- 3 сентября, 2020
- 156
Руководителей госкомпаний будут судить как чиновников
Правительство решило приравнять топ-менеджеров госкомпаний к должностным лицам. Поправки внесут и в Уголовный кодекс. Изменения собираются внести в две статьи Уголовного кодекса РФ: 201 (злоупотребление полномочиями — касается коммерческих организаций) и 285 (злоупотребление должностными полномочиями — касается государственных организаций).
Законопроект предусматривает внесение поправок в ст. 201 и ст. 285 УК РФ, расширяющих круг лиц, которые считаются должностными и которые могут быть привлечены к ответственности по данным статьям. В настоящее время руководители подобных компаний «не являются субъектами таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность», сообщается в пояснительной записке. Также отмечается, что уголовное преследование менеджеров таких госкомпаний осложняется «отсутствием заявлений об ущербе в правоохранительные органы со стороны потерпевших материнских структур, зачастую не заинтересованных в публичной огласке происшествий».
«С точки зрения здравого смысла то, что предлагается, кажется разумным, потому что действительно речь идет о госкомпаниях, в которых люди распоряжаются госденьгами, и там действительно возникают те же риски, что у госчиновников», – цитируют «Ведомости» слова директора Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрея Яковлева. Однако есть и опасность, говорит он: из-за широкой трактовки уголовные дела могут коснуться обычных инициативных работников.
Партнер Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры» адвокат Артем Лиляк отметил: «С одной стороны в уголовном кодексе давно существуют статьи за злоупотребление полномочиями в коммерческих или иных организациях, а также за должностной подкуп руководителей организаций, составы по которым и максимальные наказания повторяют составы и наказания и статей о превышении и злоупотреблении полномочиями и статьей о даче и получении взятки, так что никаких преград для выявления и привлечения к ответственности лиц, совершающих преступления в коммерческих и иных компаниях, которые не подпадают под определение должностных лиц, у правоохранителей нет. С другой стороны, формы участия государства в рыночных отношениях тоже меняются, и компании с существенной долей государственного участия все больше и больше становятся похожи на полностью государственные учреждения, ведомства и министерства. Наверное, для чистоты юридической квалификации и есть смысл пересмотреть список руководителей, которые попадают под понятие «должностных лиц». Но с практической точки зрения, как мне кажется, более вероятной причиной предложеных поправок является то, что в умах обывателей и правоприменителей на сегодняшний день слова «коррупционное преступление» и «преступление в сфере коммерции» имеют совершенно разные значения, для докладов, статистики, красивых заголовков. При этом в настоящее время большинство «коррупционных» уголовных дел доходят до суда либо в виде банального мошенничества либо самоуправства и расширение списка должностных лиц вряд ли исправит эту ситуацию».
Важно отметить, что в последнее время недоверие бизнеса к российским правоохранительным органам и судебной системе в РФ достигло рекордных значений. Как свидетельствует опрос службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны (ФСО), 74,3% экспертов считают, что заниматься бизнесом в России опасно (в 2017-м году так считали 57,1%). Среди предпринимателей так считают 93,7% респондентов.
Кроме того, заметно увеличилась доля респондентов, не считающих правосудие в России независимым и объективным: с 50% три года назад до 73,8%. О недоверии к правоохранительным органам заявили 70,3% (рост на 25,3%). Подавляющее большинство участников опроса считают, что преступления экономической направленности должен расследовать специализированный следственный орган. Три четверти опрошенных говорят о недостаточной квалификации следователей в этой области.
Причиной возбуждения против них уголовных дел бизнесмены чаще всего (41,3%) называют личный интерес сотрудников правоохранительных органов. На втором месте – конфликт с другим бизнесменом (37,6%). 46,6% опрошенных вменялась статья 159 Уголовного кодекса (мошенничество), в 19% случаев – в совокупности с другими составами преступлений.
84,2% предпринимателей заявили о полной или частичной потере своего бизнеса из-за уголовного преследования. 33,9% потеряли большую часть активов, половина респондентов также пожаловались на подорванное здоровье и репутацию. 74,1% опрошенных считают неэффективной деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции.
Как заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов, системного прорыва в решении проблем бизнеса в уголовно-правовой сфере не произошло. Несмотря на запрет арестовывать предпринимателей, почти каждый пятый опрошенный был заключен под стражу (23,8%), только 9,5% – под домашний арест. Лишь 2,1% смогли выйти под залог.
Обыски и другие следственные действия по-прежнему сопровождаются изъятием документов и электроники, арестом или изъятием имущества. При этом свой арест предприниматели считают менее болезненным для бизнеса, чем арест банковских счетов, контакты правоохранительных органов с контрагентами и изъятие документов.
Также остается актуальной проблема возвращения в Россию бизнесменов, уехавших за границу от уголовного преследования. Из "списка Титова", куда входят предприниматели, желающие вернуться на родину при условии, что их не подвергнут аресту, за два года вернулись 11 человек. А всего в аппарат омбудсмена обратились более 100 человек. Дела 21 заявителя остаются в работе, при этом за рубежом предприниматели не могут полноценно защищать свои права в качестве участников судебных разбирательств. При этом, несмотря на все мытарства, большинство опрошенных готовы продолжать заниматься бизнесом в РФ после уголовного преследования.