- 11 мая, 2025
- 26
Преимущество каско — не только общий объем выплат

Для более активного развития рынка каско необходимо не только предложить хорошее сочетание цены и наполнения продуктов автострахования, но и сформировать у россиян осознанный спрос. Член Правления и руководитель Блока агентских и офисных продаж РГС Юлия Шабанова убеждена, что нужно помочь понять ценность каско каждому собственнику авто.
ССТ: Как вы оцениваете развитие рынка каско и его перспективы в этом году?
Юлия Шабанова: Основной рынок для розничного канала продаж — каско физических лиц. В целом по итогам 2024 года он вырос примерно на 22 %, однако уже в четвертом квартале стало заметно замедление роста.
Если говорить о перспективах 2025 года, то пока они не очень позитивные: заметно серьезное снижение продаж новых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а ведь именно этот сегмент является драйвером роста в каско. Мы, конечно, надеемся на восстановление спроса летом, однако это зависит от большого количества факторов, в том числе, например, от величины ключевой ставки, влияющей на готовность россиян покупать машины в кредит, от ценовой политики автопроизводителей и дилеров.
ССТ: В чем ваши клиенты видят основные выгоды от покупки каско?
Ю. Ш.: Автомобилисты покупают каско в первую очередь для того, чтобы избежать серьезных затрат в будущем, если с машиной что-то произойдет. А при нынешнем уровне цен на запчасти даже небольшое ДТП может обернуться серьезными финансовыми потерями. Причем, это все больше становится осознанным выбором самого автовладельца, ведь некоторые банки уже не настаивают на обязательной покупке каско при оформлении кредита.
Автомобилисты покупают каско в первую очередь для того, чтобы избежать серьезных затрат в будущем, если с машиной что-то произойдет. А при нынешнем уровне цен на запчасти даже небольшое ДТП может обернуться серьезными финансовыми потерями.
Есть другой тип клиентов, которые не хотят заморачиваться с ремонтом в случае аварии или повреждения машины неизвестными. Они покупают каско, чтобы иметь возможность быстро решить все онлайн, пригнать машину на сервис по направлению страховщика и забрать ее после ремонта. Ведь не все работают в автопроме или имеют друзей из автосервиса! А наше время — это деньги, и в текущей ситуации проще заплатить их один раз при заключении полиса, чем в непредвиденных обстоятельствах искать и деньги, и место, где починить машину. При этом многие сегодня уже не представляют себе жизни без авто, для них каждый день без возможности сесть за руль — неприятность.
ССТ: А каковы преимуществах покупки каско именно в «Росгосстрахе»?
Ю. Ш.: Наверное, это адекватная ценовая политика компании, удобство и простота оформления полиса, а главное — скорость и качество урегулирования убытков. В своей работе мы стараемся сегодня фокусироваться на потребностях клиента и технологиях, чтобы взаимодействовать с нами было удобно, быстро и комфортно.
Поскольку полис каско достаточно дорогой, понятно, что клиенты проводят сравнительный анализ с предложениями других страховщиков. И мы через наших страховых агентов, через менеджеров офисных продаж стараемся разъяснить, почему выгоднее страховать машину именно у нас.
Есть довольно наглядные цифры, и это не общий объем выплат по этому виду — такой показатель конкретному клиенту вообще мало что дает для понимания ценности продукта.
Например, в «Росгосстрахе» сегодня
- 50 % клиентов, обращающихся после страховых случаев по каско, получают направление на ремонт в течение трех дней.
- 45 % клиентов пользуются полностью цифровым урегулированием — без промежуточного посещения офиса нашей компании.
Они дистанционно через личный кабинет подают заявление и все необходимые документы, могут провести самостоятельный осмотр и фиксацию повреждений, а затем отслеживать онлайн весь процесс — до выплаты или получения отремонтированной машины.
И мы видим, что такой подход наших страхователей вполне устраивает. Об этом можно судить по высоким показателям индекса клиентских усилий CES. Он показывает, насколько страхователям удобно пользоваться своим личным кабинетом при урегулировании убытка. Клиенты «Росгосстраха» по каско ставят 8,6 балла по шкале от 0 до 10.
Случай из практики
Вот случай из нашей практики, подтверждающий, что все предусмотреть не может даже самый опытный водитель. Один наш клиент всегда хранит машину в подземном паркинге возле своего дома, а однажды поехал навестить родителей в соседний район Москвы и оставил машину во дворе у подъезда. И именно в этот единственный вечер, собираясь возвращаться домой, он обнаружил разбитое заднее стекло. И это не было взломом, скорее всего, дети во дворе играли.
По каско мы быстро все урегулировали, но сам факт: такой случай — один на миллион, но все же произошел, и подтвердил клиенту правильность его решения — страховаться вне зависимости от уже принятых мер по защите своего авто.
ССТ: Достаточная ли продуктовая линейка представлена сегодня на рынке каско? Какие продукты пользуются наибольшим спросом?
Ю. Ш.: Сейчас на рынке представлена очень широкая продуктовая линейка: от коробочных продуктов с неполным покрытием и страхованием каких-то определенных рисков до полного покрытия с широким сервисным набором и условиями страхования.
Наибольшим спросом сейчас пользуется полное покрытие, потому что клиенты хотят быть застрахованы по всем рискам, без ограничений, хотят быть уверенными, что при страховом случае и по чужой вине, и по их собственной, машина будет отремонтирована. А в критичных случаях, например, угона или полной конструктивной гибели автомобиля, они получат полное страховое возмещение и смогут купить себе новый.
ССТ: Какие факторы препятствуют развитию рынка каско?
Ю. Ш.: Страхование — это часть общей экономической модели, поэтому развитие страхования напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Страхование каско в том числе зависит от развития рынка кредитования, от спроса на новые автомобили, от роста доходов россиян.
ССТ: Что нужно для того, чтобы рынок каско активно развивался? От кого зависят решения?
Ю. Ш.: Нужна стабилизация ситуации, причем, не только в нашей стране. Как я уже сказала, развитие рынка автокаско очень сильно зависит от экономического положения в стране и в мире в целом. Например, сейчас мы видим, что кто-то из потенциальных покупателей ждет снижения ставок кредитования, кто-то надеется на укрепление рубля, некоторые ждут возможного возвращения в Россию «ушедших» после 2022 года марок. И в итоге продажи новых автомобилей тормозятся, а с ними и сборы в каско.
Пока расчет на то, что в условиях высоких цен на авторынке опережающими темпами будет расти страхование машин с пробегом, не слишком оправдывается. Вторичный рынок в сегменте каско не выходит на первые роли. Ведь это уже вопрос не только экономики, но и проникновения страховой культуры. Для более активного развития рынка каско в России в долгосрочной перспективе необходимо не только предложить хорошее сочетание цены и наполнения продуктов автострахования, но и сформировать у россиян понимание того, что такие продукты им действительно необходимы. Помочь понять ценность каско для каждого собственника авто — и для обладателя свежего «китайца» из автосалона, и для заботливого хозяина машины с пробегом.