• 29 февраля, 2024
  • 46

Средний срок проведения платежей в Китай и Турцию вырос в семь раз

В перспективе стабилизировать ситуацию поможет переход на цифровые нацвалюты во взаиморасчетах со странами-партнерами, а также создание сети клиринговых центров за рубежом для поддержки российского бизнеса. Такое мнение высказали эксперты компаний ПЭК, Prime Shipping Agency LLC, STS Logistics, Digital ВЭД, Nawinia и «РИ-консалтинг» в совместном обзоре.

За январь-февраль этого года средний срок проведения платежей из России в Турцию и Китай увеличился с одного до семи дней, отметили участники обзора.

По словам игроков рынка, участились случаи, когда иностранные банки отклоняют денежные средства без объяснения причин.

Большинство финансовых организаций ужесточили комплаенс, запрашивают страну происхождения товара и информацию о конечном покупателе, рассказал Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics. «Кроме того, банки проверяют, к какой категории относится товар, оценивают его назначение и область дальнейшего применения», — отметил Антон Буянов, руководитель ПЭК: GLOBAL.

Проблемы возникают с платежами по таким категориям, как электроника, оборудование и запчасти, одежда, дизельные двигатели и насосы, сообщается в обзоре.

Приостановка переводов в Турцию, сбои в Китае и финансовые перемены ОАЭ

Чаще всего компании сталкиваются со сбоями при денежных переводах в Турцию. По состоянию на 20 февраля турецкие банки возобновили платежи с Россией только по «зеленому» перечню товаров, который включает продукты питания, медикаменты, сельхозпродукцию, текстиль, платежи в сегментах туризма и образования, подчеркнула Анна Фомичева, основатель Digital ВЭД.

По ее словам, в основном финансовые операции с Турцией компании проводят через третьи страны, из-за чего средний срок перевода увеличился с одного до десяти дней.

Большая часть переводов по другим товарным категориям до сих пор приостановлена — турецкие банки-корреспонденты возвращают платежи из-за «внутренней политики организаций», рассказал Кирилл Власов.

В приеме денежных средств отказывают и китайские банки. По словам руководителя отдела развития регулярной логистики Nawinia Ивана Савушкина, в феврале у 30% финансовых организаций КНР возникли проблемы при приеме денежных средств из России. В их числе Chouzhou Commercial Bank, Bank of Communications-Xuzhou Huangshan Community Branch, Zhejiang Chouzhou Bank, которые приостановили переводы и транзит денежных средств по сделкам с участием российских компаний.

Как отметил руководитель практики таможенного права «РИ-консалтинг» Дениса Руденко, платежи из России перестали принимать преимущественно небольшие и средние коммерческие банки КНР, тогда как крупные финансовые организации продолжают работу в штатном режиме с компаниями, которые предоставили необходимые сопроводительные документы.

Средний срок проведения платежей из России в Китай увеличился с одного до трех, в некоторых случаях — до пяти дней. При этом участились случаи отклонения и возврата денежных средств, подчеркнул Иван Савушкин.

Кроме того, российский бизнес может столкнуться со сбоями при переводе денежных средств в ОАЭ, считает Саният Мустафаева, директор по развитию бизнеса Prime Shipping Agency LLC.

На данный момент местные банки отказывают в открытии счетов новым юридическим лицам, которые зарегистрировались на территории страны. По ее словам, это может быть связано с законодательными и техническими изменениями в финансовой системе ОАЭ. В середине февраля центральный банк страны сообщил о старте «Программы трансформации финансовой структуры», которая направлена на ускорение цифровизации. В планах создать систему внутренних карт, платформу мгновенных платежей, выпустить цифровую валюту и не только.

Мониторинг отказов, новые банки и внимание к документам

По мнению Антона Буянова, чтобы избежать проблем с переводом денежных средств, важно заранее подготовить информацию о назначении платежа, отправителе и конечном получателе. «Если к сопроводительным документам компании у финансовой организации не возникнет вопросов, можно рассчитывать на то, что иностранный партнер получит оплату в течение одного — двух дней», — пояснил он.

Важно настроить прямую коммуникацию с зарубежными финансовыми партнерами, особенно — китайскими, подчеркнул Денис Руденко. По его словам, банки из КНР настроены на личное общение и всегда готовы пояснить по телефону, какие поступают указания по проверке документов.

Кроме того, необходимо оценить и определить, по каким причинам иностранные финансовые партнеры чаще всего отказывают в переводе денежных средств. Мониторинг поможет исключить из документов те разделы, из-за которых банки чаще всего отказывают в проведении платежей, добавил он.

Необходимо регулярно расширять количество зарубежных банков-партнеров — это позволит перестроить финансовые потоки, даже если большая часть площадок приостановит прием платежей из России, рассказала Анна Фомичева. Дополнительно, эксперт рекомендует открывать счета в глобальных платежных системах, таких как PingPong Payments, которые упрощают международные переводы для продавцов, покупателей и поставщиков.

Встречные потоки, цифровой рубль и центры безналичной помощи

Чтобы стабилизировать проведение платежей за рубеж, крупные российские банки запустили сервисы так называемых «встречных потоков», считает Анна Фомичева. Например, если импортеру нужно оплатить товар в Китае, он переводит денежные средства на счет российского экспортера, который до этого уже отгрузил продукцию в республику — таким образом, происходит взаимозачет необходимой суммы.

В перспективе упростить переводы за рубеж поможет переход на криптовалюты и цифровые нацвалюты во взаиморасчетах со странами-партнерами, отметила эксперт. В августе прошлого года Центробанк запустил тестовые операции с цифровым рублем. Ожидается, что с 2025 года новой валютой смогут пользоваться компании и жители России. Также в январе в Государственную Думу был внесен законопроект, который предусматривает возможность использования обеспеченных стейбл-коинов для расчетов российской стороны по экспортным сделкам. По мнению эксперта, важно подключить к трансграничным платежам цифровые нацвалюты России и стран-партнеров, определив наиболее эффективную модель.

Кроме того, необходимо запустить сеть зарубежных клиринговых центров, которые помогут российским компаниям организовать безналичные расчеты, например, за ценные бумаги или путем взаимозачета, отметил Иван Савушкин. Он подчеркнул, что это позволит ускорить платежи и переводы, а также сократить затраты на хранение и транспортировку денежных средств.

Похожие статьи

ЦИФРОВЫЕ И УДОБНЫЕ

ЦИФРОВЫЕ И УДОБНЫЕ

Некоторые онлайн-сервисы появились как необходимость в разгар пандемии, но стали неотъемлемой частью бизнес- процессов страховщиков. О цифровых трендах в урегулировании убытков…
ПОЛИС В ОДИН КЛИК

ПОЛИС В ОДИН КЛИК

Цифровые сервисы страховых компаний делают систему ОМС удобной и доступной. Директор по региональному управлению ООО «АльфаСтрахование — ОМС» Светлана Бабарыкина рассказала…

Электронный документооборот в ДМС позволит существенно сократить срок обмена…

Одним из ключевых фокусов в цифровизации ДМС в 2025 году станут внедрение в страховую практику утвержденных ФНС стандартов цифровых форматов документов,…