- 11 мая, 2025
- 26
Каско нужна осознанность

По формальным показателям рынок каско растет быстрыми темпами, однако не всегда этот расчет обеспечен потребительскими ценностями. Заместитель генерального директора ООО «СК «Согласие» Андрей Ковалев отмечает необходимость внимательного подхода к балансированию между потребительскими свойствами продуктов КАСКО и задачами по прибыли у субъектов страховой отрасли.
ССТ: Как вы оцениваете состояние рынка каско — видит ли потребитель ценность в этом виде страхования?
Андрей Ковалев: Конечно, в среднесрочном периоде профиль клиента изменился, в первую очередь, за счет изменения сегмента самих транспортных средств. Заметный рост доли китайских и отечественных автомобилей внес коррективы в дистрибуцию, клиентский путь, клиентский сервис.
Вход на российский рынок китайских автомобилей для страховщиков был загадкой, многое было неизвестно, чтобы правильно оценить риск и подготовить сбалансированные изменения продукта каско. При этом парк страны, который был сформирован из сегмента брендов, более не представленных в России, также требовал переоценки страховщиками. Появились четыре основных сегмента автомобилей: б/у автомобили брендов, ушедших из России; автомобили, ввезенные параллельным импортом; китайские бренды; отечественные авто. В каждом из направлений требовались решения от продавцов автомобилей, банков, страховщиков, автосервисов.
Одним из примеров работы с сегментом б/у автомобилей брендов, ушедших из России, является корректировка продукта каско после резкого всплеска стоимости автомобилей в марте-апреле 2022 года. Страховщики предприняли некоторые шаги к удовлетворению клиентской ценности по действующим договорам каско. Для автомобилей, по которым резко изменилась стоимость, предлагалось скорректировать страховую сумму в договорах страхования. Для клиента это снижало риск конструктивной гибели ТС, когда страховая стоимость ТС легко перекрывалась простым убытком от ДТП. Запускались новые предложения по страхованию от поломок. Очевидно, что стоимость ремонта и обслуживания автомобилей брендов, ушедших из России, резко выросла и потребность клиентов в страховании риска поломки автомобиля резко возросла.
Отечественный автопром включился в ценовую гонку, и достаточно большая часть комплектующих отечественных автомобилей иностранного производства выросла в цене. Цена на автомобили, ввезенные «параллельным импортом», стала серьезно выше за счет новой логистики доставки. Поменялась и логистика доставки запасных частей.
При желании на страховом рынке сегодня можно найти любое покрытие: и ДТП по своей вине, и с лимитами, и с франшизами, и угон включенный, и угон не включенный, и только угон или только ДТП
Совершенно непонятный сегмент новых китайских автомобилей был загадкой и, соответственно, полон рисков для потребителя, что должно было его мотивировать разделить риски со страховщиками.
Почва для роста потребности в каско была подготовлена. Но в очередной раз рынок не воспользовался возможностями работы с клиентской ценностью. Рост цен на авто обеспечил основу роста кредитования, и каско продолжил развиваться как вмененный продукт, прямо связанный с кредитом на авто. Уровень кредитования в некоторых сегментах доходил до 90 %. Машины, проданные за наличные, тоже не всегда «отпускаются» без продажи дополнительных финансовых услуг. Конечно, нельзя забывать, что наш потребитель далеко не всегда обладает достаточной высокой степенью финансовой грамотности, и предпосылки отказа от покупки каско образуются из таких простых составляющих: крупные убытки редкие, количество угонов сильно сократилось.
Получив больше информации о ремонте китайских автомобилей, ценах на запчасти, крупноузловом подходе в замене поврежденных узлов и деталей, технологии ремонта страховщики очевидно получили серьезные убытки благодаря своему демпингу. Заключая договоры каско с тарифом 1 %, страховщики загнали себя в угол, не имея возможности продлевать договоры с аналогичным тарифом, при убытках, в разы превышающих заложенные в тариф.
ССТ: Раньше тоже была такая ситуация: раз купил каско, то хочу максимально отбить деньги, то есть, заменить стекла и старые запчасти, отремонтировать все царапины и др. Сейчас этот тренд сохранился?
А. К.: Очевидно, что размер среднего убытка давно не сопоставим с размером средней премии. Лояльность клиента к страховой компании определяется доверием, которое является следствием сравнительного анализа ожидания клиента и фактически оказанного сервиса.
При вмененной покупке появляется дополнительная мотивация клиента более требовательно относиться к качеству оказанной услуги. Покупая каско осознанно и добровольно, человек понимает, зачем это ему надо. Ничего лишнего он заявлять не будет, так как понимает, что его взнос по полису следующего года может вырасти.
ССТ: Но если крупные убытки случаются редко, а потребителю не очень нужно ремонтировать мелкие повреждения, то тогда, соответственно, цена каско должна быть невысокой?
А. К.: Сейчас в каско достаточно широкий спектр продуктов по разной цене, начиная от 2 тыс. руб. При желании на страховом рынке сегодня можно найти любое покрытие: и ДТП по своей вине, и с лимитами, и с франшизами, и угон включенный, и угон не включенный, и только угон или только ДТП — на любую психологическую потребность и на любой кошелек. Нельзя забывать, что и ОСАГО покрывает большой объем рисков автовладельцев, связанных с ДТП, — прямое обращение к своему страховщику, ремонт.
Однако страховщики гораздо реже прямо продают клиенту свои услуги. Чаще всего каско клиент приобретает при покупке автомобиля, а продавец автомобиля выступает посредником в страховании.
ОСАГО покрывает, большой объем рисков автовладельцев, связанных с ДТП
При таком подходе и разнообразии страховых продуктов продавцу автомобилей дорого организовывать управление всеми продуктовыми линейками каско всех страховых компаний. Клиенту предлагают три, иногда четыре страховых продукта. Кроме того, у посредника есть своя модель расчета рентабельности, что влияет на решения по продвижению тех или иных страховых продуктов. Конечно, бывают случаи, когда клиент не успевает разобраться в продукте и может быть разочарован, когда сопоставит оказанную услугу по продукту со своими ожиданиями.
ССТ: А что здесь можно изменить?
А. К.: Совместными усилиями страховщиков и продавцов автомобилей больше тратить время на разъяснения страхового продукта, работу с клиентскими скриптами.
Чтобы укладываться в общие расходы страховщика и продавца страховки, нужно сближать страховые продукты.
При покупке авто нужно предоставлять базовый набор продуктов и разъяснять возможность гибкой оперативной корректировки договора (продукта) уже напрямую со страховщиком. Таким образом, клиент не будет долго изучать страховые и банковские продукты в момент покупки, и может быть уверен, что не переплачивает за страхование, получая впоследствии более глубокую консультацию.
В этом изменении клиентского пути должны быть заинтересованы все стороны процесса: и продавец автомобилей, и страховщик, и банк, и клиент. Для этого необходимо, чтобы страховщики могли ввести стандарты, позволяющие перейти на такой подход.
Очень важно, чтобы базовые стандарты обеспечивали минимальное качество услуг, и ценовое предложение соответствовало требованиям к резервам по каско. Нельзя забывать, что договоры, которые были заключены с тарифом 1 %, нужно будет продлевать.
Покупателей, готовых выложить 150 тысяч за каско, всего 3 %.
ССТ: Могут ли помочь в продвижении каско маркетплейсы?
А. К.: Стремительный рост маркетплейсов, конечно, предполагает их влияние на все сферы потребления. В части страхования основными видами выступают сейчас ОСАГО, ипотека, ВЗР, ИФЛ, НС.
Каско — пока редкость на маркетплейсах. В основном это связано с тем, что потребность в таком страховании сейчас прямо связана с покупкой автомобиля и кредитом. А для пролонгации договора вам миллион раз позвонят агенты, брокеры, другие заинтересованные «участники рынка» и предложат ту цену, которая нужна им. При этом около 30 % автовладельцев пролонгировать договор не будет, так как по-прежнему не видит в нем для себя ценности.
У нас есть уверенность, что каско придет на маркетплейсы и в среднесрочной перспективе будет активно развиваться, что обусловлено развитием электронных продаж, ростом потребности у клиента в удобстве покупки.
ССТ: Что могло бы повлиять на рост осознанных покупок каско?
А. К.: Интересно, если посмотреть на количество застрахованных по каско, то, по официальной отчетности Банка России, этот вид страхования растет неимоверными темпами. Когда страховщики начали продавать дешевые продукты каско или, как это иногда называется, райдеры к ОСАГО, проникновение выросло математически кратно.
Однако оценивать однозначно это сложно. Позитивным моментом является рост клиентской базы у страховщиков, негативным — то, что страховщики не пытаются доносить до клиентов ценность продуктов, близких к полному каско, снижая интерес клиента и свою рентабельность тоже.
ССТ: А как выглядит рынок каско, например, в Европе, ОАЭ или в Китае? Может быть, нам нужно просто следовать международным трендам?
А. К.: Конечно, есть общие черты, но, как говорится, дьявол — в деталях. В основном, во всех странах есть ОСАГО, а каско — это дополнительная опция к страхованию автогражданской ответственности. Например, так устроен рынок в Европе и в арабском мире. В США очень много лизинга, поэтому доля каско там очень большая, в отличие от Европы или ОАЭ.
ССТ: Если анализировать интересы самого клиента, какие проблемы у него возникают в случае отсутствия каско, какие риски он оставляет на себе и как должен за них платить?
А. К.: Наиболее чувствительной для клиента считается ситуация, в которой ремонт машины совершенно необходим. После незначительного дорожного происшествия, если машина остается на ходу, то речь идет всего лишь о психологическом отношении к внешнему виду своего авто. Настоящая проблема возникает, когда клиент не может не чинить автомобиль, который, например, является его рабочим инструментом. В этом случае он вынужден платить за ремонт из своего кошелька сумму, иногда несопоставимую с его доходами от бизнеса.
Дальше вопрос в том, сколько этот ремонт стоит — 50 тыс. руб. или миллион? Если 50 тысяч, а клиент «попал» всего один раз за 5 лет, то, скорее всего, после такого опыта он будет еще более уверенно отказываться от каско. А если за ремонт придется заплатить миллион, то потом, когда ему кто-то где-то предложит купить полис каско за 150 тыс. руб., он, наверное, будет думать об этом серьезно. Но покупателей, готовых выложить 150 тысяч за каско, всего 3 %.
ССТ: Что важно для страхователя при покупке каско?
А. К.: Если клиент сам принимает решение о покупке каско, он прежде всего думает о доверии к страховщику: поставит ли тот нормальные детали, качественно ли отремонтирует машину, и насколько быстро. Каждому важно, чтобы страховщик был профессионалом в своем деле и мог проявить заботу о нас и нашем автомобиле. За это автовладельцы готовы платить Конечно, важна быстрая отправка в сервис, без лишних переписок и звонков страховщику. Такие опции у нас тоже есть.
Но особенно существенно плюсы каско раскрываются в условиях дефицита запчастей и комплектующих. Крупный убыток от поломки автомобиля — это стресс для бюджета любого домохозяйства, не говоря даже об угоне или конструктивной гибели.
ССТ: Что вы думаете о такой потенциальной категории потребителей, как таксисты?
А. К.: Интересная тема, ведь для них автомобиль является способом зарабатывать на жизнь.
По статистике автомобиль такси 24 часа находится на дороге, поэтому они чаще попадают в ДТП и нередко являются их виновниками, соответственно — по ОСАГО возмещение на ремонт не получают. Таксистам во многом приходится рассчитывать только на себя. При этом им нужен быстрый ремонт, так как долгие простои для них невозможны. И здесь встает вопрос о качестве быстрого и дешевого ремонта, поскольку оно напрямую связано с безопасностью пассажиров.
Каждому важно, чтобы страховщик был профессионалом в своем деле и мог проявить заботу о нас и нашем автомобиле. За это автовладельцы готовы платить.
ССТ: Как страховые компании могут помочь обеспечить качественный ремонт для такси?
А. К.: Страховщики являются хорошими экспертами. Они имеют договорные отношения с проверенными станциями технического обслуживания и требуют от них определенного качества ремонта.
Возможно, рынку необходим специальный продукт по каско для таксистов. Он должен быть простым для понимания и обеспечивать быстрое направление на ремонт в аккредитованную у страховщика СТО. Клиентский путь должен начинаться от подбора марки и модели, с наиболее простой поставкой запчастей, предусматривать схему лизинга и страхования. С другой стороны, должно быть требование к участникам рынка такси о проведении качественного ремонта на понятных СТО. В противном случае ситуация не изменится.
В страховании такси сейчас внедряется много новаций. Возможно, и эта тема будет рассматриваться.
ССТ: Что нужно сделать, чтобы каско стало востребованным продуктом с большой клиентской ценностью?
А. К.: Нам нужно двигаться к минимальным базовым стандартам в покрытии, в тарифах, в услугах, в сервисе и др. Безусловно, параметры полиса должны быть достаточно гибкими для конкретного клиента, но само предложение продукта не должно содержать неоправданных ожиданий.
Очень важно объединение совместных усилий банков, страховщиков, автопродавцов, автосервисов, лизинговых компаний в продаже своих продуктов. Действуя разрозненно, мы теряем клиентов и их интерес к продуктам, прямо или косвенно связанными с автомобилем. Стандарты оценки клиентской ценности в продукте и качестве сервиса позволяют сблизиться с ожиданиями клиента.
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram