- 7 декабря, 2015
- 220
ЕДИНАЯ МЕТОДИКА: УЧИМСЯ СЧИТАТЬ
Тема справедливой оценки восстановительного ремонта остается острой, несмотря на то, что Банк России более года назад утвердил «Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». С помощью нашего эксперта Сергея Зубриського попытаемся разобраться, как она работает, на конкретном примере.
Сергей Зубриський
окончил Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) в 1968 году, с 1970 по 2005 годы работал в МВД России, в настоящее время является профессором Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) кафедры «Автомобили и транспортно-технологические системы».
Рассмотрим, как производится расчет размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства (ТС) в случае ДТП по ОСАГО:
- автомобиль – CHERY T11 TIGGO;
- год выпуска – 2009;
- пробег – 85251 км;
- дата ДТП – 18 июля 2015 г.
При расчете будет применяться «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», утвержденная Банком России 19 сентября 2014 года №432-П (далее по тексту – Единая методика или Методика).
Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно п.п. 3.1. и п.п. 3.2. целью Единой методики является расчет расходов на восстановительный ремонт, установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений ТС в результате ДТП определяется при первичном осмотре поврежденного транспортного средства и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.
Согласно п.п. 3.3 Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий экономических регионов.
Согласно п.п. 3.4. Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте ТС: «…относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа…» В соответствии с Единой методикой размер расходов на восстановительный ремонт поврежденного ТС определяется с учетом расходов на материалы и запасные части, необходимые для ремонта ТС, а также расходов на оплату работ по восстановлению ТС.
Расчет размера расходов (в рублях) на восстановительный ремонт производится по формуле:
Свр = Рр + Рм + Рзч (1)
где:
Свр – стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);
Рр – расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;
Рм – расходы на материалы;
Рзч – расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).
Главным и самым сложным вопросом был и остается расчет амортизации узлов и агрегатов ТС. Согласно Главе 4 Единой методики, износ всех комплектующих изделий ТС рассчитывается износом ТС в целом. Но на самом деле существует целый ряд узлов и агрегатов ТС, которые не подвергаются или практически не подвергаются амортизации и имеют срок службы на протяжении всего срока службы ТС, но которые могут быть повреждены во время ДТП. Также следует не забывать, что существуют различные условия эксплуатации автомобиля, стиль эксплуатации и уход за ТС самим владельцем. Иными словами, общий подход здесь неприменим. Предложений по решению этого вопроса на сегодня множество, к примеру – индивидуальная оценка состояния ТС, как внешнего, так и технического, при заключении договора ОСАГО.
Согласно требованиям п.п. 4.1. Единой методики, «при расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)», износ остальных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
где:
И ки– износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (процентов);
е – основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);
∆T – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста;
Тки – возраст комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (лет);
∆L – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки – пробег транспортного средства с комплектующим изделием (деталью, узлом и агрегатом) (тыс. километров).
Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных видов транспортных средств приведены в приложении 5 данной Методики.
В нашем рассматриваемом случае, на примере автомобиля CHERY T11 TIGGO, значения вышеперечисленных коэффициентов будут следующие:
е ≈ 2,72;
∆T = 0,057;
Тки = 6 (лет);
∆L = 0,0029;
Lки = 85,25 (тыс. км).
П.п. 4.3. данной Методики устанавливает следующее: «…срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), подлежащего замене, рассчитывается в годах (с использованием целых значений и применением округления в соответствии с правилами математики) от даты начала эксплуатации транспортного средства либо от даты замены такого комплектующего изделия. Если точная дата начала эксплуатации неизвестна, она принимается равной 1 января года выпуска». Подставляя данные коэффициенты в уравнение (2), получим:
Отсюда следует, что при расчете запасных частей мы будем учитывать износ узлов и агрегатов ТС, равный 44,52%.
Далее определим среднюю стоимость запасных частей на данный автомобиль в московском регионе по п.п. 7.2.1. Единой методики.
При расчете стоимости запасных частей следует помнить следующие критерии поиска, описанные в полной мере в п.п. 7.2.1., а именно: «…сбор исходной информации по ценам на запасные части для формирования общего массива выборки цен, включающих в себя цены максимально доступного количества позиций запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, проводится по публично доступным источникам (например, прайс-листы, информационные базы данных) розничных и оптовых цен компаний, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации; …при наличии возможности выбора цен «оригинальной» детали выбирается минимальная (в случае выбора из двух цен) или наиболее близкая к минимальной, но не минимальная (в случае выбора из трех и более цен) цена». А также: «…из всего массива, полученного в результате наблюдений цен в конечных точках продажи, для каждой запасной части (детали, узла, агрегата) из каждой группы цен выбирается (а не рассчитывается) одна цена – средняя. Выборка признается достаточной, если в ней есть три значения…».
В нашем случае поиск запасных частей проходил 13 августа 2015 года Расчет по средней стоимости запасных частей и агрегатов и расчет по износу отображен в таблице1.
Таблица 1
Кат. номер |
Наименование |
Цена, руб. |
Средняя цена, руб. |
Износ, % |
Кол-во |
Сумма с износом, руб. |
T11-2803011-DQ |
БАМПЕР П |
3113 3605 4700
|
3605 |
44,52 |
1 |
2000,05 |
T 11-2803572 |
КРОНШТ. ПР БАМПЕР П |
89,08 85 75
|
85 |
44,52 |
1 |
47,16 |
T 11-3772020 |
ФАРА П ПР |
2810 3058 3400
|
3058 |
44,52 |
1 |
1696,58 |
T 11-3731010 |
БОК. ПОВОРОТНИК П ПР |
89,73 146 75 |
89,73 |
44,52 |
1 |
49,78 |
T 11-8403702-DY |
КРЫЛО П ПР |
6184,70 4520 3700
|
4520 |
44,52 |
1 |
2507,70 |
T 11-3102062 |
ПОДКРЫЛОК П ПР |
613,14 380 287
|
380 |
44,52 |
1 |
210,82 |
T11-5300140-DY |
КРЕПЛЕНИЕ ПР ФАРЫ |
832 |
|
44,52 |
1 |
461,59 |
T 11-5207113 |
БАЧОК С ОЖ |
1200 1364 800 |
1200 |
44,52 |
1 |
665,76 |
T 11-6101020-DY |
ДВЕРЬ П ПР |
13851,21 15200 16894,89 |
15200 |
44,52 |
1 |
8432,96 |
T 11-3100020-AF |
КОЛЕСНЫЙ ДИСК П ПР |
5374,72 7410 7660 www.japan-mother.ru |
7410 |
44,52 |
1 |
4111,07 |
|
Шина п пр |
4400 |
4400 |
44,52 |
|
2441,12 |
Итого:
- стоимость узлов и деталей 40779,73 руб.;
- стоимость узлов и деталей с учетом износа 22624,59 руб.;
Расчет по стоимости нормо-часа производится согласно п.п.7.2.2 Единой методики. При расчете следует учитывать следующие моменты, описанные в Единой методике: «…собирается информация из всех доступных источников по ценам на выполнение работ основных марок транспортных средств… В выборке объемом более 10 значений при наличии трех и более повторяющихся цен выбирается наиболее часто встречающаяся цена. При отсутствии повторяющихся цен выбирается цена, соответствующая середине вариационного ряда…»
Согласно вышеизложенному, нам необходимо изучить рынок услуг автосервисов в московском регионе, специализирующихся на данной марке автомобиля или на автомобилях рассматриваемого класса, и определить среднюю стоимость нормо-часа работы. Стоимость нормо-часа в московском регионе отображена в таблице 2.
Анализ рынка услуг по восстановлению АТС проводился 13 августа 2015 года.
Таблица 2
Номер сервиса |
Стоимость нормо-часа, руб. |
Ссылка |
1 |
1200 |
|
2 |
800 |
|
3 |
800 |
http://service.kurchatov-city.ru/stoimost-norma-chasa-na-rabotyi/ |
4 |
900 |
|
5 |
1000 |
|
6 |
1300 |
http://santa-city.ru/stoimost-i-reglament-rabot-to-chery-tiggo/ |
7 |
800 |
|
9 |
1000 |
|
10 |
1000 |
|
11 |
1000 |
Из таблицы 2 мы видим, что три и более раза повторяется стоимость нормо-часа автосервисных работ, равная 1000 руб.
При определении трудоемкости работ по ремонту ТС, согласно п.п. 3.8.1. Единой методики, используются нормативы, установленные предприятием – производителем транспортного средства, а в случае их отсутствия – организациями, занимающимися нормированием технологий ремонта транспортных средств. А при отсутствии такой документации в отношении транспортных средств иностранных производителей используются укрупненные показатели трудозатрат на восстановительные работы ТС, приведенные в приложении 3 к настоящей Единой методике.
Расчет размера трудозатрат на восстановительные работы ТС приведен в таблице 3.
Таблица 3
Наименование |
Цена нормо-часа, руб. |
Норматив, нормо-час |
Сумма, руб. |
Фара – отрегулировать |
1000 |
0,20 |
200 |
Бампер п – с/у |
1000 |
0,50 |
500 |
Бампер п-зам |
1000 |
0,10 |
100 |
Противотуманная фара п л –с/у |
1000 |
0,10 |
100 |
Противотуманная фара п пр –с/у |
1000 |
0,10 |
100 |
Панель фары п пр-заменить |
1000 |
4,4 |
4400 |
Крыло п пр – с/у |
1000 |
1,50 |
1500 |
Боковой указатель поворота п пр с/у |
1000 |
0,20 |
200 |
Дверь п пр -замена |
1000 |
1,30 |
1300 |
Бачок стеклоомывателя – су |
1000 |
0,10 |
100 |
Расширительный бачок-с/у |
1000 |
0,30 |
300 |
Хладоген- слить/залить |
1000 |
0,3 |
300 |
Шина/диск п пр с/у (колесо снято) |
1000 |
0,10 |
100 |
Шина/диск с/у допраб. |
1000 |
0,10 |
100 |
Колесо п пр-с/у |
1000 |
0,10 |
100 |
Колесо (колеса) перед с/у допраб. |
1000 |
0,10 |
100 |
Колесо п пр балансировать (снято) |
1000 |
0,10 |
100 |
Колесо-балансировка допраб. |
1000 |
0,10 |
100 |
Арка колесн. п пр отремонтировать |
1000 |
3,00 |
3000 |
Итого: стоимость работ по восстановлению 12 700 руб.
Расчет стоимости малярно-покрасочных работ отображен в таблице 4.
Таблица 4
Наименование |
Цена нормо-часа |
Норматив, нормо-час |
Сумма, руб. |
Подготовка к окраске |
1000 |
0,70 |
700 |
Подготовка к окраске демонтированных деталей |
1000 |
0,50 |
500 |
Крыло п пр окраска |
1000 |
1,00 |
1000 |
Крепление пр фары окраска |
1000 |
0,4 |
400 |
Подготовка пластиковых деталей к окраске |
1000 |
0,5 |
500 |
Дверь п пр окраска |
1000 |
1,60 |
1600 |
Бампер п окраска |
1000 |
1,00 |
1000 |
Итого: стоимость малярно-покрасочных работ 5700 руб.
Согласно п.п.3.7.1 и п.п.3.7.2 Единой методики, расчет размера расходов на материалы для окраски производится с применением систем (например, AZT, DAT-Eurolack, MAPOMAT), содержащихся в программных автоматизированных комплексах, применяемых для расчета. В случае отсутствия таких баз данных «определение стоимости материала осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах экономического региона, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия».
В нашем рассматриваемом случае расчет расхода материалов производился с помощью специализированных программ сотрудниками профессиональных покрасочных автомастерских. Он составляет 10343 руб.
Подставляя все полученные расчетные данные в формулу (1), получаем стоимость восстановительных работ нашего автомобиля CHERY T11 TIGGO.
Размер расходов на восстановление и ремонт ТС без учета износа:
Размер расходов на восстановление и ремонт ТС с учетом износа:
Согласно Статье 12 Закона об ОСАГО п.п.17, «потерпевший вправе выбрать станцию технического обслуживания из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры». В данной статье ничего не говорится о том, что пострадавший имеет право выбирать станцию технического обслуживания самостоятельно, «на свой вкус».
Но, тем не менее, из расчетов видно, что разница между суммой, полученной при расчете согласно Единой методики, и суммой восстановительного ремонта будет составлять:
Это составляет 26,11% от суммы, которая пойдет на полный восстановительный ремонт. Разницу между стоимостью ремонта поврежденного ТС и размером страховой выплаты потерпевший выплачивает самостоятельно. Если же потерпевший не согласен с данной суммой выплаты и не желает выплачивать станции технического обслуживания разницу между страховой выплатой и стоимостью ремонта, то он может действовать согласно статье 1072 ГК РФ: «Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба». Следовательно, если потерпевший подаст в суд, а вина виновника ДТП доказана, то, вероятнее всего, он выиграет судебное дело, но перед этим потерпевший должен оплатить госпошлину согласно тарифной сетке. Расчет госпошлины производится от суммы иска по следующим формулам:
- при сумме иска до 20000 руб. размер госпошлины составляет 4 %, но не меньше 400 руб.;
- при сумме иска от 20001 руб. до 100000 руб. размер госпошлины в суд определяется суммой 800 руб. и 3% от суммы, превышающей 20000;
- при сумме иска от 100001 руб. до 200000 руб. размер госпошлины в суд составит 3200 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100000 руб.;
- при сумме иска от 200001 руб. до 1000000 руб. размер госпошлины составит 5200 руб. и 1% от суммы, превышающей 200000 руб.;
- наконец, при сумме иска больше 1000000 руб. размер госпошлины определяется сложением 13200 руб. и 0,5% от суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.
В нашем случае сумма иска составляет 18155,14 руб., следовательно, размер госпошлины будет составлять 726,21 руб.
Гражданин, против которого был направлен иск в суд, так как его вина в ДТП полностью доказана, будет обязан выплатить потерпевшему не только сумму, указанную в иске, но и размер госпошлины, и прочие расходы, связанные с судебным разбирательством. Итак, в нашем случае, виновник ДТП, застраховавший свой автомобиль по ОСАГО, будет вынужден выплатить пострадавшему сумму, равную: