- 3 октября, 2019
- 135
ФЗ-44, бессмысленно и беспощадно?
Госзакупки, а вернее их постоянное совершенствование – тема, давно набившая оскомину и широко освещаемая в прессе. В благом стремлении создать корректное регулирование и добиться реальной конкуренции, подчас на второй план задвигается эффективность расходования бюджетных средств и нацеленность на результат. От этого, безусловно, страдает конечный потребитель – общество и государство.
И если с желанием экономить на закупках, и, соответственно, значимости критерия «цена заявки» все давно смирились, то подходы к оценке качества предлагаемых работ и услуг заставляют удивляться все больше и больше.
Оценка заявок участников закупки, целью которой является выявление поставщика, предложившего лучшие условия исполнения контракта, превратилась в подсчет голов, очков, секунд (читай: пунктов, подпунктов, абзацев). Содержательная часть самой заявки остается за скобками, хотя результат контракта и его практическая применимость именно от нее и зависит.
Приведем пример: открытый конкурс, оценка технических предложений участников, а именно их предложений по порядку и методологии оказания услуг по каждому пункту содержания услуг. Заказчик квалифицированно и добросовестно считает предложенные пункты и подпункты, не уделяя должного внимания содержанию. Да и не может он этого сделать.
Здесь можно долго и горячо спорить, ФАС свидетель, только это не тот случай, когда в споре рождается истина. Есть ещё 44-ФЗ, а его необходимо соблюдать. Даже если приходится оставлять за скобками здравый смысл, ведь цель – устранить субъективизм и фактически автоматизировать оценку, сделать ее прозрачной и понятной всем.
Получается, что участнику закупки надо не забыть пронумеровать свои предложения и специалисту контрактной службы нужно просто уметь считать, но и спокойно и снисходительно относиться к абсурду, нестыковкам, нелогичности, многосмысленным толкованиям.
Как итог, государство подпишет контракт, который не будет выполнен, потому что предложенные исполнителем пункты противоречат законодательству… Все сделано по 44-ФЗ, прозрачно и четко, только безрезультатно.
Как ни странно, вся эта ситуация наводит на мысль о том, что машина никогда не заменит человека в сфере интеллектуального труда. Конечно, робот может быстрее посчитать количество деталек, а вот их качество и практическую применимость – вряд ли….