- 16 ноября, 2022
- 172
НА МНОГИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
10 лет назад СК «Сбербанк страхование жизни» была стартапом с небольшой, но мощно заряженной на успех командой. Сегодня это — лидер рынка, внедряющий цифровые процессы на всех этапах обслуживания клиента и в операционной деятельности. Управляющий директор компании Евгений Щекланов убежден, что рынок страхования жизни ожидает новый виток развития, и у «СберСтрахования жизни» есть все необходимое, чтобы оставаться лучшим среди лучших.
Современные страховые технологии: Как Вы пришли в компанию?
Евгений Щекланов: Моя карьера в «СберСтраховании жизни» началась в 2015 году, с позиции старшего юриста.
До этого я проработал три года в юридическом подразделении одной из крупнейших российских страховых компаний и считал, что в страховании уже собаку съел. Но придя в Сбер, я увидел, что страхование жизни — это нечто совсем иное. С одной стороны, этот вид страхования связан только с рисками жизни и здоровья человека, с другой — он практически не имеет границ.
Продукты страхования жизни могут структурироваться совершенно по-разному — от простого страхования от несчастного случая и до сложных инвестиционных продуктов. Человек может формировать различные инвестиционные портфели и таким образом зарабатывать дополнительный доход.
ССТ: Каким было Ваше первое впечатление от компании?
Е. Щ.: С момента открытия компании тогда уже прошло три года, но коллектив оставался очень маленьким. И везде я увидел совершенно особое отношение к людям. В первый день моей работы мне пришло письмо от генерального директора Максима Чернина, который поприветствовал меня в компании и пожелал ярких нестандартных решений и саморазвития.
Такое внимание со стороны руководства произвело на меня очень яркое впечатление, особенно — на фоне других компаний, где руководство практически недосягаемо для рядового сотрудника, тем более для новичка.
Сегодня у нас работает гораздо больше людей, мы в десятки раз больше по прибыли и активам. Но этот дух команды, восторг от работы в творческом коллективе сохранились. Я очень драйвовый человек, и мне хотелось заниматься не только судебными делами, но и другими проектами. «СберСтрахование жизни» дала мне все для моей творческой самореализации.
ССТ: Но Вы променяли карьеру в крупной страховой компании на неопределенность в стартапе — не было страшно?
Е. Щ.: Здесь для меня есть уникальная возможность что-то реально менять.
Я работаю в крупнейшей компании рынка страхования жизни и в крупнейшем финансовом институте нашей страны, у меня огромные творческие возможности. Я могу реализовать проекты, которые были практически невозможны в какой-то другой компании.
Я прекрасно понимал, что иду работать в стартап. Но я совершенно искренне верил и верю до сих пор, что этот проект создан на многие десятилетия. Сбер — один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. «СберСтрахование жизни» занимается долгосрочным страхованием.
Каждый день я своей работой помогаю этим процессам развиваться и двигаться вперед.
ССТ: Обычно большие структуры очень инерционны и неповоротливы. Вы сталкиваетесь с бюрократией в своей работе?
Е. Щ.: Все знают, как изменился Сбербанк за последние 15 лет, и он продолжает меняться. Даже пять лет назад было невозможно представить, что все услуги банка и страховой компании можно получать в мобильном приложении. Банк всегда идет на шаг впереди, нам приходится догонять и каждый раз адаптировать эти изменения в своих процессах.
В Сбере применяется философия управления проектами, которая опирается на ценности и принципы agile. Это позволяет командам быть эффективными и гибкими в той неопределенности и изменениях, которые переживает в наше время бизнес.
ССТ: Как agile работает в страховой компании?
Е. Щ.: У нас созданы команды самых разных специалистов, которые каждый день по своим направлениям работают над улучшением продуктов и работы компании. Это позволяет очень быстро достигать желаемых результатов. Такой метод работы пришел из ИТ-сферы, но Сбер был первой крупной финансовой организацией, кто внедрил такой метод работы у себя. Работать в новой среде, менять свою психологию было очень тяжело. Но этот подход себя оправдал, и сегодня очень многие бизнес-структуры переходят на такую систему управления.
ССТ: Помните ли Вы какой-то переломный этап в развитии компании, после которого «маленькая Золушка превратилась в принцессу»?
Е. Щ.: Мы прошли несколько этапов развития. Важен был первый этап под руководством Максима Чернина.
Когда он ушел, наступила некая стагнация — не хватало духовного лидера.
С приходом Игоря Кобзаря в 2020 году были найдены новые ценностные основы работы нашей команды. Это позволило нам выйти на принципиально новый уровень работы.
Если изначально продуктовая линейка компании формировалась из инвестиционного, накопительного и кредитного страхования, то с приходом в Сбер Игоря Кобзаря в России началась эра долевого страхования жизни — unit linked. Мы первыми на рынке запустили продукт «Управляемый капитал». Он более понятен и прозрачен для клиента, более похож на паевый инвестиционный фонд. Для компании это новый яркий этап развития.
Продукт «Управл яемый капитал» более понятен и про зрачен для клиента, более похож на паевый инвестиционный фонд.Для компании это новый яркий этап развития.
ССТ: Каким Вы видите идеальный страховой продукт?
Е. Щ.: Предположим, человек приходит к доктору. Доктор его обследует, идентифицирует заболевание, диагностирование которого является страховым случаем, вносит информацию в государственную информационную систему — и человеку в течение пяти минут на счет падает страховая выплата. Вот какой страховой продукт должен стать нашим будущим.
Самая первая массовая модель автомобиля — Ford T, знаменитая «Жестянка Лиззи» — была довольно неказистой. А сейчас Ford Mustang признан самой красивой машиной в истории автомобилестроения. Это стало возможным потому, что Ford проходил много этапов развития, создавая все более интересные модели, обобщая и анализируя клиентский опыт. А вот страховой полис как был 300 лет назад бумажкой, так и сейчас часто остается на бумаге. Единственное, что может радикально поменять привычный рынок страхования — это цифровизация, автоматизация, роботизация и продукты, которые позволят обеспечить классный сервис.
Тогда человек будет понимать, зачем он приобрел страховую защиту, и получит пользу и удовольствие от и спользования страхового продукта.
ССТ: А что изменится с точки зрения клиента?
Е. Щ.: Мы должны выстроить цифровой путь, удобный для современных людей, которые уже не хотят ходить ни в какие офисы продаж — им нужно получение услуг в телефоне. Когда есть открытый страховой договор, мы должны дать возможность прямо в мобильном приложении добавлять или убирать те или иные страховые риски, менять страховые суммы.
Например, если человеку нужно поехать в командировку по России или за рубеж, он включает на срок поездки страхование для этого случая. Если он хочет накопить на обучение ребенка, то включает еще одну страховку, если нужна страховка к кредиту — это также можно подключить или отключить в приложении. В общем, если мы не поменяем страховую услугу как таковую, то через 5–10 лет страховые компании будут поглощены цифровыми гигантами.
ССТ: К чему готовиться рынку до конца года и в следующем году?
Е. Щ.: Сложный вопрос… Развитие страхования жизни активнее всего происходит в кризисные периоды. Кризис обостряет потребность в безопасности, желание сохранить опору для своего будущего и будущего своих детей. Думаю, что после стабилизации ситуации начнется новый виток развития страхования жизни, связанный с выходом на рынок большого количества понятных, прозрачных инвестиционных и накопительных страховых продуктов.
Также хочу подчеркнуть, что страхование жизни за последние несколько десятков лет ни разу не подводило своих клиентов. Ни одна страховая компания жизни не разорилась. Все обязательства всегда были исполнены. Компании страхования жизни — это образец надежности и финансовой устойчивости среди страховщиков разных видов страхования. И наша команда делает все возможное, чтобы «СберСтрахование жизни» всегда оставалось лучшим среди лучших.