• 12 января, 2024
  • 80

Потребление продовольствия в России вернулось к допандемийным значениям, а потребление услуг достигло максимума с 2012 года

В Сбере проанализировали потребительские расходы россиян в декабре 2023 года и подвели итоги года. По данным СберИндекса, в заключительный месяц прошлого года эти расходы составили 6625,7 млрд рублей, что на 17,7% выше в номинальном выражении, чем в декабре 2022 года, и на 9,3% — в реальном.

Традиционно декабрь становится рекордным месяцем с точки зрения потребительских расходов населения. Прошедший 2023 год не стал исключением: по сравнению с ноябрём в декабре траты граждан в номинальном выражении выросли на 15,1%. В 2022 году прирост составлял 14,0% — это самый низкий декабрьский рост за всю историю наблюдений СберИндекса (с 2012 года). Наиболее высокие значения этого показателя были достигнуты в 2014 году (+19,6%) и в 2015 году (+17,3%).

Вместе с тем в реальном выражении с учётом сезонного фактора, потребительские расходы россиян в декабре 2023 года снизились на 0,7% к ноябрю. Снижение практически полностью объясняется тем, что население сократило расходы на непродовольственные товары на 1,7%. При этом расходы на продовольственные товары и услуги практически не изменились в сезонно-сглаженном эквиваленте (то есть с исключением влияния сезонного и календарного фактора), расходы на общепит незначительно снизились к ноябрю.

На протяжении всего 2023 года потребительский спрос был сильным во всех категориях расходов. Потребление продовольственных товаров вернулось к допандемийным значениям, но уровня 2014 года пока не достигло. А вот расходы на общепит и услуги в 2023 году достигали максимума за всю историю наблюдений СберИндекса (общепит — в ноябре, а услуги — в декабре). На фоне ускорения инфляции и ожиданий по повышению ключевой ставки потребление непродовольственных товаров вышло на пик в октябре 2023 года. Потребление непродовольственных товаров в этот месяц стало третьим по величине за всю историю наблюдений (после декабря 2014 года и февраля 2022 года).

Подготовку к Новому году потребители начали заранее, но пик количества покупок пришёлся на 28–30 декабря. Отличительная особенность 2023 года — растущая популярность маркетплейсов: их доля в общих расходах выросла с 15% в декабре 2022 года до 19% в декабре 2023 года. В других категориях динамика номинальных трат примерно совпадала с прошлогодней: по сравнению с ноябрём рост расходов на бытовую технику и электронику в декабре 2023 года составил 42%, на ювелирные изделия — 104%, на товары для красоты и здоровья — 47%, на хобби и увлечения — 43%, на книги — 24%. Кроме того, с середины декабря россияне активно делали закупки к праздничному столу в продуктовых и винных магазинах (прирост на 28% в обеих категориях).

31 декабря общие траты россиян закономерно снизились на треть к предыдущему дню практически во всех категориях, кроме цветов и подарков (+16%) и винных магазинов (+4%). Траты на такси также сократились, но меньше, чем в других категориях (-9%). Основная доля расходов потребителей в этот день пришлась на продукты и общепит.

Примечательно, что расходы россиян в первую неделю 2024 года значительно отличались от затрат годовой давности. Меньше прошлогодних оказались номинальные траты в винных магазинах (-11,7%), расходы на хобби и увлечения (-12,9%), развлечения (-1,5%), локальный транспорт (-13,8%). Сокращение расходов в большинстве категорий непродовольственных товаров было компенсировано их ростом в универсальных магазинах и маркетплейсах (+39,2%). В категориях «Такси», «Развлечения» и «Турагентства» количество покупок также снизилось к прошлому году (на 6, 8 и 4% соответственно).

Траты россиян в новогодних поездках увеличились на 8% к прошлому году, что близко к значению инфляции. Наибольший рост расходов туристов пришёлся на продуктовые магазины (+22,7%), универсальные магазины и категорию «Специализированные товары и услуги» (+10,6%), а также на медицину, красоту и здоровье (+8,9%). Общее количество внутренних поездок чуть сократилось (-1,6%) по сравнению с прошлым годом. Количество поездок в Москву, Санкт-Петербург и Владимирскую область снизилось ощутимо (-7,9, -2,8 и -13% соответственно). А вот интерес к региональным поездкам растёт — например, в Краснодарский край (+3,5%), Татарстан (+0,5%), Калининград (+8,6%), Мурманскую область (+13,7%) и особенно Крым (+29,3%).

Похожие статьи

Каждый третий зритель ходит в кино ночью

Около трети зрителей в 2025 году совершали походы в кино на ночные сеансы. К таким выводам пришли аналитики программы лояльности «СберСпасибо»,…

Сбер отменил комиссию для застройщиков по программам льготного ипотечного…

Сбер отменил комиссию для застройщиков по программам льготного ипотечного кредитования на Домклик.

СК «Абсолют Страхование» вошла в пятерку самых инновационных страховщиков…

Фонд «Сколково» опубликовал рейтинг инновационной активности страховых компаний за 2024 год. В исследовании приняли участие 20 крупнейших универсальных страховщиков страны.