• 6 июня, 2024
  • 48

Российские автомобилисты готовы перейти на б/у запчасти – исследование ОНФ

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Об этом свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного рабочей группой ОНФ «Защита прав автомобилистов» в апреле-мае 2024 года.

Уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы разрешить при ремонте по ОСАГО использовать бывшие в употреблении запчасти для ремонта автомобилей. Это поможет решить проблему с дефицитом комплектующих и позволит страховщикам уложиться в установленный законом срок восстановления машин. Пока реалии таковы, что сроки ожидания некоторых запчастей могут достигать 150 дней и более. В связи с этим часть СТО просто не берет в работу автомобили по ОСАГО, чтобы не получить штраф за нарушение сроков ремонта. Это неизбежно сказывается и на доле натурального возмещения (то есть непосредственно ремонтов) – страховые компании вынуждено возмещают ущерб деньгами. Это зачастую неудобно как автомобилистам, так и самим страховщикам, которые ранее планировали увеличить долю ремонтов по ОСАГО для борьбы со страховым мошенничеством.

Эксперты Общероссийского народного фронта узнали, что думают российские автомобилисты об использовании подержанных и восстановленных запчастей, какие они приводят аргументы за и против, и при каких условиях готовы использовать б/у запчасти в ремонте своего авто.

Как рассказал руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, главное для рядовых автомобилистов – это сроки ремонта машины. Выступая на XIX Международной конференции по страхованию, он сообщил, что 2/3 водителей уже ставят себе на автомобиль б/у запчасти:

«Мотив простой. Это сроки, то есть возможность ремонта за несколько дней против 1,5 месяцев или даже двух, и экономия денег. Еще хочу обратить внимание, что если у человека автомобиль старше 10 лет, то восстановленные и б/у запчасти готовы использовать 84% наших сограждан. Стоит отметить, что люди очень недоверчиво относятся к идее использования б/у запчастей тормозной системы и рулевого управления. Но в целом отношение людей – владельцев недорогих автомобилей, автомобилей старше 10 лет, – абсолютно нормальное. Единственное, чего бы хотелось респондентам, и об этом говорили все, чтобы с ними согласовывали состояние конкретной б/у запчасти, то есть, чтобы им ее показали».

В ходе исследования выяснилось, что больше половины (54%) автомобилистов допускают использование подержанных запчастей при ремонте в рамках ОСАГО. Эта доля возрастает до 68%, если на восстановленные детали будет распространяться годовая гарантия, а срок ремонта сократится.

Пётр Шкуматов:

«Данные опроса свидетельствуют о том, что лояльность к использованию подобных запчастей в ремонте повышается, если автовладелец уже имел такой опыт. Это объясняется тем, что люди попробовали, получили экономию денег и времени, поняли, что это ровно такие же запасные части, как те, что стоят на их машине, без каких-либо критических дефектов, и поэтому готовы пойти на такой шаг повторно».

Владельцы автомобилей возрастом более 10 лет чаще соглашаются использовать восстановленные запасные части, нежели чем владельцы автомобилей меньшего возраста.

Также, чем старше участник опроса, тем более спокойно он относится к использованию восстановленных или б/у запчастей. При этом многие респонденты возраста 60+ являются владельцами автомобилей стоимостью более 2 млн рублей, таким образом такое отношение является скорее следствием полученного жизненного опыта и самостоятельного использования подобных автокомпонентов.

Против бывших в употреблении деталей чаще всего выступают женщины, водители с небольшим стажем в возрасте от 18 до 34 лет, владельцы новых машин и автомобилей стоимостью более 2 млн. рублей. «Женщины в основном предпочитают не погружаться в вопросы ремонта и с недоверием относятся к использованию восстановленных запасных частей. Даже ускорение сроков восстановления машины и гарантия не мотивируют их изменить мнение», – прокомментировал итоги исследования Пётр Шкуматов.

Говоря о плюсах применения подержанных автокомпонентов, респонденты отмечали быстроту ремонта. Это может быть хорошим решением для тех, кто хочет быстро вернуть свой автомобиль в рабочее состояние. Среди минусов участники исследования ОНФ отмечали тревогу за неясное происхождение деталей и риски, связанные с безопасностью. Этот вопрос волнует и страховщиков, именно поэтому требуется внесение изменений в законодательство – разрешение проводить ремонт по ОСАГО б/у запчастями упорядочит существующую практику (сейчас такая опция доступна по отдельному соглашению) и позволит эффективнее прослеживать путь подержанных автокомпонентов. Кроме того, необходимо определить и четко прописать, какие компоненты можно безопасно использовать повторно, а какие – нет. Для этого сейчас Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) проводит соответствующее исследование и анализирует мировой опыт.

Похожие статьи

Россияне рассказали, на что они копят

Половина россиянин сейчас создает накопления ради подушки безопасности. Также часто копят на путешествия (38%), на ремонт откладывает каждый третий, а на…

Две трети профессий в России оказались дефицитными

За последний год дефицит кадров в стране усилился в большинстве отраслей по самым разным специальностям — от грузчиков, официантов и бухгалтеров…

Число убытков в страховании грузоперевозок выросло на треть

За последние два года число убытков в грузоперевозках, по данным «АльфаСтрахование», выросло на треть.