• 28 декабря, 2024
  • 0

ПЭК: в следующем году доля приобретаемых в лизинг грузовиков может снизиться на 60%

Основная причина — резкое увеличение лизинговых ставок. В следующем году этот показатель продолжит расти и может достигнуть 29-30%. Кроме того, в стремлении сократить количество выданных продуктов на объем капитала банки продолжат повышать размер надбавок по лизинговым договорам. На фоне резкого падения рентабельности компании будут вынуждены ограничить обновление и пополнение автопарков, что может привести снижению количества доступной техники по всей стране. Об этом говорится в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с «АвтоГрузЭкс» и Dentro.

За январь-ноябрь доля лизинга при покупке грузовой техники в России снизилась на 21%, до 61 тыс. ТС, в следующем году — может упасть еще на 60% год к году, до 38 тыс. единиц, сообщил Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК.

Основная причина — повышение лизинговых платежей в сегменте грузовой техники на четверть год к году — до 26-27%. Одновременно с ростом ключевой ставки увеличились и банковские надбавки к ней — на 3 п.п. год к году.

Роман Ромашевский:

«Несмотря на то, что 20 декабря Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, в перспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя и поэтому фиксируют надбавку в 5-6% в лизинговых договорах на несколько лет вперед».

Кроме того, чтобы вернуть перегретую экономику в равновесное состояние, Банк России усиливает требования к выдаче кредитов, лизинговых и других финансовых продуктов. «ЦБ увеличивает макропруденциальные надбавки для финансирования лизингодателей и, регулируя объем выдачи кредитов, напрямую влияет на уровень ставок. Основная задача — сократить количество выданных финансовых продуктов на тот же объем капитала и при этом повысить их доходность. Результат — повышение чистой прибыли банков по всей России и наращивание капитала на будущий год», — пояснил он.

По данным обзора, к декабрю 2024-го среднемесячный лизинговый платеж вырос на 40%, до 317 тыс. руб. на один грузовой автомобиль.

Илез Хамурзиев, операционный директор Dentro:

«Итоговая стоимость сцепки (тягач и полуприцеп) с учетом лизинговых платежей на 48 месяцев увеличилась на 6%, до 14,1 млн руб.».

В следующем году Роман Ромашевский прогнозирует увеличение лизинговой ставки на 30 п.п., до 29-30%, а в реальном выражении среднемесячный лизинговый платеж на один автомобиль достигнет 360 тыс. руб. По мнению Илеза Хамурзиева, стоимость сцепки к этому моменту может достигнуть 25 млн руб. «В таких условиях перевозчикам не выгодно приобретать новую технику, поэтому компании вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков», — подчеркнул операционный директор Dentro.

Финансовый директор ПЭК добавил, что на фоне резкого роста ставок компании будут обновлять технику преимущественно за счет собственных средств. Вслед за этим доля лизинга в структуре продаж грузовиков снизится до рекордных 53%, для сравнения — ранее наиболее низкий показатель за пять лет был зафиксирован в 2019 году на уровне 68%.

Чтобы снизить финансовую нагрузку на перевозчиков в 2025 году, Правительство РФ выделит 9,7 млрд руб. на продление программы льготного лизинга для отечественной техники. Компании смогут заключить лизинговый договор на использование беспилотных магистральных тягачей с субсидией в размере 49%. Авансовый платеж на остальные отечественные автомобили бизнес снизит на 10%, что позволит сократить затраты перевозчиков на приобретение техники в 2025 году, а значит — будет способствовать пополнению и обновлению автопарков в России, отметил Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс».

«Однако с учетом нехватки отечественных тягачей на российском рынке и резкого роста утильсбора на иностранную технику (с октября на 75-80% год к году), этого недостаточно», — добавил  он.

Вадим Филатов подчеркнул: на фоне резкого роста затрат на закупку техники, повышения уровня оплаты труда сотрудников, снижения тарифов (на 8,8% год к году за январь-ноябрь, по данным ATI.SU) и развития недобросовестной конкуренции на рынке, рентабельность компаний снизилась на 10% год к году. Перевозчики вынуждены ограничивать свое развитие. По данным НАПИ, в этом году порядка 17,5 тыс. грузовых автомобилей, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в сток.

«Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов, важно разработать дополнительные меры, которые позволят снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. На на данный момент “АвтоГрузЭкс” готовит предложения совместно с государственными органами и бизнес-сообществом», — резюмировал Вадим Филатов.

Похожие статьи

Время пересечения границы с Казахстаном увеличилось в два раза

Заторы возникают на фоне роста объемов перевозок из Китая в Россию через территорию Казахстана, а также из-за увеличения количества досмотров на…

ПЭК запускает ежедневные беспилотные перевозки

В 2025 году компания планирует нарастить число автономных рейсов до четырех в сутки. В перспективе оператор рассчитывает на 10% сократить себестоимость…

Водители грузовиков и складские работники вошли в число лидеров…

Предприятиям логистической отрасли в 2024 году стало сложнее привлекать линейный персонал. В январе-августе спрос на самых востребованных сотрудников — водителей грузового…