- 24 октября, 2025
Полис — каждому самокату
Страхование — это наиболее цивилизованный способ минимизировать риски практически во всех областях человеческой жизнедеятельности, полагает директор по правовым вопросам и комплаенса финансового маркетплейса «Сравни» Юлия Суворова. По ее мнению, страхование средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи и моноколеса, повысит защищенность пользователей и тех, кто оказывается рядом с ними на дороге или тротуаре.
ССТ: Почему вашу компанию интересует вопрос безопасности средств индивидуальной мобильности?
Юлия Суворова: Более 16 лет наша компания предоставляет возможность сравнения и выбора страховых и финансовых продуктов. Мы являемся лидером в сегменте электронных полисов ОСАГО среди аналогичных площадок: каждый день мы помогаем оформлять сотни тысяч страховых полисов. Вопрос защищенности наших клиентов — наш приоритет.
Средства индивидуальной мобильности (СИМ) за последние несколько лет стали популярным видом транспорта, но за популярностью кроется высокая аварийность. В связи с этим мы с коллегами из страховых компаний активно обсуждаем вопросы безопасности водителей и тех, кто оказывается рядом.
ССТ: Как вы видите свое участие в решении этой задачи?
Ю. С.: Совместно с коллегами из страховых компаний и Российским союзом страховщиков (РСА) мы планируем транслировать необходимость регулирования использования как самого СИМ, так и страховой защиты для пользователей и пострадавших от СИМа.
«Сравни» является большим финансовым маркетплейсом, у нас огромная клиентская база, и мы хотим популяризировать эту идею среди наших пользователей.
У нас десятки миллионов пользователей, которые являются водителями и хорошо знают, что такое ОСАГО, и как этот полис облегчает жизнь во многих вопросах. Инициатива по внедрению для СИМ полисов по некоему аналогу «автогражданки» должна найти отклик среди них, поскольку они каждый день сталкиваются с СИМами на дороге, а их дети и внуки сами пользуются этими средствами передвижения.
ССТ: Может быть, проще ограничивать скорость, отказывать в регистрации нарушителям, фиксировать вес, чтобы не ездили по двое, то есть, решать вопросы безопасности какими-то техническими и организационными методами?
Ю. С.: Безусловно, можно пытаться и таким образом регулировать, но вне регулирования у нас в любом случае останется большой сегмент частных СИМов, поскольку частные лица не обязаны, по крайней мере, пока, на свои СИМы устанавливать контроль веса, ограничивать скорость и т. д. Все это будет касаться только прокатных СИМов.
Страховое регулирование вопроса может быть подходящим вариантом развития событий, поскольку в данном случае мы защищаем всех участников процесса.
Для прокатных СИМов вопрос страхования замкнется на бизнесе, а для частных средств индивидуальной мобильности расходы на страховку понесут владельцы, и у них, так же как у автовладельцев, будет стимул аккуратнее себя вести на дорогах общего пользования и на пешеходных дорогах, чтобы не увеличивать себе страховой тариф.
СИМ за последние несколько лет стали популярным видом транспорта, но за популярностью кроется высокая аварийность
ССТ: Имеет ли смысл решать вопрос увеличением ответственности? Может быть, смотреть уже по факту вины: виновен — плати.
Ю. С.: Тут вопрос, собственно, ровно такой же, как со страхованием гражданской ответственности. В такой ситуации у нас остается незащищенным пострадавший. У пользователя — водителя СИМа, вполне вероятно, не будет денег, достаточных для компенсации ущерба, причиненного здоровью или имуществу пострадавшего.
Например, если за рулем самоката был подросток 15 лет, который сбил бабушку, у него нет собственных средств для того, чтобы компенсировать стоимость лечения. Да, есть родители, но и у них тоже может не быть такой финансовой возможности. Соответственно, пострадавший либо получает выплаты по 500−1000 руб., что вряд ли компенсирует затраты на лечение, либо те же условные родители вынуждены будут погасить долг, образовавшийся в результате действия пользователя СИМа.
Мне кажется, что страхование направлено в первую очередь на защиту именно пострадавших. Да, они здесь абсолютно безвинно пострадавшая сторона, и ставить их в ситуацию, когда они еще и компенсацию за лечение, за какие-то моральные страдания получить не могут, потому что у нарушителя нет денег — ну, кажется, это совсем несправедливо.
ССТ: То есть, с вашей точки зрения, страхование имеет наибольшее количество плюсов из всех возможных вариантов?
Ю. С.: На мой взгляд, безусловно. Это наиболее цивилизованный способ минимизировать риски практически во всех областях человеческой жизнедеятельности.
Идентификация СИМов — это действительно большая проблема, нужна какая-то единая система их регистрации
ССТ: Тем не менее, каких сложностей в продвижении такого страхования вы ожидаете?
Ю. С.: Сложность во внедрении. У нас пока, к сожалению, у населения в среднем недостаточный уровень финансовой грамотности, на мой субъективный взгляд. Люди не очень четко понимают, что потраченные 300 или 500 руб. на страховку сэкономят им очень много денег при возникновении потенциального страхового случая.
Второй момент: чтобы застраховать СИМ, нужно этот СИМ идентифицировать. У нас сейчас нет единой системы идентификации средств индивидуальной мобильности. Более того, у нас даже достаточно полный список этих СИМов в законодательной базе не закреплен.
Туда сейчас не попадают, например, электровелосипеды, на которых ездят курьеры. Они достаточно часто являются источниками повышенной опасности и на тротуарах, и на дорогах. Идентификация СИМов — это действительно большая проблема, нужна какая-то единая система их регистрации.
Согласна, что тема сложная, но накопилась уже достаточно приличная статистика по травмам и жертвам. На мой взгляд, это уже нельзя игнорировать.
ССТ: С чего начать?
Ю. С.: В первую очередь, относительно простым способом начала регулирования может стать регулирование прокатных организаций — кикшерингов в части страхования, и в части повышения ответственности пользователей СИМ через внесение в ПДД, во-первых, более широкого списка того, что относится к СИМам, а во-вторых, как раз той самой ответственности, о которой мы говорим.
Это ответственность за оставление мест инцидента и ответственность за нарушение установленных скоростных режимов, весовых режимов и так далее. Это все вещи, которые, на мой взгляд, должны делаться параллельно. В любом случае, потребуется приличное время.
Культура вождения не появится моментально. Но все-таки должны быть приложены усилия, направленные на то, чтобы цивилизовать этот сегмент транспорта. Прогресс неостановим. Различных модификаций средств индивидуальной мобильности будет появляться все больше и больше. Вполне возможно, что лет через десять пешеход на дороге будет совершеннейшей экзотикой.
ССТ: Может быть, через ваши каналы можно стимулировать приобретение добровольного страхования ответственности владельцев СИМа как владельцев ОСАГО?
Ю. С.: Финансовые маркетплейсы уже зарекомендовали себя как популярные площадки для приобретения страховых продуктов. Активное продвижение нового продукта мы сможем начать, как только его презентуют на рынке.
Мы считаем важным, чтобы пользователи получали информацию напрямую от ключевых игроков рынка, и именно на этом этапе будем усиливать наше информационное сопровождение.