям санкций за нарушения в размере 50% включаются в состав целевых средств страховой медицинской организации на оказание медицинской помощи. Также продлевается предоставление из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС межбюджетных трансфертов на формирование нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, а также межбюджетных трансфертов для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2022 г. за исключением ряда положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.
Необходимые расходы были учтены в Федеральном законе «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Принятие данного Федерального закона потребовало внесения изменений в приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», а также в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2011 № 29н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования».
Следует отметить, что ВСС подготовил ряд поправок ко второму чтению указанного законопроекта (письмо ВСС на имя председателя Комитета ГД по охране здоровья Д.А. Хубезова от 28.10.2021 № И-2556-ВСС), которые, в частности, предлагали:
1. Изложить п.п. б), п.1 статьи 1 Законопроекта в редакции: б) дополнить частью 21 следующего содержания: "21. Застрахованные лица вправе: 1) осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.".
ВСС полагал, что с учетом сложившейся ситуации с постоянно нарастающим количеством недостоверных сведений в едином регистре застрахованных лиц, преждевременно переводить из обязанности в право (отменять) установленную для застрахованных лиц пунктом 3 части 2 статьи 16 Федерального закона № 326-ФЗ обязанность уведомить СМО об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли.
Кроме того, права застрахованных лиц изложены в части 1 статьи 16 Федерального закона. Целесообразно соблюдать юридическую технику и логику построения Федерального закона № 326-ФЗ.
2. б) дополнить частью 9 следующего содержания:
«9. Федеральный фонд, территориальные фонды, страховые медицинские организации вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в сфере обязательного медицинского страхования и ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования. Получение таких сведений Федеральным фондом, территориальными фондами, страховыми медицинскими организациями осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В случае осуществления указанного взаимодействия в электронной форме используются единая система межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, созданные в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».»
По мнению ВСС, ФОМС и территориальные фонды вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в сфере ОМС и ведения персонифицированного учета в сфере ОМС.
Получение таких сведений ФОМС, территориальными фондами осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В случае осуществления указанного взаимодействия в электронной форме используются единая система межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, созданные в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Соответственно для фондов законодательно закрепляется дополнительная возможность направлять запросы во все необходимые для целей ведения персонифицированного учета государственные органы (без какого-либо исчерпывающего перечня) и органы местного самоуправления.
Следует отметить, что установленным статьей 49 Федерального закона № 326-ФЗ в действующей редакции порядком взаимодействия закреплены сроки передачи информации от соответствующего перечня органов в фонды – ежеквартально. Этой же статьей закреплены сроки внесения изменений сведений о застрахованных в региональный сегмент застрахованных лиц в пятнадцатидневный срок после получения сведений в результате межведомственного взаимодействия.
Таким образом, территориальные фонды и в настоящее время имеют возможность получать изменения сведений о застрахованных, вносить их в регистр и передавать в СМО, но на практике это не осуществляют, вся работа по актуализации сведений возложена на СМО, не имеющих действенных возможностей для получения необходимой информации.
В этой связи ВСС прогнозировал, что после вступления в силу изменений в Федеральный закон № 326-ФЗ ситуация с актуализацией в лучшую сторону не изменится, а только усугубится в связи с отменой обязанности застрахованных уведомить СМО об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства.
Таким образом, ВСС полагал необходимым дополнить перечень получателей информации, установленный статьей 49 Федерального закона № 326-ФЗ, включив в него, и в состав участников межведомственного информационного взаимодействия, СМО, что позволило бы поддерживать единый регистр застрахованных лиц в актуальном состоянии.
3. «Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
2. Действие положений Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникающие в процессе формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, начиная с бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.».
Данная поправка была поддержана ответственным Комитетом Государственной Думы по охране здоровья (Д.А. Хубезов) в редакции поправки № 19 таблицы № 1, внесенной Правительством РФ.
ВСС считал, что в связи с отставанием сроков модернизации информационного ресурса ОМС (ГИС ОМС) целесообразно предусмотреть более длительный переходный период для внедрения единого регистра во избежание снижения доступности медицинской помощи для застрахованных, связанной с проблемами функционирования региональных информационных систем, построенных на взаимодействии с региональным сегментом единого регистра.
4. 14) в статье 51:
в) дополнить частью 29 следующего содержания:
«29. В целях перехода на ведение территориальными фондами персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в едином регистре застрахованных лиц территориальные фонды в срок до 1 июля 2022 года обеспечивают проверку достоверности, полноты и актуальности сведений, содержащихся в региональных сегментах единого регистра застрахованных лиц, при необходимости вносят в указанные сведения изменения в соответствии с порядком ведения персонифицированного учета, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и передают сведения из региональных сегментов единого регистра застрахованных лиц в центральный сегмент.».
Данная поправка была поддержана ответственным Комитетом Государственной Думы по охране здоровья (Д.А. Хубезов) в редакции поправки № 17 таблицы № 1, внесенной Правительством РФ.
Необходимо отметить, что впоследствии Федеральным законом от 28.06.2022 № 204-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок был перенесен на 1 декабря 2022 года (статья 3).
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.