• 18 февраля, 2015
  • 163

ПРОВЕРКА НА МЕСТАХ


Практически все компании в России не обслуживают противопожарные системы сами, а заключают договоры на обслуживание таких систем со специальными обслуживающими предприятиями. При этом примерно 80% из таких обслуживающих фирм не исполняют свои обязательства в полной мере. Одна из главных задач риск-инженера страховой компании состоит в том, чтобы проверить рабочее состояние установленных противопожарных систем и дать соответствующие рекомендации.

Практически все компании в России не обслуживают противопожарные системы сами, а заключают договоры на обслуживание таких систем со специальными обслуживающими предприятиями. При этом примерно 80% из таких обслуживающих фирм не исполняют свои обязательства в полной мере. Одна из главных задач риск-инженера страховой компании состоит в том, чтобы проверить рабочее состояние установленных противопожарных систем и дать соответствующие рекомендации.

Владимир Грачев

окончил МАТИ (Московский Авиационный Технологический Институт) имени К.Э. Циолковского. C 1980 года по 1994 год работал в Институте высоких температур (ИВТАН) и ВНИИ ПО «Молния». С 1994 года по настоящее время – главный риск-инженер страховой Владимир Грачев компании AIG в России.

Ответственность перед соседями

Когда предприниматель берется за развитие нового бизнеса: открывает офис, магазин или склад, создает предприятие, то он априори ожидает успеха от своей работы и, практически, никогда не задумывается, что его деятельность может помешать компании, офис которой находится по соседству. Мы говорим не о конкуренции – к этому все готовятся. Мы говорим о том, что бизнес или вид деятельности может просто мешать соседям, а иногда и привести к большому ущербу для них. И эта ситуация достаточно распространена.

Рассмотрим случай, когда клиент арендует помещение в крупном торговом центре и начинает торговать, например, мягкой мебелью или матрасами. Если случайно произойдет возгорание, то мягкая мебель при горении будет выделять массу токсичных газов, громадное количество черного дыма и сажи. В итоге, даже от небольшого пожара, который не выйдет за пределы арендованного помещения, дым распространится по всему торговому центру и повредит товары других арендаторов и здание. Никакого бюджета не хватит, чтобы возместить убытки соседей.

С точки зрения пожароопасности, в «группу повышенного риска» входит не только продажа мягкой мебели. Ковры и ковровые покрытия обычно хранятся в магазинах в рулонах. Огонь в таких рулонах распространяется вдоль них, и противопожарные системы не могут вовремя обнаружить и потушить пожар. Как бы это ни выглядело парадоксальным, пожары в магазинах детских игрушек очень опасны: ведь современные игрушки сделаны из различного пластика, в них много полостей с воздухом, который поддерживает огонь. Они упакованы в красивые коробки, которые «держат» форму и не дают воде из противопожарных систем погасить источник пожара.

Поэтому размещение таких объектов в крупных торговых комплексах – это шанс для хорошего бизнеса, но, с другой стороны, чревато большими убытками, как для владельца, так и для его соседей, не говоря уже о собственнике всего здания. Важно помнить о том, что ответственность собственника помеще-ния перед третьими лицами присутствует всегда, даже если речь идет не об объекте коммерческой недвижимости, а о жилой квартире. Стандартная ситуация: что-то загорелось в квартире, от нее загорелись или задымились квартиры на верхних этажах, а нижележащие квартиры залиты водой, когда пожарная бригада тушила пожар. Рассчитать и предусмотреть такую ситуацию практически невозможно, никаких денег не хватит на выплаты пострадавшим соседям. А если речь идет о пожаре в магазине, то у владельца возникает еще и ответственность перед покупателями.

Как правило, наибольший ущерб возникает от пожара и его последствий (повреждения дымом и/ или водой). Поэтому, когда риск-инженер осматривает объект, основное внимание он уделяет именно противопожарным системам. Заметим, что чем хуже экономическая обстановка, тем больше у компании возникает желание сэкономить именно на этом. Потому что пожар то ли будет, то ли нет…

 

Одна из главных задач риск-инженера страховой компании состоит в том, чтобы проверить рабочее состояние установленных противопожарных систем и дать соответствующие рекомендации. Другой задачей риск-инженера является оценка рисков, связанных с данным объектом, расчет возможных убытков для страховщиков. То есть, рискинженер является связующим звеном между клиентом и страховщиком. Именно от него зависит уровень взаимопонимания этих сторон.

 

Давайте рассмотрим наиболее распространенные варианты систем противопожарной защиты.

Системы и их использование

На сегодняшний день одними из самых надежных систем противопожарной защиты являются спринклерные системы. Основной принцип работы спринклерной системы заключается в том, что источник пожара тушится водой, а площадь вокруг источника пожара смачивается, чтобы огонь не смог распространиться.

Спринклеры (или второе название – оросители) обычно устанавливаются на потолке защищаемого помещения и имеют элемент (колбочку со специальной жидкостью или би-металлическую вставку), который под действием температуры срабатывает и открывает отверстие, из которого происходит орошение водой защищаемой площади.

Если спринклерная система пожаротушения спроектирована правильно, то она срабатывает и тушит пожар в 95% случаев, еще до прибытия пожарной бригады. Причем, чаще всего, пожар тушится всего пятью спринклерами (оросителями). Эти пять спринклеров израсходуют гораздо меньше воды, чем прибывшая пожарная бригада, которая прольет все.

Поэтому опасения, что спринклерная система больше заливает водой, чем тушит, относятся к одному из распространенных мифов. И вера в этот миф обходится очень дорого. Спросите это у тех, кто отключил спринклерную систему на всякий случай, «чтоб не залило», и что они получили в результате пожара.

Нет сомнений, что установка спринклерной системы – удовольствие недешевое, поэтому, устанавливая такую систему, клиент считает, что она будет надежной защитой и прослужит достаточно долго. Ремонтировать или что-то менять, когда предприятие работает – практически невозможно. Поэтому некоторые компании приглашают риск-инженеров еще до «заселения» помещения для того, чтобы выявить недостатки установленной системы и что-либо поменять, если это необходимо.

Другой, достаточно распространенный и одновременно проблемный вид систем пожаротушения, – порошковые системы. Чаще всего это модули, в которых находится тушащее средство в виде порошка. Эти модули часто устанавливаются на потолок. Иногда это баллоны с порошком под давлением газа, которые устанавливаются у стены.

Такие модули очень эффективны для тушения жидкостей, так как при срабатывании сбивают пламя и образуют пленку из порошка на поверхности жидкости, не давая воздуху поддерживать горение.

Они также эффективны при установке над кухонными плитами ресторанов или кафе. Распылительные форсунки устанавливают над плитой, а сам баллон с порошком – где-либо, чтобы не мешал работать. Обычно эти системы работают в ручном режиме. Например, если повар что-то готовит, и у него что-то загорелось на плите (обычно это жир или другие продукты), он дергает за специальную ручку и порошок под давлением через форсунки попадает на плиту. Только на плиту, где горит! То есть, побочный ущерб минимален. В качестве тушащего порошка чаще всего применяют соду с различными добавками, и она вступает в реакцию с жирами, в результате чего получается мыло (реакция омыления). То есть, сода не только тушит пожар, но и является моющим средством.

Сейчас стали устанавливать так называемые системы с «влажным порошком» для того, чтобы повысить охлаждение места пожара и ускорить реакцию порошка с жирами.

То есть, в случае необходимости защиты кухонных плит такие порошковые системы являются идеальными.

Но иногда такие системы устанавливаются в залах ресторанов, где отдыхают ничего не подозревающие гости. Например, в Москве на Тверской улице многие рестораны находятся в подвальных помещениях, и в подвалах установлены порошковые системы. Теперь представим, что по какой-либо причине срабатывает эта порошковая система: на гостей заведения сверху сыпется порошок – у людей испорчены дорогостоящиекостюмы и платья. Кто будет за это платить? Хозяин заведения?

Помимо этого, когда срабатывает система, раздается громкий хлопок, пока порошок находится в воздухе – в помещении нулевая видимость, плюс фактор неожиданности – наверняка начнется паника, да еще с ограниченными выходами… последствия предугадать очень трудно.

Давайте будем оптимистами – никто не пострадал, но осадок от происшествия у посетителей останется, как и желание получить компенсацию за материальный и моральный вред. А самое главное – пострадает репутация ресторана.

Рассмотрим другую ситуацию в том же ресторане. Со столика падает свеча и поджигает то, что находится под ним. От дымовых извещателей срабатывают порошковые модули, но порошок источника пожара не достигнет и не потушит. К тому же, такой модуль работает максимум 45 секунд, а дальше что? Все тушащее вещество израсходовано, а огонь начинает распространяться по открытому пространству, и тушить его просто нечем.

Это лишь часть примеров, показывающих, что к подбору противопожарных систем надо подходить максимально внимательно, учитывая и особенности здания и бизнеса, и особенности противопожарных систем.

Доверяй, но проверяй

Сейчас в нашей стране наблюдается не самая простая экономическая ситуация и поэтому, как в медицине, в сфере пожарной безопасности есть множество компаний, которые готовы пообещать клиенту все, лишь бы продать свои «поделки». Например, девиз одной такой компании: «Наши противопожарные системы самые красивые в мире», а вот об их эффективности – ни слова…

В настоящий момент в России в различных компаниях работают порядка 50–60 риск-инженеров. Мы сообща пытаемся понять новые системы, их особенности, эффективность, и как их учитывать при оценке вероятных убытков.

Во время кризиса появляется и другая проблема – часто компании, которые устанавливают противопожарное оборудование, стремятся заработать как можно больше денег, устанавливая даже то оборудование, которое излишне или клиенту совершенно не нужно. Я и мои коллеги несколько раз встречали по пять-шесть дымовых извещателей на площади в телефонную будку. Клиент верит подрядчику, а подрядчик этим пользуется. Эти шесть датчиков могут быть закрыты крышками, чтобы спать не мешали.

Я вижу роль риск-инженеров и в том, чтобы объяснять клиентам, что за противопожарное оборудование у них установлено, как оно работает (и работает ли оно вообще) и что от него ждать.

Иногда произошедший пожар выявляет целую цепочку нарушений при строительстве и эксплуатации.

Например – днем загорелся автомобиль на подземной парковке. Все бывает! Но возгорание обнару-жили только часа через два, когда другой автомобиль пытался заехать на парковку. На бумаге парковка была защищена спринклерной системой, были установлены дымовые извещатели и, конечно, была охрана.

Вопрос, работали ли противопожарные системы? Конечно, нет. Что делала охрана?

Водитель вызвал пожарную бригаду, которая за 15 минут потушила выгоревший автомобиль, но струей воды на две трети было разрушено межэтажное бетонное перекрытие (которое должно стоять не менее шести часов). Отсюда вопрос: а из какого бетона было построено это здание?

Не стоит думать, что такие проблемы бывают только в России – они везде одинаковы. Люди есть люди, и недооценивать человеческий фактор нельзя. Тоже самое я встречал на заводах в Германии, Франции, Бельгии.

Очень парадоксальный случай произошел в Англии: охранник решил проверить, работает ли дымовой датчик, и развел костер под ним. И датчик не сработал, и охранник не смог погасить костер – весь склад сгорел.

В заключение, я хотел бы сформулировать некоторые рекомендации для компаний, которые стремятся к тому, чтобы противопожарная система, установленная в их помещениях, всегда находилась в рабочем состоянии.

В первую очередь важно помнить, что одного взгляда на установку бывает недостаточно, иногда глаз замыливается, иногда не хватает знаний, не хватает времени проверить, да и не должен руководитель компании бегать и проверять каждую точку.

Во-вторых, для того, чтобы понимать, что твориться на объекте иногда нужно приглашать людей со стороны. Но важно иметь в виду, что риск-сюрвейер, как и работник пожарной инспекции, как правило, просто составляют протокол по тем нарушениям и дают предписания, которые они видят, но они не дают рекомендаций, как исправить ситуацию, а способов решения проблемы бывает несколько. Эти способы может подсказать именно риск-инженер.

Третье, проверки противопожарной системы надо осуществлять время от времени, раз в год или раз в два года. Случается, что и риск-инженерам не хватает опыта, некоторые новые системы надо понять, и потом снова осмотреть объект.

И четвертое, не стоит забывать о том, что наличие страхового полиса – это единственное спасение в ситуации, когда убытки от бедствия самостоятельно покрыть невозможно. Но при заключении договора страхования имущества или страхования ответственности перед третьими лицами, страхователь, собственник помещения получает еще и дополнительный сервис – страховая компания обязана давать рекомендации, консультировать застрахованного по каким-то вопросам в любое время в период действия страхового договора.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

НЕ ЦЕНОЙ, А КАЧЕСТВОМ!

Развитие страхового портфеля в условиях кризиса и на этапе роста экономики требует различного набора методов. Однако стратегия построения долгосрочных отношений с…

ОСАГО ОТ ДЕДА МОРОЗА

Мы продолжаем начатую в прошлом номере беседу с исполнительным директором Российского союза автостраховщиков Евгением Уфимцевым о том, как будет развиваться в…

ЕДИНАЯ МЕТОДИКА: УЧИМСЯ СЧИТАТЬ

Тема справедливой оценки восстановительного ремонта остается острой, несмотря на то, что Банк России более года назад утвердил «Единую методику определения размера…