- 5 июня, 2018
- 162
СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ: ПОИСК РЕШЕНИЙ
Страховщики и представители транспортного сообщества активно включились в обсуждение вопроса о реформировании рынка страхования ответственности экспедиторов и автомобильных перевозчиков. Результатом их совместной работы под эгидой Комитета по имущественному страхованию юридических лиц Всероссийского союза страховщиков стали законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного, электрического транспорта», а также в Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно- экспедиционной деятельности». Цель законодательной инициативы — введение норм возможности страхования ответственности по договорам транспортной экспедиции и перевозки.
Важным условием широкого распространения в жизни общества такого вида страхования, как страхование ответственности по договору, является наличие в стране развитой рыночной экономики. Введение страхования ответственности экспедиторов и перевозчиков в сложившейся на рынке ситуации может привести, как это ни парадоксально, не к улучшению, а к ухудшению качества услуг по организации перевозок грузов. А это, в свою очередь, неизбежно повлечет за собой рост заявляемых транспортниками убытков по заключенным ими договорам страхования ответственности.
И вот почему.
На сегодняшний момент реальный объем неисполняемых экспедиторами и перевозчиками обязательств перед грузовладельцами неизвестен страховщикам, т. к. значительная часть убытков урегулируется без обращения в суд. При наличии полиса страхования ответственности у транспортных компаний неизбежно появится соблазн решать за счет страховщика проблемы, связанные с убытками, возникшими исключительно из-за собственной некомпетентности, например, — при выдаче груза ненадлежащему получателю, в случае привлечения к перевозке непригодного транспортного средства и т. д. Вводить страхование ответственности экспедиторов и перевозчиков без каких-либо ограничений — все равно, что страховать ответственность за нарушение правил дорожного движения. В конечном итоге, страхователи просто перестанут бояться ответственности за неисполнение договора.
С другой стороны, давно назрела потребность в упорядочении взаимоотношений в сфере грузовых перевозок между страховщиками, транспортными компаниями и грузовладельцами.
Представляется, что в первую очередь было бы целесообразно отрегулировать рынок оказания услуг по экспедированию и перевозкам грузов. Для этого желательно либо принять отдельный закон, либо поправки к действующему законодательству, чтобы выработать ряд обязательных требований, предъявляемых, например, к финансовому состоянию и квалификации работников организаций, занимающихся перевозками грузов. Это позволит очистить рынок от ненадежных перевозчиков. Однако, при разработке таких требований необходимо учитывать, что в процессе организации и осуществления коммерческих перевозок грузов заняты и крупные транспортные компании, и представители малого бизнеса, обладающие разными возможностями и ресурсами. Крупные перевозчики, как правило, имеют в своем распоряжении собственный большой автопарк и складские комплексы для временного хранения товаров. Представители малого бизнеса в большинстве случаев владеют только одним-двумя грузовиками.
Очевидно, что предъявлять к этим двум категориям перевозчиков одинаковые требования, например, к их финансовой состоятельности, нельзя. Поэтому при разработке и введении новых правил для перевозчиков всегда нужно помнить о социальной составляющей этой проблемы, потому что на предприятиях малого и среднего бизнеса трудятся миллионы людей!