- 24 октября, 2025
СИМ пока не хватает сознательности
Средства индивидуальной мобильности давно стали привычными участниками движения в российских городах, но регулирование их эксплуатации пока только начинает формироваться. Советник по связям с госорганами ООО «СК «Согласие» Денис Макаров в своем интервью объяснил, почему уже на этом этапе важно предусмотреть страхование.
ССТ: Прежде всего, что такое средство индивидуальной мобильности, и насколько его страхование актуально?
Денис Макаров: Средство индивидуальной мобильности (СИМ) — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. Иными словами, это электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. Велосипеды и электровелосипеды к СИМ в настоящий момент не относятся.
Регулирование движения СИМ на сегодня не развито, не обеспечена безопасность окружающих при их эксплуатации. Повышенный риск вреда здоровью водителя СИМ поддерживается только в рамках ОМС, а повышенный риск вреда жизни ничем не обеспечен. Есть серьезная статистика о травмах, в том числе со смертельным исходом. В первую очередь в происшествиях с СИМ страдают дети и подростки.
Актуальность этой темы отмечают не только страховщики. Мы уже видим появление регулирования на уровне исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации: там вводятся жесткие ограничения по эксплуатации средств индивидуальной мобильности. Без мер по контролю очень сложно представить, каким образом можно добиться сознательного отношения к использованию СИМ.
ССТ: Какую ответственность и кто несет сейчас при аварии с СИМ, на что могут рассчитывать пострадавшие?
Д. М.: Вся проблема как раз связана с идентификацией причинителя вреда. Возможно, существуют ситуации, в которых удалось привлечь виновника к ответственности. Или человек настолько социально ответственный и чувствует свою вину, что сам возмещает вред. Но это чудесные и очень редкие случаи. Подростку ведь легче сбежать, чем остаться на месте и разбирать ситуацию.
Актуальность этой темы отмечают не только страховщики. Мы уже видим появление регулирования на уровне исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации.
ССТ: Как страхование может помочь в этой проблеме?
Д. М.: Страхование точно может брать на себя часть рисков, в том числе — защиту интересов третьих лиц при эксплуатации СИМ. Но чтобы все вокруг были защищены от этих рисков, нужно вводить тотальное страхование.
В первую очередь механизм страхования и выплаты при страховом случае связан с идентификацией средств мобильности и допуском лиц к управлению этим средством. Сейчас мы зачастую видим, что на одном самокате ездят по трое подростков, и, конечно, аккаунт, в котором он активирован на период эксплуатации, не совпадает с водителем СИМ.
ССТ: Страхование при эксплуатации СИМ — это стопроцентное страхование ответственности?
Д. М.: В первую очередь, это страхование риска ответственности перед третьими лицами. Но еще, конечно, будет очень важно и страхование от несчастного случая.
СИМ на сегодняшний момент не относится к средствам повышенной опасности. Это их значительное юридическое отличие от автомобилей. Поэтому здесь не происходит запуск страхования ответственности таким способом, как это произошло с ОСАГО. Но совершенно точно понятно, что прокатные «конторы» должны покрывать риски здоровья в тех случаях, когда несчастный случай происходит в силу неисправности самого СИМ.
ССТ: Но здесь тоже тяжело доказывать неисправность СИМ?
Д. М.: Современный СИМ — это электронный гаджет. С ним связано достаточно много систем, которые можно использовать для сканирования, диагностики неисправности.
ССТ: Как могло бы быть организовано такое страхование? Оно должно быть обязательным или может оставаться добровольным в какой-то части?
Д. М.: Оно должно быть обязательным для всех владельцев в части ответственности перед третьими лицами и обязательным для юридических лиц в части несчастного случая перед тем, кто эксплуатирует СИМ.
Здесь очень важно, что сегодня электровелосипеды не относятся к средствам индивидуальной мобильности. В рамках решения проблемы СИМ нужно решать вопрос с включением их в этот перечень. Нередки случаи ответственности при эксплуатации электровелосипедов под управлением курьеров, связанные с причинением вреда здоровью самого курьера, третьим лицам или ущерба имуществу третьих лиц. Эти риски ближе к корпоративному направлению.
Для решения проблемы регулирования эксплуатации СИМ нужна идентификация и регистрация СИМ, в том числе и для владельцев частных гаджетов. Важно поддержать электронный упрощенный путь клиента по покупке и регистрации СИМ.
Развитие направления страхования рисков при эксплуатации СИМ — это новый рынок для страховщиков, с расширением продуктовой линейки добровольных видов страхования и комплексных услуг, чему помогают такие неприятности, как поломки СИМ, повреждение других гаджетов при эксплуатации СИМ, каско на СИМ и пр.
ССТ: Какова позиция законодателя по этим вопросам?
Д. М.: Комитет по транспорту Госдумы рассматривает инициативу, которую сформулировали правоохранительные органы на базе статистики. При комитете создана рабочая группа по регулированию средств индивидуальной мобильности, в нее планируется делегировать представителей ВСС.
Мы предложим свое видение того, как можно построить систему страхования ответственности с учетом опыта развития ОСАГО. Далее будем отталкиваться от решений по тем задачам, которые уже есть сейчас у других ведомств: Минтранса, ГИБДД и пр.
Для решения проблемы регулирования эксплуатации СИМ нужна идентификация и регистрация СИМ, в том числе и для владельцев частных гаджетов. Важно поддержать электронный упрощенный путь клиента по покупке и регистрации СИМ.
ССТ: Какие сложности вы видите при внедрении этого вида страхования?
Д. М.: Страхование СИМ потребует создания системы маркировки и регистрации. Это, пожалуй, самый глобальный вопрос: как сделать так, чтобы все средства СИМ были промаркированы и зарегистрированы, и соотнести эти расходы с проблемой, которая на текущий момент создает социальную напряженность вокруг эксплуатации СИМ.
Страхование в этом регулировании эксплуатации выглядит вторичным элементом, но его надо заранее предусмотреть. При этом важно, чтобы необходимость страхования рисков не убивала желание покупки и эксплуатации СИМ. Чтобы это было комфортно всем: и участникам других процессов, которые не связаны с СИМ напрямую, а могут быть потерпевшими, и владельцам СИМ.
ССТ: А сколько такое страхование могло бы стоить?
Д. М.: Здесь вопрос в регулировании процедуры, начиная от выбора самого СИМ и заканчивая выбором страховщика, страхового продукта, получением страховой выплаты потерпевшими или самим владельцем СИМ. К сожалению, у нас нет статистики аварий и их последствий, особенно по тем СИМ, которые находятся во владении физлиц.
Вполне возможно, что первый подход будет схож с лимитами, соответствующими ОСАГО. Если говорить о цене страхования, то она должна находиться в диапазоне 2–3 тыс. руб. за год.
Сейчас в добровольном порядке такие продукты уже работают. За полис платит компания — владелец СИМ. Внутри их продукта кикшеринга есть опция, с помощью которой человек может включить страхование, может выключить, может купить расширенную страховку. То есть, стоимость страхования «растворяется» внутри поминутной тарификации эксплуатации СИМ. Есть ряд продуктов, которые предусматривают ответственность, и иногда даже несчастный случай.
С такими продуктами работают три основных оператора, занимающиеся прокатом самокатов. Продукты эти разные, условия и покрытия разные. По электровелосипедам существует страховка, но еще менее прозрачная. Про физиков нет почти никаких данных о том, что они задумываются о страховании, причем не только ответственности, но и самих себя.
Риски эксплуатации CИМ
- Столкновение с пешеходами и другими транспортными средствами
- Падение из-за технической неисправности или дорожных условий
- Ущерб имуществу третьих лиц
- Травмы пользователя
- Угон или порча имущества в прокате
Предложения по идентификации СИМ
- Нанесение маркировочного обозначения на корпусе и фиксация номера в процессоре СИМ
- Запрет таможенного оформления без нанесения маркировочного обозначения
- Сквозная нумерация маркировочного обозначения (уникальный номер)
- Техническая невозможность корректировки маркировочного обозначения
- Уголовная/административная ответственность за корректировку маркировочного обозначения СИМ
- Выбор подрядчика, с потенциалом маркировки всех СИМ страны (заинтересованность подрядчика)