НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Шейкин Артем

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Общество сегодня сталкивается с различными киберугрозами, каждая из которых может иметь серьезные последствия для организаций, государства и граждан, а потому требует внимания и принятия мер по обеспечению кибербезопасности. Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин рассказал о возможных путях развития рынка киберстрахования в современной России.

ССТ: Артем Геннадьевич, Вы неоднократ­но говорили о необходимости создания рынка киберстрахования. Почему эта тема сейчас стала настолько актуальной, что ей занимается Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации?

Артем Шейкин: Направление киберстра­хования существует достаточно давно, приблизительно с 2000-х годов, и активно развивается во всем мире. Но рынок кибер­страхования в России еще молод, и нахо­дится в стадии формирования. Однако, если угрозы, связанные с киберпреступлениями, возрастают, то значит и спрос на соответ­ствующие страховые продукты будет расти.

Интерес к этому виду страхования в Рос­сии существенно вырос после массовых атак вирусов-вымогателей в 2017 году, и на рос­сийском рынке уже есть ряд компаний, предлагающих полисы киберстрахования.

…Мы в Совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации ищем воз­можности, как можно минимизировать утеч­ки данных, повысить уровень ответственно­сти операторов по об­работке персональных данных…

Сегодня одной из наиболее распростра­ненных проблем в области информацион­ной безопасности являются утечки персо­нальных данных. Число зафиксированных Роскомнадзором утечек выросло со 140 в 2022 году до 168 в 2023-м. В открытом доступе увеличивается количество личной информации граждан: номера телефонов, адреса, подробности покупок, почто­вых отправлений. Данные используются преступниками для их продажи, мошен­нических схем, кражи денежных средств или имущества. Кроме того, в открытый доступ попадают данные о здоровье и частной личной жизни граждан, что может нанести и моральный вред.

В связи с этим, мы в Совете по развитию цифровой экономики при Совете Феде­рации ищем возможности, как можно минимизировать утечки данных, повы­сить уровень ответственности операто­ров по обработке персональных данных, а также повысить уровень защищенности прав субъектов персональных данных, в том числе путем использования рынка страхования.

НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ И РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ КИБЕРУГРОЗЫ

Ответственность операторов за утечки персональных данных закреплена в КоАП РФ, и на данный момент в Государственную Думу внесен законопроект, соавтором кото­рого я являюсь, усиливающий ответствен­ность операторов за такие утечки. Вместе с тем, необходимо усилить ответственность операторов не только перед государством, но и перед субъектами персональных дан­ных. Именно поэтому я выступаю с инициа­тивой о создании механизма обязательного финансового обеспечения ответственности операторов персональных данных за утечки.

ССТ: Какие киберугрозы Вы считаете наиболее вероятными и разрушитель­ными? Это риски, связанные с утечкой персональных данных, или кибератаки на производственные предприятия, кото­рые могут привести к их остановке? Стра­хование киберрисков — это в большей мере страхование имущества от поломок, ответственности за потерю данных или финансовых рисков стороны, пострадав­шей в результате кибератаки?

А. Ш.: Каждая из таких угроз может иметь серьезные последствия для организаций, государства и граждан, а потому требует внимания и принятия мер по обеспечению кибербезопасности.

Страхование киберрисков сегодня имеет разную направленность. Важно, чтобы страховые продукты предусматривали все основные виды угроз, покрываемые страховым полисом, а также были актуаль­ны в связи с постоянно появляющимися новыми киберпреступлениями. Кроме того, страховая защита от кибератак должна быть комплексной и покрывать ущерб компаний от перерывов в деятельности, расходы на восстановление системы, расходы на восстановление и дешифровку данных, включая стоимость необходимо­го программного обеспечения, расходы по минимизации последствий и расследо­ванию причин киберпреступления.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЫНКА КИБЕРСТРАХОВАНИЯ

ССТ: С Вашей точки зрения, как должно работать киберстрахование: оно долж­но быть обязательным или может быть добровольным? Нужны ли какие-то меры со стороны государства, чтобы сти­мулировать рынок киберстрахования и поддерживать его потребителей? Ведь не секрет, что сейчас оплата страхования киберрисков для предприятия осущест­вляется из остатка чистой прибыли.

А. Ш.: Относительно обязательности и добровольности страхования киберри­сков я бы привел аналогию с ОСАГО. При всех несовершенствах данной системы этот вид страхования является единственным способом обеспечения гражданской ответ­ственности водителей на случай возмож­ных аварий. Однако водители транспорт­ных средств также имеют право заключать договоры добровольного страхования, которые покрывают дополнительные риски и обеспечивают большую финансовую за­щиту. Таким образом, в киберстраховании, на мой взгляд, важно так же сформировать обязательное финансовое обеспечение ответственности операторов персональных данных за утечки, а дополнительные риски могут быть защищены с помощью добро­вольного страхования.

ОТ СТРАХОВЩИКОВ ЗАВИС

ССТ: Что будет способствовать созда­нию рынка киберстрахования? Какие из­менения в законодательной базе для этого потребуются и в какие сроки их можно осуществить?

А. Ш.: Моя инициатива о создании обязательного финансового обеспечения ответственности операторов персональ­ных данных за утечки будет положительно сказываться на развитие рынка киберстра­хования.

Для ее осуществления потребуются изменения в № 152-ФЗ «О персональных данных» в части дополнения его новой ста­тьей. В качестве механизма для возмещения вреда, причиненного субъектам персональ­ных данных, целесообразно рассмотреть финансовое обеспечение, которое должен иметь оператор на постоянной основе при осуществлении обработки персональных данных.

Методику расчета финансового обеспече­ния, а также механизм возмещения вреда пострадавшим от утечек персональных данных целесообразнее разработать и за­крепить в подзаконных актах. Это связано, в первую очередь, с тем, что в нашей стране сейчас активно идут процессы цифро­визации, поэтому для изменения такого механизма в целях совершенствования в будущем будет логичнее издавать новый подзаконный акт.

Сроки внесения таких изменений зависят от многих факторов. Сейчас законопроект находится в стадии доработки и получе­ния обратной связи от заинтересованных ведомств.

Подтверждением финансового обеспечения должен являться один из следующих документов

ССТ: Что в стимулировании активного развития рынка киберстрахования зави­сит от страховщиков, что от регулятора, и в чем вы видите свою задачу?

А. Ш.: Развитие рынка киберстрахования зависит от взаимодействия как страховщи­ков, так и регуляторов.

Свою задачу я вижу в том, чтобы по­стоянно «держать руку на пульсе», ана­лизировать тенденции на рынке кибер­страхования и вовремя реагировать на изменения с помощью законодательно­го регулирования.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…