• 11 мая, 2025
  • 28

Рост каско ожидается осенью

Оленин Илья

Заместитель генерального директора «АльфаСтрахование»

Рост каско ожидается осенью

Страховщики надеются на снижение ключевой ставки и оживление рынка автокредитования. Как следствие, на рынок каско вернется большое количество клиентов, которые пойдут покупать новые машины. По мнению заместителя генерального директора «АльфаСтрахование» Ильи Оленина, взрывной рост рынка может произойти уже ближайшей осенью.

ССТ: Как вы оцениваете текущее состояние рынка каско?

Илья Оленин: Рынок страхования каско продолжает снижается по впол­не понятным причинам. Во-первых, второй год подряд падают продажи новых автомобилей. Раньше пода­вляющее большинство новых машин автовладельцы покупали в кредит, и каско автоматически предлагалась клиенту как неотъемлемая часть фи­нансовой сделки. В результате в авто­кредитах проникновение каско всегда было очень высоким — около 80 %, а при покупке за наличные, где полис каско не требовал банк — всего 10 %. Но сейчас мало кто покупает машины в кредит: из-за высокой кредитной ставки продажи новых автомобилей, а в месте с ними и продажи каско, упали в два раза!

Во-вторых, многие автовладельцы при высоких темпах инфляции и росте цен на товары и услуги отказываются от страхования просто из соображе­ний экономии. Сегодня виден боль­шой отток клиентов с рынка, которые отказываются от пролонгации своего полиса каско, а некоторые из них даже ОСАГО не покупают. Очевидно, что они либо продали машину, а новую не купили, либо поставили свой авто­мобиль на длительную стоянку, либо решили ездить по дорогам и без каско, и без ОСАГО в нарушение закона.

Несмотря на кризисные явления на рынке каско, осознанность покупки страховых услуг в обществе продолжает расти

ССТ: А те автолюбители, кто все же покупает полисы, почему они это делают?

И. О.: Несмотря на кризисные яв­ления на рынке каско, осознанность покупки страховых услуг в обществе продолжает расти. Люди понима­ют, что они могут лишиться своего автомобиля в результате различных непредвиденных обстоятельств — ДТП, пожар, стихийные бедствия, кража и др. Покупка новой машины или ремонт старой приведет к боль­шим незапланированным тратам из семейного бюджета. А стоимость страховки существенно ниже, чем ремонт автомобиля после серьезного ДТП, града или наводнения.

Такие клиенты чаще всего тщательно подходят к выбору страховой компа­нии, изучают его страховые продукты, качество сервиса, отзывы о страховщи­ке, репутацию и бренд, его практику урегулирования убытков, объем до­полнительных услуг и многое другое.

ССТ: А остальные почему не боятся убытков?

И. О.: Видимо, они считают, что есть ОСАГО, и лимита в 400 тыс. руб. им хватит на то, чтобы покрыть убытки, если в них кто-нибудь въедет на до­роге. А сами они никогда не попадут в аварию по своей вине. Это, мо­жет быть, не очень прагматичный и логичный, но вполне себе обычный сценарий размышления некоторых автовладельцев.

ССТ: Соответствует ли такой сценарий действительности?

И. О.: Наша статистика показывает, что каждый третий застрахованный по каско автомобилист попадает раз год в аварию по той или иной причине.

Мы считаем, что рассчитывать автомобилисту только на полис ОСАГО — большой риск, потому что денег по ОСАГО может не хватить на ремонт, у виновника аварии может не оказаться полиса ОСАГО, или будет признана обоюдная вина в ДТП. Не говоря уже о случаях, когда полис ОСАГО вам не поможет — на маши­ну зимой может упасть лед с крыши дома, град может побить кузов и стек­ла на вашем авто, летом сильный ливень затопит подземную парковку со всеми припаркованными там ма­шинами, ураган свалит на нее дерево, неизвестные обольют бензином и по­дожгут ночью десяток автомобилей на стоянке во дворе.

ССТ: Какие проблемы ждут автовла­дельца при ремонте авто самостоятель­но, без каско?

И. О.: Проблем, связанных с ремон­том автомобиля, у автовладельца может возникнуть очень много. Поставка запчастей по понятным причинам затруднена, сроки ре­монта растягиваются на месяцы. Кроме того, надо как-то ориентиро­ваться, чтобы понять, у какой стан­ции техобслуживания больше возмож­ностей быстрее и дешевле доставить запчасти. У всех СТО они разные: кто-то привозит запчасти в течение нескольких недель, кто-то не может справиться за 3−4 месяца, пото­му что разорвались логистические связи.

Стоимость запчастей тоже в разы отличается у разных поставщиков и на разных станциях технического обслуживания. Даже специалисты страховой компании зачастую сейчас испытывают проблемы с тем, чтобы выбрать ту станцию, которая смо­жет быстро и качественно доставить запчасти, да еще по хорошей цене. Как это будет делать сам потребитель — большой вопрос.

За последние пару лет цены на зап­части выросли очень сильно. Замена лобового стекла, например, может стоить 200 тыс. руб., а чтобы его повредить, достаточно попадания камня. Фара на дорогой автомобиль может стоить 300 тыс., бампер — 150 тыс. руб.

ССТ: Можно ли как-то изменить про­дуктовую линейку, чтобы сделать каско более востребованным и интересным для потребителя?

И. О.: Cтраховщики именно этим и занимаются — постоянно модерни­зируют продуктовую линейку, выво­дят на рынок новые продукты, в том числе так называемые мини-каско, которые стоят недорого, но защищают от самых тяжелых рисков — угона, полной гибели или ущерба, причинен­ного не застрахованным по ОСАГО участником дорожного движения.

Многие автовладельцы уже привыкли менять автомобиль каждые 3–5 лет, поняли удобство пользования автокреди­том, системой трейд-ин, лизингом и другими фи­нансовыми продуктами. Но кредит для них сейчас практически недоступен.

Есть и дорогие про­дукты, включающие в себя широкое покры­тие от всевозможных рисков, упрощенную процедуру страховых выплат без справок, раз­личные пакеты сервис­ной или юридической поддержки клиента.

При этом все крупные страховые компании очень много внимания уделяют качеству сервиса и удовлет­воренности клиентов страховыми услугами.

ССТ: Какие варианты каско сейчас наиболее популярны?

И. О.: По-прежнему самое популяр­ное — это классическое каско, то есть, вариант полиса, который защищает практически от всего — угона, ДТП, противоправных действий, пожара, стихийных бедствий.

Второй по популярности — это вариант того же полного каско, но позволяющий заявлять убытки до определенной суммы без каких-ли­бо справок.

Мы тоже надеемся на снижение ключевой ставки. Тогда оживет рынок кредитования и лизинга, что приведет к росту продаж новых автомобилей

Активно развиваются продажи мини-продуктов, которые стоят 2−20 тыс. руб., но защищают только от ограниченного числа рисков по вы­бору клиента. Они чаще всего прода­ются вместе с ОСАГО: когда человек оформляет автогражданку, он покупа­ет допом недорогой продукт каско под свои индивидуальные потребности.

ССТ: Дилер сейчас как-то вклады­вается в продажи каско? Он может поговорить с клиентом, убедить, пока­зать, дать какие-то «плюшки» дополни­тельные?

И. О.: Конечно, дилеры никог­да не забывали про страхование. Это дополнительный доход для них. Падение продаж новых автомоби­лей привело к снижению сборов по страхованию в дилерском канале. Соответственно, и эта статья дохода для дилеров сократилась. Поэто­му дилеры вместе со страховыми компаниями ищут новые механиз­мы взаимодействия и с новыми, и с существующими клиентами, пытаются предлагать новые страхо­вые и сервисные продукты, повышать уровень пролонгации, продавать мини-каско.

Активно развивается взаимодей­ствие страховщиков и официаль­ных представительств китайских автопроизводителей в рамках специ­альных страховых и финансовых программ.

ССТ: Какие вы видите перспективы, и как может развиваться ситуация?

И. О.: На рынке сложился огромный отложенный спрос. То есть, люди сейчас не покупают машины, но хотят этого, и деньги на покупку или, как минимум, на первый взнос у них есть. Ведь многие автовладельцы уже привыкли менять автомобиль каждые 3–5 лет, поняли удобство пользования автокредитом, системой трейд-ин, лизингом и другими финансовыми продуктами. Но кредит для них сейчас практически недоступен, поэтому люди сидят и ждут, когда банковские ставки пойдут вниз.

Мы тоже надеемся на снижение ключевой ставки. Тогда оживет рынок кредитования и лизинга, что незамед­лительно приведет к росту продаж новых автомобилей.

Возможно, к осени Центральный банк РФ опустит ставку, тогда на ры­нок страхования каско в коротком периоде вернется большое количество клиентов, которые поменяют свои старые машины на новые. И это будет бурный рост рынка.

Похожие статьи

Каско нужна осознанность

Каско нужна осознанность

По формальным показателям рынок каско растет быстрыми темпами, однако не всегда этот расчет обеспечен потребительскими ценностями. Заместитель генерального директора ООО «СК…
Сегмент каско: баланс интересов клиента и страховщика

Сегмент каско: баланс интересов клиента и страховщика

Добровольное страхование средств наземного транспорта или каско традиционно является одним из ключевых видов страхования в России. Об основных параметрах рынка и…
Преимущество каско — не только общий объем выплат

Преимущество каско — не только общий объем выплат

Для более активного развития рынка каско необходимо не только предложить хорошее сочетание цены и наполнения продуктов автострахования, но и сформировать у…