• 16 октября, 2020
  • 112

Адвокат или медиатор? Право выбора

Минюст России подготовил проект Закона «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации», который был направлен на изучение и составление заключений членам профессионального сообщества медиаторов. Из пояснительной записки следует, что проект призван создать благоприятные условия для развития медиативных практик в России, их дальнейшую популяризацию и совершенствование, что «позволит упростить и сделать более доступной защиту прав граждан и организаций, а также снизить нагрузку на судебную систему». Тем не менее у многих проект вызвал серьезную критику.

В пояснительной записке ведомство отмечает важность своих новых полномочий, вытекающих из законопроекта. Теперь Минюст будет осуществлять полное нормативное регулирование процедуры допуска медиаторов, в том числе утверждать единые стандарты обучения медиаторов. Он же займется ведением реестра медиаторов. «Данные полномочия позволят выработать унифицированный подход к проведению организационно-правовых мероприятий по реализации положений проекта федерального закона в отношении медиации как одному из способов альтернативного урегулирования споров», – утверждает Минюст в пояснительной записке. Он также напомнил, что сейчас занимается схожей деятельностью в отношении третейского разбирательства.

Согласно ст. 15 действующего Закона о медиации деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. В последнем случае медиаторами могут быть полностью дееспособные лица старше 18 лет, у которых нет судимости. К профессиональным медиаторам ст. 16 Закона о медиации предъявляет более серьезные требования: возраст не менее 25 лет, высшее образование и дополнительное профессиональное образование в сфере медиации. Профессиональными медиаторами также могут быть судьи в отставке. 

Но в ст. 10 законопроекта изложены иные требования к медиаторам. Так, в случае принятия поправок ими смогут стать только лица:
•    достигшие 30 лет;
•    имеющие высшее образование по направлениям и специальностям в области юриспруденции, психологии, педагогики;
•    прошедшие подготовку, соответствующую требованиям стандартов и программы подготовки медиаторов, утвержденной уполномоченным органом; 
•    прошедшие стажировку у медиатора;
•    имеющие стаж работы по специальности не менее 5 лет;
•    внесенные в единый федеральный реестр медиаторов.

Не предъявляются такие требования лишь к судьям в отставке и медиаторам, осуществляющим деятельность в образовательных организациях.

Сейчас медиаторами не могут быть лица, замещающие региональные и федеральные госдолжности, а также государственные и муниципальные служащие (ч. 5 ст. 15 Закона о медиации). Однако ч. 5 ст. 10 законопроекта установлено, что медиаторами также не смогут быть адвокаты и нотариусы. Иное, как и сейчас в отношении госслужащих, может быть предусмотрено федеральными законами. Объяснить логику, по которой юрист может быть медиатором, а адвокат нет, невозможно. Участие адвоката в процедуре медиации связано с оказанием сторонам спора квалифицированной юридической помощи в разработке конструктивного и в то же время законного и исполнимого соглашения по спорным вопросам. Еще более абсурдным выглядит данный запрет в свете того, что предложенный законопроект предусматривает применение процедуры медиации по уголовным делам.

Из ч. 4 ст. 1 законопроекта следует, что порядок проведения медиации в уголовном судопроизводстве должен быть установлен в УПК. В то же время отдельные особенности отражены в ст. 28 проекта. Так, предполагается, что медиатора будет привлекать суд или орган уголовного преследования по ходатайству стороны или по собственной инициативе. При этом заключение соглашения о проведении медиации не приостановит производство по уголовному делу.

Важно, что факт участия в процедуре медиации не сможет стать доказательством признания вины, а отказ от подписания медиативного соглашения – ухудшить положение участника судопроизводства. Предполагается, что, если одна из сторон «уголовно-процессуальной» медиации – несовершеннолетний, потребуется обязательное участие педагога, психолога или законных представителей этого ребенка.
В то же время не совсем понятно, что имел в виду Минюст в ч. 8 ст. 28 законопроекта, согласно которой «в уголовном судопроизводстве для стороны, являющейся правонарушителем, участие в процедуре медиации возможно только один раз за период их жизни».

В ч. 5 ст. 1 законопроекта указано, что случаи, в которых проведение медиации до обращения в суд является обязательным, устанавливаются законодательством РФ. В самом законопроекте предусмотрен один такой случай – расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей.

В пояснительной записке Минюст отмечает, что обязательная медиация установлена и в уголовном судопроизводстве – для рассмотрения дел с участием несовершеннолетних. Однако из текста законопроекта этого не следует. Как уже было отмечено, в ст. 28, посвященной «уголовно-процессуальной» медиации речь идет лишь об обязательном участии педагога, психолога или законных представителей этого несовершеннолетнего, если он является стороной процедуры.

Согласно ч. 2 ст. 18 законопроекта при обязательной медиации медиатор имеет право на частичное возмещение связанных с ней расходов за счет федерального бюджета. Размер и порядок выплат определит Минюст по согласованию с Минфином. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту Минюст предлагает руководствоваться базовой ставкой оплаты труда адвокатов по назначению с 2021 г. – 1,5 тыс. руб. за один день участия (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. г. № 1240).

Партнер Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры», адвокат Екатерина Скопцова пояснила: «Институт медиации за 10 лет проделал серьёзный путь. Он пока не зрелая личность, но уже вполне сформировавшийся и перспективный подросток. Почему законодателю пришло в голову что-то в этой сфере менять, а точнее – рубить, выкорчёвывать и бездумно встраивать инородные нормы, история умалчивает.

А нам молчать не хочется. Новый законопроект, предложенный Минюстом России, «Об урегулировании спора с участием посредника (медиации) в Российской Федерации» вызвал настоящий бунт и шквал негодования в адвокатском сообществе. Главным образом, потому что проект безосновательно запрещает адвокатам с действующим статусом быть медиаторами. При этом выглядит абсолютно нелогичным сохранение такой возможности для обычных юристов без адвокатского статуса. 

Современные реалии таковы, что ни в одной стране, имеющей опыт медиативного разрешения конфликтов, адвокатам не препятствуют осуществлять данный вид деятельности. Более того, во всём мире именно правозащитники являются основной движущей силой, которая заставляет этот механизм развиваться и совершенствоваться. В частности, коллегам из Швейцарии, Китая, Италии и США предоставлено приоритетное право практиковать медиацию. Вызывает недоумение попытка власти жёстко дискриминировать в этой сфере российских адвокатов. Равно как возникают вопросы природы и целей нового законопроекта, подготовленного без учёта опыта российских и зарубежных коллег. В конце концов, согласно Кодексу профессиональной этики адвокатов, предупреждение судебных споров и способствование заключению мирового соглашения –  неотъемлемая часть адвокатской деятельности. Как показал опыт последних лет, люди с большей охотой стали идти на внесудебное урегулирование конфликта, начали больше экономить своё время и деньги, ценить возможность сохранить после спора личные и деловые отношения. Противоборствующие стороны учатся правильно «мириться» без ущемления своих интересов и всё чаще прибегают для этого к услугам посредника. Основная заслуга и ведущая роль в этом, как и в популяризации медиации в нашей стране, принадлежит именно адвокатам. Поскольку они увидели в процедуре возможность достигнуть для своих доверителей максимального и более эффективного результата с наименьшими затратами. Законопроект Минюста не выдерживает никакой критики, его содержание не отвечает ни одной из заявленных в пояснительной записке целей. Проект не только умаляет все преимущества адвокатов в примирительной процедуре, перечёркивает их наработанную практику и бесценный опыт, но и искажает основную суть медиации. Документ исключает основной принцип  участия в процедуре – «добровольность» и полностью дискредитирует роль медиатора, сводя её к формальному исполнению обязательных требований. По сути, предлагается трансформировать общественный институт в очередной инструмент власти, передав его под полный государственный контроль. На наш взгляд, в случае принятия нормативного акта в данной редакции, в России будет полностью уничтожен работающий и активно развивающийся институт по примирению сторон. Для обсуждения законопроекта Российской академией адвокатуры и нотариата совместно с МАРА и ГРА было организованно экстренное совещание, в котором приняла участие профессиональный медиатор и адвокат АБ г. Москвы «Щеглов и партнёры» – Скопцова Катерина. По итогам встречи в адрес различных государственных инстанций подготовлена резолюция с перечнем замечаний к содержанию нового закона. Хочется надеяться, что совместными усилиями нам удастся спасти институт медиации в РФ».

Ведомство указало на то, что сейчас законопроект проходит «межведомственное согласование с заинтересованными федеральными государственными органами, учреждениями и организациями». По результатам этого документ будет опубликован для общественного обсуждения на официальном сайте www.regulation.gov.ru, сообщила пресс-служба Минюста.

Похожие статьи

Врач ВСК назвал ограничения по «шашлычному» рациону на праздники

Шашлык – одно из традиционных и любимых блюд россиян весной. Мясо является важной частью повседневного рациона, однако его влияние на организм…

Оператор платежной системы «Мир» признал высочайший уровень киберзащиты клиентов…

АО «НСПК» – оператор платежной системы «Мир» - провела первую конференцию по антифроду «Антифродум 2024». В рамках этой конференции прошло вручение…

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг АО «Тинькофф Страхование» до…

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг финансовой надежности страховой компании АО «Тинькофф Страхование» до уровня ruАА, прогноз по рейтингу – стабильный.