• 18 апреля, 2016
  • 170

Самое дорогое, что у нас есть — это жизнь человека!

Орлова Светлана

губернатор Владимирской области .


Владимирская область — регион, который сочетает верность историческим традициям с поисками новых источников роста, связанных с реализацией импортозамещения, технологического обновления производств, создания новых рабочих мест. Именно поэтому читателям нашего журнала будет интересно мнение губернатора области Светланы Орловой по вопросам, связанным со страхованием промышленных, социальных и инфраструктурных объектов, по проблемам страховой защиты населения.

Владимирская область — регион, который сочетает верность историческим традициям с поисками новых источников роста, связанных с реализацией импортозамещения, технологического обновления производств, создания новых рабочих мест. Именно поэтому читателям нашего журнала будет интересно мнение губернатора области Светланы Орловой по вопросам, связанным со страхованием промышленных, социальных и инфраструктурных объектов, по проблемам страховой защиты населения.

Светлана Орлова: губернатор Владимирской области .

 

Современные страховые технологии: Светлана Юрьевна, первый вопрос к вам — как к главе рабочей группы Госсовета по безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Какие проблемы вы видите в этой сфере и какими мерами можно их преодолеть?

Светлана Орлова: Самая главная проблема — как обеспечить безопасность людей на дорогах. Ведь все жители страны являются участниками дорожного движения, и от принимаемых на государственном уровне решений в этой сфере, по сути, зависят человеческие жизни.

Как руководитель рабочей группы по подготовке заседания президиума Госсовета, я выступала там с докладом 14 марта. Отмечала, что сегодня значительно увеличилось количество транспорта, и многие машины обладают высокими скоростными возможностями. Это добавляет риски на дорогах. И я полностью согласна с президентом, что массовая автомобилизация должна стимулировать и федеральные органы, и нас, руководителей регионов, к большей ответственности за безопасность пешеходов, автомобилистов и пассажиров.

За последние годы сделано немало: построены новые автотрассы и мосты, улучшается качество дорожных работ. Сегодня ряд федеральных трасс страны по уровню обустройства не уступают европейским дорогам. Для эвакуации пострадавших используются возможности санавиации, вдоль автодорог созданы травмоцентры. Административное законодательство стало более жестким в отношении водителей и пешеходов, нарушающих правила движения.

Сформированы правовыеосновы для фото- и видеофиксации нарушений дорожного движения. Заработала система тахографического контроля. Активно реализуется федеральная программа по повышению безопасности дорожного движения, рассчитанная до 2020 года.

В результате уменьшается число аварий, травм и гибели людей. В 2015 году погибших в автоавариях меньше на 11тысяч по сравнению с 2004 годом. Практически в два раза за этот период сократилось число погибших детей и пешеходов. Но все же потери еще очень большие!

ССТ: Как вы прокомментируете ситуацию с безопасностью на дорогах детей?

С. О.: Самое страшное, когда калечатся и погибают дети. Очень часто к серьезным травмам приводит применение некачественных удерживающих устройств. По экспертным оценкам, только 20 % устройств соответствуют международным стандартам. Сегодня Правила дорожного движения допускают использование, наряду со специальными креслами, так называемых «иных» устройств для перевозки ребенка, которые, как правило, и приводят к серьёзным травмам. Я предлагаю законодательно исключить «иные» средства для перевозки детей.

ССТ: Как, по вашему мнению, должна быть организована работа по безопасности дорожного движения в России?

С. О.: Сегодня законодательно не разделена ответственность в сферах проведения государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения и организации дорожного движения. Наше предложение — закрепить сферу проведения госполитики по обеспечению безопасности дорожного движения за МВД России. И дать поручение правительству определить федеральный орган, ответственный за сферу организации дорожного движения.

Доказали свою эффективность воссозданные дорожные фонды регионов. Большинство работ, которые финансируются за счет их средств, напрямую влияют на повышение безопасности движения. На мой взгляд, было бы правильно средства от штрафов за нарушения правил дорожного движения направлять в дорожные фонды регионов и использовать на мероприятия по повышению безопасности на дорогах.

Страховщики должны нести социальную
ответственность в общем деле по
сокращению смертности на дорогах.

ССТ: Огромный резонанс получают ДТП с участием пассажирских автобусов — это всегда много жертв, большое горе. И кажется, таких случаев все больше!

С. О.: При общем снижении уровня аварийности в стране, количество происшествий с участием автобусов выросло за последний год на 25,3 %! Пробелы в законодательстве позволяют пренебрегать безопасностью, а результат — гибель людей. На Госсовете я предложила поручить правительству разработать дорожную карту, включая возможность введения лицензирования всех видов пассажирских перевозок автотранспортом, в том числе, школьными автобусами, что позволит устранить недобросовестную конкуренцию на этом рынке и обеспечить приоритет безопасности над экономической выгодой.

Очень много дискуссий было вокруг страхового сообщества. Страховщики, на наш взгляд, должны нести социальную ответственность в общем деле по сокращению смертности на дорогах. Например, одним из направлений участия страховых компаний видим более широкое привлечение средств страхового сообщества к финансированию мероприятий по снижению детского травматизма, развитию системы обучения подрастающего поколения поведению на дорогах. Безопасное поведение на дорогах надо воспитывать, что называется, «с молоком матери». Здесь очень важно и повсеместное сооружение автогородков, современных детских автоцентров.

И в ходе подготовки Госсовета мы достигли договорённости с Российским союзом страховщиков о финансировании отдельных проектов, связанных со строительством детских автогородков.

Президент РФ Владимир Путин
на заседании президиума Госсовета
по вопросам безопасности дорожного
движения, 14.03.2016:
 
«Нужны специальные программы по созданию автогородков в школах и центрах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Это общая забота и для федеральной, и региональной власти, а также для бизнеса — прежде всего страхового».

Еще один важный вопрос, в котором, по идее, должны быть заинтересованы страховые компании, — это проведение техосмотра транспорта. Теперь это — компетенция страхового сообщества. Однако фактически «техосмотр» сталнекой формальной услугой, дополнительной к страховому полису. В каких условиях проводится процедура? Кто ее проводит? Документ о прохождении техосмотра выписывается работником страховой компании, не выходя из кабинета. Это надо менять.

Согласна и с мнением замглавы МВД, что необходимо с 1 января 2017 года полностью перейти на европротокол, позволяющий оформить документы о ДТП без участия сотрудников полиции для последующего получения страховой выплаты.

И, конечно же, надо развернуть непримиримую борьбу с поддельными полисами ОСАГО. Страховые компании недополучают около 5 млрд рублей в год из-за продаж «фальшивок». В связи с этим на Госсовете прозвучало предложение подключить к проверке полисов коллег из МВД.

Так что решения президиума Госсовета могут стать некой отправной точкой в работе многих структур и подразделений государства и общества, в том числе, и страхового сообщества, над усилением безопасности дорожного движения.

ССТ: Вы уделяете пристальное внимание пожарному надзору за социальными учреждениями, в частности — с круглосуточным пребыванием людей. Какой комплекс мер, по вашему мнению, должен приниматься по всей стране, чтобы избежать трагедий, уносящих человеческие жизни?

С. О.: Избежать страшных трагедий последних лет в социальных учреждениях России можно и нужно было. Они повторяются, как неизбывная беда. Поэтому я на каждом совещании, заседании, просто при случае требую от своих подчиненных, ответственных за эту сферу: постоянно проверяйте пожарную безопасность, не доверяйте дело случаю, будьте всегда наготове, следите за соблюдением правил эксплуатации зданий и оборудования.

После того, как 13 декабря прошлого года случился пожар в Воронежском психоневрологическом интернате, я потребовала провести на территории Владимирской области комплекс профилактических мероприятий во всех специализированных учреждениях социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей: школах-интернатах, коррекционных школах, психоневрологических интернатах, домах милосердия. Проверили около 100 учреждений, проинструктировали, как надо действовать в случае возгорания, более 1,3 тыс. человек обслуживающего персонала и 3,2 тыс. пациентов. Во всех учреждениях провели практические занятия по эвакуации людей.

Этим и надо заниматься по всей стране: не от случая к случаю, не от ЧП до ЧП, а — регулярно. Не реже одного раза в квартал проводить такие мероприятия и инструктаж с обучением должностных лиц, ответственных за безопасность в учреждениях. Особенно — перед наступлением пожароопасного периода, перед новогодними, майскими каникулами. И надо законодательно закрепить это в обязанности тех, кто работает в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей. А с пожарного надзора надо строже и принципиальнее спрашивать, чтобы не закрывали глаза на нарушения, которые могут привести к трагедии.

ССТ: Как организована работа по профилактике пожаров среди граждан и на предприятиях?

С. О.: Такие мероприятия на территории области проводятся в ежедневном режиме. В них принимает участие широкий круг: представители органов госвласти, местного самоуправления, специальных организаций и подразделений, граждан. Большой объем работы выполняют добровольцы. В будние дни в данных мероприятиях участвует около 2000 добровольных пожарных, а в выходные дни их численность увеличивается вдвое.

Главным управлением МЧС России по области утверждены планы совместной профилактики — с областным комитетом по молодежной политике, департаментом социальной защиты населения администрации области, Владимирским региональным отделением «Россоюзспас». Они проводят обходы многодетных семей, состоящих на учете, граждан пожилого возраста и инвалидов, работают с детьми в преддверии летних каникул. В периоды весеннего половодья и в летние пожароопасные месяцы обходят населенные пункты, детские оздоровительные учреждения, предприятия и организации. Информируют население, руководителей и работников о необходимости соблюдать пожарную безопасность в быту, на работе, при посещении лесных массивов. И, в общем-то, это дает свои результаты, уменьшает число пожаров.

С пожарного надзора надо строже
и принципиальнее спрашивать, чтобы
не закрывали глаза на нарушения, которые
могут привести к трагедии.

ССТ: Какова при этом статистика пожаров в крае за последние пять лет?

С. О.: Благодаря профилактической работе на нашей территории отмечается снижение пожаров и их последствий. Однако гибель даже одного человека — это большая трагедия. Поэтому успокаиваться нам нельзя!

ССТ: А какова при этом статистика по застрахованным объектам недвижимости, жилью?

С. О.: На территории области застраховано 45–50 % объектов загородной недвижимости. Лесные пожары 2010 года и паводки в 2013 году еще раз показали, что не все в этом мире зависит только от нас. Однако до сих пор без должного внимания к страхованию остаются городские квартиры. Их в регионе застраховано всего 3–4 %. И это при том, что более 70 % населения нашей области — городские жители.

Если говорить в целом о динамике развития регионального рынка страхования недвижимости, следует отметить стабильный рост объемов сборов страховщиков.

ССТ: Как меняется отношение жителей области к страхованию?

С. О.: В последние годы наши земляки стали более осознанно подходить к выбору страхового полиса. Все чаще они страхуют свое жилье на полную стоимость, выбирают полный пакет страховых рисков и включают в полис дополнительные опции.

Сегодня на рынок выходят новые, так называемые «коробочные», предложения, которые реализуются не только через страховые компании, но и через партнеров (банки, риелторские компании, туристические фирмы).

Но «коробки» больше подходят типовым недорогим объектам. Как правило, они ограничены по страховой сумме и по набору рисков. Объекты, являющиеся нетиповыми, так страховать нельзя. Считаю, что Владимирская область, где большинство строений построено по индивидуальным решениям, должна сфокусировать внимание страховщиков на индивидуальном подходе к каждому клиенту.

ССТ: Как вы относитесь к вопросу обязательного страхования жилья?

С. О.: На мой взгляд, для большей части регионов России было бы более правильным повышать страховую культуру населения через софинансирование, когда бюджет тратит на страхование заранее определенную и понятную сумму, оплачивая за малоимущее население часть взносов.

Такой подход, с одной стороны, снимет существенную часть нагрузки по компенсациям с государства, а с другой — даст очень полезный импульс к более ответственному отношению граждан к своему имуществу и его страхованию. Ведь сейчас в случае ЧП с домом или квартирой хозяин идет к власти: помогите! Спрашиваем, а почему недвижимость не была застрахована? Разводит руками…

Западный опыт показывает, что через какое-то время можно снижать долю субсидий, а потом и отказываться от них совсем — и люди, уже привыкшие страховаться, продолжают это делать самостоятельно.

Конечно, тех, кто не застраховался, государство тоже не бросит, но, возможно, жилье им необходимо предоставлять уже на других условиях, например, исключительно на условиях социального найма без права передачи в собственность…

Софинансирование снимет существенную
часть нагрузки по компенсациям с
государства и даст очень полезный импульс
к более ответственному отношению граждан
к своему имуществу и его страхованию.

ССТ: Владимирская область — один из излюбленных туристами регионов России. Как вы считаете, востребованы ли российскими туристами страховые продукты для путешествующих?

С. О.: Большинство людей, собираясь в путешествие по России, даже не задумывается о страховании. Как следствие, эта услуга страховщиков на сегодня недостаточно востребована.

Часто мы забываем, что самое дорогое, что у нас есть — это жизнь. И очень беспечно относимся к своему здоровью. Между тем, страховка не только покрывает медицинские услуги, но и включает в себя опции, связанные заболевания или несчастного случая к месту постоянного проживания, расходы на приобретение медикаментов. Безусловно, страхование путешествующих нужно развивать. Сегодня страховщики начали активно продвигать онлайн-продажи. Это быстрый и удобный сервис, который становится все более востребованным.

Дополнительным импульсом должны стать законодательные акты. В конце 2015 года уже вступил в силу закон, в соответствии с которым все граждане России, выезжающие за пределы страны, должны быть застрахованы на сумму не менее 2 млн рублей (или эквивалентную в валюте) — на возмещение расходов на оплату медпомощи за рубежом. Страховую культуру населения необходимо формировать совместными усилиями, в том числе, и через средства массовой информации.

Защита участников долевого строительства —
это важнейший социальный вопрос, который
находится у меня на особом контроле.

ССТ: Какие страховые компании наиболее активны в вашей области?

 

С. О.: По итогам 2015 года о страховых сборах на территории Владимирской области заявило 60 страховых компаний. На рынке ОСАГО лидирует компания СЕРВИСРЕЗЕРВ. Хочу отметить, что это единственная региональная компания на страховом рынке Владимирской области.

ССТ: Насколько активно используется инструмент страхования при строительстве?

С. О.: К сожалению, у нас есть проблемы с «обманутыми дольщиками», которые вовремя не получили свои квартиры. И здесь страхование реально позволяет обеспечить защиту обеих сторон — самих строителей, которые могут переложить свою техническую ответственность на страховую компанию, и граждан, которые получают возможность защиты от малоприятных денежных потерь и расходов, порой немалых.

Подчеркну, что защита участников долевого строительства — это важнейший социальный вопрос, который находится у меня на особом контроле. Многое уже сделано для «обманутых дольщиков» прошлых лет. Так, в 2015 году мы им выделили более 70 квартир. Планируем до 2018 года решить вопрос с жильем для всех пострадавших «дольщиков».

Вступившие в силу поправки к закону № 214-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности застройщиков», безусловно, способствовали наведению порядка на рынке строительства жилья. Тем не менее, в начале марта этого года мы получили более сотни новых «дольщиков», оставшихся без квартир. Причина — застройщик ОАО «Ивановский ДСК» признан банкротом. Компании, в которых была застрахована его ответственность, лишены лицензии и, скорее всего, ответить по обязательствам не смогут. Этот факт требует от застройщиков более внимательного отношения к выбору своей страховой защиты.

А вообще в регионе этот вид страхования, к сожалению, развивается медленно. Одним из основных участников этого сегмента регионального страхового рынка является Общество взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков. По итогам 2015 года сборы этого страховщика составили всего 1,583 млн рублей. Есть куда расти и развиваться!

Если говорить о региональном рынке страхования ответственности в целом, то по итогам 2015 года о своих сборах заявили 32 страховые компании.

ССТ: Если рассматривать страховщиков как партнеров региональной власти в деле управления рисками, то какие изменения в страховой отрасли вам, как руководителю области, хотелось бы видеть?

С. О.: Я рассматриваю страхование как социально значимую отрасль, предоставляющую нашим землякам финансовую и моральную уверенность в завтрашнем дне.

Страховые продукты, в первую очередь, должны защищать благосостояние обычных граждан, которые по тем или иным причинам могут остаться без привычного для них образа жизни и финансов. Здесь следует говорить и о страховании имущества граждан, и о страховании ответственности владельцев опасных объектов. Так же необходимо продумать прозрачность процесса урегулирования убытков и формирования тарифов на страхование, так как суть страхования как раз и заключается в том, чтобы за обоснованную стоимость полиса получить адекватное возмещение после наступления страхового события.

Процедура расчета тарифа должна быть доступна клиенту при самостоятельном расчете. Человек должен понимать, за что он платит и чего лишается в случае усеченного предложения страховщика. Как, в какой срок и в каких объемах он получит возмещение по нанесенному убытку.

Я рассматриваю страхование как социально
значимую отрасль, предоставляющую
нашим землякам финансовую и моральную
уверенность в завтрашнем дне.

ССТ: Как вы оцениваете уровень финансовой грамотности во Владимирской области и уровень доступности финансовых продуктов?

С. О.: Как считают наши специалисты, уровень финансовой грамотности населения региона еще далеко не достиг своего потолка. При этом уровень доступности финансовых продуктов, напротив, достаточно высок. Люди живут и не знают о возможностях страхования различных рисков, о своих выгодах и преимуществах при этом. Необходимо серьезно заниматься повышением финансовой грамотности! Это задача и органов власти, и страховых институтов, и СМИ, и гражданского общества. Ведь за всем этим стоит благополучие человека, сохранение его жизни и здоровья.

Мне, например, импонирует работа в этом направлении тех страховых компаний региона, которые собирают жителей, доходчиво разъясняют им необходимость страхования от тех или иных напастей и другие реальные выгоды. Думаю, надо активнее подключать к организации этой учебы муниципальные власти, высшие образовательные учреждения области.

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

18 января пройдет заседание суда о продлении меры пресечения…

В четверг, 18 января, в 15.30 в Басманном суде состоится заседание по продлению меры пресечения предпринимателю Александру Киму. Заседание будет открытым. 

НСА информировал участников круглого стола в Совете Федерации о…

Президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов выступил 28 ноября на круглом столе в Совете Федерации, доложив участникам обсуждения о роли агрострахования…

Пассажиры школьного автобуса, попавшего в ДТП в Приморском крае,…

По данными СМИ, утром 16 ноября 2023 года школьный автобус, следовавший по маршруту "Вольно-Надеждинское - Ключевое - поселок Рыбачий - Школа…