• 7 сентября, 2023
  • 143

ВОСПИТАТЬ КУЛЬТУРУ НАКОПЛЕНИЯ

Монахова Ольга

Управляющий директор дивизиона «Инвестиции и накопления» Сбербанка

ВОСПИТАТЬ КУЛЬТУРУ НАКОПЛЕНИЯ

Одна из задач страховщиков жизни заключается в воспитании культуры накопления. Именно поэтому сейчас фокус их внимания смещается к более молодым сегментам страхователей. Управляющий директор дивизиона «Инвестиции и накопления» Сбербанка Ольга Монахова считает, что сейчас клиенту важна гибкость программ и простота входа и выхода из них.

ССТ: Что такое накопительное страхование в Сбере? Какие риски включает этот продукт?

Ольга Монахова: СберСтрахование жизни предлагает программы НСЖ уже более 10 лет. Прежде всего, это программы с классическим страховым покрытием — риски дожития и ухода из жизни.

Мы предлагаем программы с единовременным взносом и с оплатой в рассрочку.

Средний срок договоров, заключенных в рассрочку, составляет 14 лет, для договоров с единовременным взносом характерны более короткие сроки — 6–7 лет.

Больше всего договоров приходится на рассрочку, но по сумме взносов лидируют единовременные. В верхней зоне массового клиентского сегмента средний взнос составляет около 1 млн руб.

ССТ: Есть ли у ваших клиентов возможность выбрать дополнительные риски?

О. М.: У нас есть два продукта-конструктора, в рамках которого можно выбрать те риски, которые интересны клиенту.

Одна из программ рассчитана на детское и взрослое страхование. В пакет могут включаться риски инвалидности, травмы, опасных заболеваний и т. д.

По статистике 70 % договоров заключаются с расширенным пакетом рисков.

ССТ: Насколько осознанно люди покупают продукты НСЖ?

О. М.: Мы делаем все, чтобы покупка полиса была сознательной. У нас есть финансовый план, который составляется для конкретного клиента, есть пакет документов, который включает анкету на понимание продукта, есть практика велком-кол. Нам важно, чтобы клиент понимал все условия продукта.

Неосознанной покупкой мы называем ситуацию, при которой по результатам велком-кола мы не можем подтвердить, что клиент полностью понимает условия страхования. Если мы сталкиваемся с таким случаем, мы рекомендуем клиенту расторгнуть договор в период охлаждения.

Важно отметить, что за последние три года доля таких ситуаций по НСЖ составляет не более 3 %.

ССТ: Кто покупает продукты с рассроченным взносом и на что копят эти люди?

О. М.: Средний взнос по таким программам составляет 3–4 тыс. руб. Шесть из 10 полисов НСЖ с рассроченной оплатой взносов покупают женщины от 40 до 60 лет.

Причем, чем выше возраст клиента, тем выше средняя сумма взноса.

Основная цель накоплений — будущее ребенка. Кто-то хочет накопить стартовый капитал, другие — на образование или первый взнос по ипотеке. Мы целевое использование накоплений не проверяем — это те данные, которые мы можем получить из анкетирования клиентов при оформлении договора. Также это подтверждается в выборе соответствующих дополнительных опций и при назначении детей в качестве выгодоприобретателей.

По нашей статистике практически все страхователи, выбирающие программы НСЖ, имеют одного или двух детей.

И здесь очень важно оправдать доверие со стороны клиента: ведь он нам доверяет будущее своих детей.

ССТ: Каков портрет клиента с единовременным взносом?

О. М.: Как правило, такие программы рассматриваются с точки зрения двух потребностей. Первый вариант — передача капитала. Целевая аудитория — клиенты, 60 % которых старше 60 лет: те, кто уже сформировал капитал, и готов отложить его для передачи наследникам. В случае смерти происходит адресная передача капитала в короткий период времени, не нужно ждать открытия наследства. Этой программой чаще пользуются мужчины.

Вторая потребность — желание воспользоваться альтернативной возможностью сбережений или инвестиций, но не накоплений с точки зрения потребности. Таким образом человек просто диверсифицирует свои финансовые инструменты. За последний год мы многое сделали, чтобы повысить клиентскую доходность. Мы можем обеспечивать доходность для клиента, сопоставимую с депозитом и выше. Причем наши программы обеспечивают эту доходность на более длинный срок, чем депозиты.

ССТ: Если сравнивать НСЖ и депозиты, то всегда вставал вопрос с ликвидностью.
Часто невозможность досрочно расторгнуть договор без финансовых потерь клиентов отпугивала. Сейчас что-то изменилось?

О. М.: Мы существенным образом изменили программы именно в части досрочного выкупа. Ранее в программах с единовременным взносом в первый год дисконт составлял порядка 20 %, во второй — 10 %, в третий — 5 % и потом — 0. Сейчас в первый год расторжения дисконт составит порядка 5 %,

а потом выкупная сумма идет не с дисконтом, а с процентным доходом. В программах с рассроченным взносом выкупные суммы также стали существенно больше. В первый же взнос выкупная сумма будет составлять в среднем от 85 до 95 % в зависимости от подключенного пакета страховых рисков.

Таким образом мы ушли от существенных дисконтов за досрочное расторжение договора и сделали продукт ликвидным.

ДОЛЯ ДОГОВОРОВ НСЖ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Наши решения в основном связаны с тем фактом, что основные причины обращений клиентов связаны именно с потерями при досрочном расторжении договора.

Мы сознательно пошли на такой шаг. Он не очень выгоден для страховщика с финансовой точки зрения и с точки зрения дисциплины накопления, ведь именно накопление — цель этих программ. Но мы хотим сделать продукт максимально ликвидным и избежать непонимания со стороны клиентов.

ССТ: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию продуктовой линейки, для каких категорий клиентов вы планируете разрабатывать продукты НСЖ?

О. М.: Сейчас разрабатывается продуктовая стратегия по страхованию жизни до 2026 года. У нас закончился этап доработки продуктов с точки зрения повышения их ликвидности. На втором этапе мы хотим упростить клиентский опыт и сделать продукты еще выгоднее, в том числе за счет гибкого подхода к тарификации и изменения конструкции самого продукта.

Понятие страхования жизни для российских потребителей остается сложным. Нам нужно стараться всегда обеспечивать простой клиентский опыт, просто объяснять выгоду и  уметь адаптировать продукты под клиента и его потребности в каждой жизненной ситуации. Например, можно предложить ему индивидуальную гибкую программу с использованием моделей искусственного интеллекта.

АКТИВНЫЕ РЕГИОНЫ доля от общего количества договоров, %

Нам нужно акцентировать внимание клиентов на целевых задачах. Чтобы клиент не выбирал программу из сложного калькулятора, а ему предлагали индивидуальные, персональные продукты, наиболее подходящие в его жизненной ситуации. Мы хотим перейти от продажи страховки к закрытию потребностей клиента в накоплении на образование детей, или себе на квартиру, или для защиты от рисков, связанных со здоровьем.

Отдельное направление в наших планах занимает подключение к программам дополнительных медицинских сервисов, пожизненное страхование с уходом за маломобильными близкими и др. Такие программы обеспечат пожизненную оплату медицинских расходов и уход в случае серьезной болезни застрахованного.

Важна гибкость программ, простота входа и выхода из программы, легкость изменения программы под текущие задачи клиента и т. д.

Например, едет клиент кататься на сноуборде — может подключить риск травмы.

Мы стремимся к тому, чтобы все можно было быстро и просто поменять, а выгода для клиента всегда оставалась очевидной.

Похожие статьи

Каско нужна осознанность

Каско нужна осознанность

По формальным показателям рынок каско растет быстрыми темпами, однако не всегда этот расчет обеспечен потребительскими ценностями. Заместитель генерального директора ООО «СК…
Сегмент каско: баланс интересов клиента и страховщика

Сегмент каско: баланс интересов клиента и страховщика

Добровольное страхование средств наземного транспорта или каско традиционно является одним из ключевых видов страхования в России. Об основных параметрах рынка и…
Преимущество каско — не только общий объем выплат

Преимущество каско — не только общий объем выплат

Для более активного развития рынка каско необходимо не только предложить хорошее сочетание цены и наполнения продуктов автострахования, но и сформировать у…