• 21 мая, 2019
  • 184

ПОЛИС ХОРОШЕГО ТОНА

Галушин Николай

Генеральный директор АО «НСИС»

В странах с продвинутыми страховыми рынками, развитым гражданским самосознанием и высоким уровнем ответственности бизнеса даже упоминания об обязательном или вмененном страховании нет. Даже, порой, и рекомендаций по заключению договоров страхования нет. Почему страхуются?

Несколько причин: традиция, сложившаяся практика управления рисками бизнеса, оценка последствий наступления репутационного риска для публичных компаний и его финансовые последствия для капитализации, стандарты непрерывности деятельности, анализ примеров громких, резонансных событий. Бизнес пугает неопределенность последствий, которые он может понести в случае убытка при отсутствии договора страхования как дополнительного финансового механизма гарантий. Опасения связаны не столько с величиной штрафа или иска, сколько с совокупностью факторов, немаловажную роль в которой играют репутационные риски, риски потери рыночной стоимости и др.

Например, получивший известность убыток по ответственности одного нероссийского аэропорта. Инцидент не связан с деятельностью самого аэропорта, но произошел на его территории — на автобусной остановке. Из-за повреждения конструкции пострадала женщина, подававшая большие надежды в профессиональном спорте. Из-за травмы ее карьера вынужденно прекратилась, а сумма иска, удовлетворенная судом, превысила 200 млн долларов США. История показательна, потому что, несмотря на ситуацию и место возникновения убытка (автобусная остановка), поражает и величина убытка, и то, что был затронут договор страхования ответственности аэропорта, размещаемый в специфическом сегменте страхового рынка — у специализированных авиационных андеррайтеров.

Теперь давайте вспомним, что часть наших аэропортов либо вообще не имеет договоров страхования ответственности, либо имеет договоры с очень низкими лимитами. Соглашусь, что при подобной ситуации в России не могло быть ни иска на 200 млн долларов, ни его удовлетворения на такую сумму. Но каждый аэропорт даже в самом небольшом городе принимает самолеты, которые сегодня стоят не один десяток миллионов долларов и имеют больше сотни пассажиров на борту. Но в законе, регулирующем их деятельность, увы, несмотря на все дискуссии, не появился раздел про страхование ответственности с установлением крупных, соответствующих природе рисков лимитов.

Другой крайностью являются страны, где формализовано и обязательное, и вмененное страхование, но в силу неразвитости страхового рынка, низкого уровня доходов населения и столь же низкой ответственности бизнеса основным драйвером проникновения этих видов страхования на рынок являются усилия регулирующих и карающих органов. При слабом уровне контроля уровень проникновения не превышает 10 %, несмотря на то, что требования по страхованию существуют и формализованы. Например, в Алжире, несмотря на действие с 2005 года закона об обязательном страховании жилья, уровень проникновения не превышает 10 %.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Глава НСИС Николай Галушин назвал причины невостребованности киберстрахования в…

В качестве одной из причин неудач на рынке киберстрахования называется неготовность раскрытия информации. Я не согласен с выводом о неготовности раскрывать…

Глава НСИС Николай Галушин рассказал, почему компания отказалась от…

«Страхования от киберрисков нет. Почему?» – сказал он, выступая на конференции АПСБ. Глава НСИС пояснил, что сейчас на рынке максимальный доступный…

Глава НСИС Николай Галушин обозначил взаимосвязь между расширением лимитов…

Николай Галушин, глава Национальной страховой информационной системы: К вопросу лимитов по страхованию ОСАГО.