• 5 июня, 2018
  • 162

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ: ПОИСК РЕШЕНИЙ

Лапашин Сергей

Начальник департамента страхования грузоперевозок и ответственности экспедиторов СК «Пари»

Косырев Дмитрий

Начальник отдела страхования ответственности экспедиторов СК «Пари»

Страховщики и представители транспортного сообщества активно включились в обсуждение вопроса о реформировании рынка страхования ответственности экспедиторов и автомобильных перевозчиков. Результатом их совместной работы под эгидой Комитета по имущественному страхованию юридических лиц Всероссийского союза страховщиков стали законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного, электрического транспорта», а также в Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно- экспедиционной деятельности». Цель законодательной инициативы — введение норм возможности страхования ответственности по договорам транспортной экспедиции и перевозки.

Важным условием широкого распространения в жизни общества такого вида страхования, как страхование ответственности по договору, является наличие в стране развитой рыночной экономики. Введение страхования ответственности экспедиторов и перевозчиков в сложившейся на рынке ситуации может привести, как это ни парадоксально, не к улучшению, а к ухудшению качества услуг по организации перевозок грузов. А это, в свою очередь, неизбежно повлечет за собой рост заявляемых транспортниками убытков по заключенным ими договорам страхования ответственности.

И вот почему.

На сегодняшний момент реальный объем неисполняемых экспедиторами и перевозчиками обязательств перед грузовладельцами неизвестен страховщикам, т. к. значительная часть убытков урегулируется без обращения в суд. При наличии полиса страхования ответственности у транспортных компаний неизбежно появится соблазн решать за счет страховщика проблемы, связанные с убытками, возникшими исключительно из-за собственной некомпетентности, например, — при выдаче груза ненадлежащему получателю, в случае привлечения к перевозке непригодного транспортного средства и т. д. Вводить страхование ответственности экспедиторов и перевозчиков без каких-либо ограничений — все равно, что страховать ответственность за нарушение правил дорожного движения. В конечном итоге, страхователи просто перестанут бояться ответственности за неисполнение договора.

С другой стороны, давно назрела потребность в упорядочении взаимоотношений в сфере грузовых перевозок между страховщиками, транспортными компаниями и грузовладельцами.

Представляется, что в первую очередь было бы целесообразно отрегулировать рынок оказания услуг по экспедированию и перевозкам грузов. Для этого желательно либо принять отдельный закон, либо поправки к действующему законодательству, чтобы выработать ряд обязательных требований, предъявляемых, например, к финансовому состоянию и квалификации работников организаций, занимающихся перевозками грузов. Это позволит очистить рынок от ненадежных перевозчиков. Однако, при разработке таких требований необходимо учитывать, что в процессе организации и осуществления коммерческих перевозок грузов заняты и крупные транспортные компании, и представители малого бизнеса, обладающие разными возможностями и ресурсами. Крупные перевозчики, как правило, имеют в своем распоряжении собственный большой автопарк и складские комплексы для временного хранения товаров. Представители малого бизнеса в большинстве случаев владеют только одним-двумя грузовиками.

Очевидно, что предъявлять к этим двум категориям перевозчиков одинаковые требования, например, к их финансовой состоятельности, нельзя. Поэтому при разработке и введении новых правил для перевозчиков всегда нужно помнить о социальной составляющей этой проблемы, потому что на предприятиях малого и среднего бизнеса трудятся миллионы людей!

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Пассажиры школьного автобуса, попавшего в ДТП в Приморском крае,…

По данными СМИ, утром 16 ноября 2023 года школьный автобус, следовавший по маршруту "Вольно-Надеждинское - Ключевое - поселок Рыбачий - Школа…

«АльфаСтрахование» защитила ответственность за пассажиров Муниципального предприятия городского округа…

Мордовский филиал «АльфаСтрахование» защитил по договорам обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) пассажиров Муниципального предприятия городского округа Саранск «Горэлектротранс» (МП ГЭТ).

Чеченский филиал «АльфаСтрахование» защитил автопарк АО «Чеченэнерго»

Чеченский филиал «АльфаСтрахование» застраховал 533 транспортных средства АО «Чеченэнерго».