• 7 сентября, 2023
  • 139

СТАНДАРТНЫХ СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ НЕ БЫВАЕТ

Тукмаков Алексей

Генеральный директор СК «Гранта»

СТАНДАРТНЫХ СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ НЕ БЫВАЕТ

У региональных страховых компаний есть целый ряд преимуществ по сравнению с крупным федеральным бизнесом. Главное, на что они могут делать ставку на рынке и в чем видеть перспективы своего развития — действительно персональный подход к каждому клиенту, считает генеральный директор СК «Гранта» Алексей Тукмаков.

ССТ: Нужны ли небольшие страховые компании? Может быть, они просто отмирающая часть страхового рынка?

Алексей Тукмаков: Небольшие страховщики, безусловно, нужны. Их роль — поддерживать конкурентоспособную среду на страховом рынке и быть лучшим индикатором настроений клиента. Они знают своего клиента в лицо, являясь для них буквально «семейным страховщиком».

Крупные страховщики работают с типовыми продуктами по всей территории, где они представлены. В то же время продуктовая линейка небольших компаний больше подстроена под интересы именно клиента, а не стандарты и регламенты.

Крупная компания технически не может предоставить каждому клиенту индивидуальные условия — тогда процессы потеряют управляемость. Но договор страхования — это не только перечень покрываемых рисков, но и комплекс условий, которые важны для клиента. В нашей практике доля запросов нестандартных условий больше 20 %!

Страхование очень своеобразный бизнес.

Он подразумевает диалог с клиентом как на этапе заключения договора, так и на этапе урегулирования. А для клиента важна обратная связь с компанией в человеческом формате, а не только общение с чат-ботами.

Человеку важно, чтобы его проблему выслушали и помогли найти решение. Конечно, можно подавать заявления на убыток удаленно, можно в личном кабинете отслеживать статус, но очень часто клиенту нужно обсудить ситуацию, задать вопрос лично сотруднику компании.

Это важно еще и потому, что стандартных страховых случаев практически не бывает.

У каждого клиента своя история. Шаблонными скриптами все вопросы не разрешить. Иногда скрипты и чат-боты клиентов просто раздражают, но они продолжают пользоваться такой страховой услугой через силу, просто по привычке, не предполагая, что можно получать качественную услугу у региональных страховщиков, которые продолжают практику личных общений с клиентом.


ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ СТРАХОВОМ БИЗНЕСЕ:

  1. Двойной пресс: с одной стороны — административное регулирование надзорных органов, с другой — давление и демпинг со стороны федеральных компаний.
  2. Доля региональных компаний в общем объеме собранных страховых премий постоянно падает.
  3. Главный фокус регионалов — найти своего клиента и удовлетворить его.
  4. В региональных компаниях, как правило, доступный и открытый для общения собственник.
  5. В региональных компаниях работают профессионалы, которые не захотели переезжать в Москву или другой мегаполис.
  6. Для дальнейшего развития на высококонкурентном рынке необходимо создание и внедрение инноваций в области цифровых коммуникаций с клиентом и предоставление расширенного клиентского сервиса.

ССТ: Индивидуальные условия всегда дороже стандарта. Получается, что клиенты небольших страховщиков всегда переплачивают?

А. Т.: Как раз нет. Если бы клиенты считали, что необходимую услугу они могут купить дешевле в другой компании, то, наверное, у нас не было бы клиентов. Но они идут к нам именно из-за того, что мы даем им адекватные цены при индивидуальном подходе. Наши клиенты хорошо понимают соотношение цены и качества. И, главное, оно их устраивает.

В страховании многое базируется на риск-аппетите и клиента, и страховщика.

Размер тех рисков, которые страховщик может взять на свою ответственность, тоже имеет значение для построения и развития компании.

Для региональных компаний своя ниша есть в премиальном сегменте, когда важно именно персональное обслуживание.

Но также есть поле и для работы  в массовом сегменте. Как раз в розничных видах страхования региональные страховщики показывают неплохие результаты.

Сегмент крупных юридических лиц в основном работает через тендеры с федеральными компаниями, то нам приходится работать с сегментом малого бизнеса.

А вот здесь как раз очень важна наша гибкость и быстрота в принятии нестандартных решений. У малого бизнеса очень много всего нестандартного и очень много запросов на защиту нестандартных рисков. На этом рынке небольшому страховщику приходится работать практически ювелирно.

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАХОВЩИКОВ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ (РСК)

ССТ: Как небольшая компания выбирает сферу своей деятельности? Это те сегменты, от которых отказываются крупные компании?

А. Т.: Мы работаем с «нестандартом».

Действительно, часто это риски и клиенты, на которых не хотят тратить время и ресурсы крупные компании. Плюс это исторические портфели: большинство небольших компаний работает на рынке 30 лет и более.

За это время у них сложились портфели постоянных клиентов.

Федералам нужно выстраивать стандартные линии бизнеса. Если этого не получается, то одиночные клиенты с их запросами федералам неинтересны. Менять стандарты работы из-за одного или двух небольших клиентов они не будут.

ССТ: Если сфера для работы небольших страховщиков есть, тогда почему новые компании не появляются?

А. Т.: Первое ограничение — большая регуляторная нагрузка. Небольшой, особенно начинающей компании нести ее на практике очень тяжело. Открыть к акой-то другой бизнес инвестору значительно проще и прибыльней.

ССТ: Регулятор обозначил нижнюю границу по капиталу. Если компания не берет большие риски, то и увеличивать капитал больше, чем минимальный не нужно?

А. Т.: Не совсем так. Есть требования к минимальному уставнику, и есть указания Банка России о финансовой устойчивости.

Получается, при небольшом портфеле акционеру придется замораживать большой объем денежных средств. Да и сам по себе рынок сложный и капиталоемкий.

Государственная политика направлена на поиск дифференцированных мер регулирования страховщиков в зависимости от размерного класса для сохранения конкуренции на рынке страхования.

Но на практике такие меры крайне мало ощутимо способствуют высвобождению ресурсов небольших страховщиков, которые они могли бы направить в рыночное русло, в бизнес. По-прежнему менеджменту компаний приходится много времени уделять взаимодействию с надзорными органами и соблюдению их требований.


НА ЧТО ДЕЛАТЬ СТАВКУ?

  • Своя ниша;
  • скорость доступа клиента к продуктам и компании;
  • качественное и быстрое урегулирование, создающее позитивный имидж, в том числе через «сарафанное радио»;
  • восприятие страховщика как «своего, близкого, контактного, всегда на связи»;
  • маневренность, гибкость и быстрота принятия решений;
  • человеческое отношение — клиентоцентричность;
  • удержание клиентов: пролонгация, страхование любых потребностей семьи и др.;
  • доверие семей как бесценный капитал.

 

Похожие статьи

В Москве прошел Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса»

В Москве прошел Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового…

24 и 25 апреля в Москве состоялся Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса». Мероприятие объединило на одной площадке ведущих андеррайтеров,…

Зетта Страхование стала генеральным партнером Всероссийского форума «Андеррайтинг и…

Группа «Зетта Страхование» продолжает поддерживать профессиональное сообщество андеррайтеров и выступает генеральным партнером Всероссийского форума «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025», который состоится…
Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным страховым продуктом

Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным…

Данный документ был принят во исполнение методических рекомендаций Банка России по управлению  финансовым продуктом.