- 1 ноября, 2012
- 153
Налоговый форум
Пленарное заседание VIII Всероссийского налогового форума
В Конгресс-центре ТПП РФ прошло пленарное заседание VIII Всероссийского налогового форума. Перед этим, 30 октября и в первой половине дня 31 октября в рамках проведения Налогового форума состоялись пять «круглых столов»: «Практика рассмотрения налоговых споров в 2012 году. Новый досудебный порядок рассмотрения: за и против», «Современные тренды международного налогообложения», «Влияние налоговой политики на инвестиционный климат России», «Противодействие налоговым злоупотреблениям», «Возможности электронного документооборота для бизнеса».
В пленарном заседании приняли участие Президент ТПП РФ Сергей Катырин, глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, руководители ТПП РФ, представители органов законодательной и исполнительной власти, региональных налоговых служб, ведущие юристы и налоговые эксперты, представители бизнеса, СМИ.
Открыл и вел заседание вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.
С ежегодным докладом ТПП РФ, в котором содержался сделанный экспертами Палаты анализ принятых в текущем году поправок в Налоговый кодекс РФ и были представлены предложения бизнеса по дальнейшему совершенствованию налоговой политики, выступил Сергей Катырин.
Ситуация в мировой экономике остается нестабильной, сказал Сергей Катырин. В РФ в бюджетно-финансовом секторе положение дел не столь критичное, как, например, в Европе, хотя определенные риски сохраняются. Сейчас идет подготовка федерального бюджета, и мы, подчеркнул Президент ТПП РФ, поддерживаем заявление Министра финансов России, что после наполнения «подушки безопасности» (т.е. Резервного фонда) нефтегазовыми доходами объеме в 7 процентов ВВП нужно направлять 50 процентов получаемых средств на инфраструктурные проекты.
В 2012 году в России налоговая система в целом развивалась устойчиво: налоговая нагрузка на бизнес в России не увеличивалась, налоговое законодательство не подвергалось таким частым изменениям, как в 2011 году. За 2012 год Россия сделала восемь шагов по пути к улучшению места в рейтинге Всемирного банка Doing Business, а по позиции «упрощение процедуры уплаты налогов» поднялась и вовсе со 105-го на 64-е место. Время на «общение» с налоговыми инспекторами сократилось с 290 до 170 часов (в Америке на оплату налогов тратится 187 часов).
В текущем году ведомствами совместно с бизнесом прорабатывались различные варианты т.н. «налогового маневра», вектор которого был задан Основными направлениями налоговой политики до 2015 года. Палатой в целом поддерживаются меры по совершенствованию административного порядка урегулирования налоговых споров, упрощению налогового учета.
В 2012 году при рассмотрении Закона о реформировании специальных налоговых режимов, отметил Сергей Катырин, удалось сохранить до 2018 года действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, сделать ее применение для бизнеса добровольным, а также предусмотреть, что индивидуальные предприниматели при применении патентной системы налогообложения смогут нанимать на работу до 15 человек.
Но в налоговой сфере сохраняются и определенные риски.
Так, членство в ВТО связано с резким ростом конкуренции. Можно, сказал Сергей Катырин, для отечественных производителей облегчить ситуацию налоговыми мерами. Палата поддержала пакет законопроектов, направленных на введение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. В будущем подобные меры целесообразно продумать, например, для отечественной легкой промышленности, которая находится в тяжелой ситуации – это позволит ей эффективно конкурировать с иностранными производителями. ТПП РФ считает, что нужно освободить предприятия этой отрасли от налога на прибыль минимум на три года, введя так называемые налоговые каникулы (при условии, что сэкономленные средства будут направляться на модернизацию и обновление основных фондов). Это же, кстати, можно сделать и в отношении малых инновационных компаний.
Сергей Катырин затронул также тему перераспределения налоговых и неналоговых доходов в пользу местных бюджетов; Палата подготовила соответствующие предложения.
Отток капитала из России и в этом году остается достаточно высоким и будет примерно равен показателю прошлого года. Нужно, в частности, безотлагательно принимать т.н. «антиофшорные меры». Но эти и другие меры в реальной жизни, сказал Сергей Катырин, должны сопровождаться четкими механизмами контроля. И если подобные инструменты противодействия не будут введены также в Казахстане и Белоруссии (являющихся членами Таможенного союза), то отток российского капитала в эти страны усилится.
Привлечение в страну иностранных инвестиций – острейшая тема сегодня. У нас инвестор все еще не гарантирован от ухудшения налоговой системы, поэтому нужно, чтобы заработала, наконец, «дедушкина оговорка», то есть чтобы сохранялись первоначальные условия налогообложения вплоть до достижения окупаемости инвестпроекта. Во многих странах, наших конкурентов, это законодательно гарантируется. В России, правда, есть норма, что «дедушкина оговорка» распространяется на приоритетные инвестиционные проекты (и только на них). Но инвесторы не понимают, что приоритетно, что – нет; этот механизм не работает. Поэтому Палата предлагает применять «дедушкину оговорку» в отношении всех инвестиционных проектов.
В качестве одной из мер против «бегства капитала» следовало бы также ввести прямую «инвестиционную льготу» по налогу на прибыль, считает Сергей Катырин.
За последнее время заметно выросло влияние решений Высшего Арбитражного Суда на налоговые правоотношения, сказал глава ТПП РФ. ВАС РФ не уходит от рассмотрения сложных вопросов, волнующих бизнес. В ситуации частых изменений норм Налогового кодекса РФ и различному их толкованию, в условиях активного подзаконного регулирования крайне важна четкая и единая позиция арбитражных судов. Мы просили бы представителей ВАС РФ, сказал Сергей Катырин, внимательно отнестись к вопросам правомерности применения транспортно-экспедиционным предприятиями нулевой ставки НДС при организации международных перевозок, к практике применения ускоренной амортизации для основных средств, которые эксплуатируются в режиме повышенной сменности. Эти вопросы были недавно инициированы отраслевым предпринимательским сообществом и обсуждены в Палате.
Сегодня Агентство стратегических инициатив прорабатывает новую Дорожную карту «Совершенствование налогового администрирования»; одна из целей ее – сокращение форм отчетности, дальнейший переход на электронный документооборот. Следует отметить, что ФНС России активно развивает электронные сервисы. С целью разъяснения бизнесу новых возможностей электронного документооборота в Палате с участием представителей ФНС создана специальная Рабочая группа.
В заключение Сергей Катырин напомнил, что в мае 2013 года в Москве планируется проведение восьмого заседания Форума ОЭСР по налоговому администрированию; это говорит о признании международным сообществом усилий нашей страны по созданию современной налоговой системы и внедрению инноваций в налоговом администрировании. ТПП России готова активно подключиться к подготовке данного мероприятия.
В своем выступлении глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин проанализировал основные результаты деятельности ведомства и тенденции современного администрирования.
Выступили также министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников, первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФД РФ по бюджету и налогам Сергей Штогрин, сопредседатель Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства Сергей Пепеляев, другие. В развернувшейся дискуссии участники мероприятия обменялись мнениями по многим вопросам налоговой политики.
Тезисы выступления С.Н.Катырина
на пленарном заседании Всероссийского
налогового форума «Устойчивое развитие
налоговой системы: вызовы и решения»
31 октября, 14.00, Конгресс-центр ТПП
Уважаемые коллеги! Добрый день!
Хотел бы всех поприветствовать на восьмом Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ, который в этом году мы впервые проводим в два дня. Это говорит о его востребованности в бизнес-среде, о наличии целого ряда проблем, которые целесообразно обсудить. Мы постарались задать общий тон дискуссии в нашем ежегодном налоговом докладе, который Вам роздан.
Ситуация в мировой экономике остается нестабильной. Европейские страны, которые только два года назад охотно шли на различные льготы и вычеты бизнесу, сейчас всерьез обсуждают введение «налога Торбина», когда при любой финансовой транзакции (кроме купли-продажи на валютном рынке) придется платить от 0,01% до 0,1% от суммы сделки. Это могло бы принести в казну ЕС свыше 50 млрд. евро ежегодно.
У нас в бюджетно-финансовом секторе положение дел не столь критичное, хотя определенные риски сохраняются и нужно постоянно «мониторить» ситуацию, принимая превентивные меры. Сейчас полным ходом идет подготовка федерального бюджета, и мы поддерживаем заявление Министра финансов России, что не следует бесконечно направлять нефтегазовые доходы в Резервный фонд, а после наполнения «подушки безопасности» в 7% ВВП направлять 50 процентов средств на инфраструктурные проекты. Это совершенно логично, так как аккумуляция сверхплановых доходов от сырьевой ренты в различных фондах может выступить фактором замедления экономического роста в стране.
Российский бизнес видит, что государству необходимо стимулировать экономический рост, одновременно реализовывать намеченные социальные программы и при этом еще «застраховать» бюджет от резких колебаний цен на углеводороды. Кроме того, учитывая членство России в ВТО, возможно снижение конкурентоспособности продукции ряда отраслей отечественной экономики, а также неизбежное уменьшение доходной части федерального бюджета из-за снижения ставок таможенных пошлин в рамках обязательств России при вступлении в эту организацию.
В этой связи сейчас ставить вопросы о резком снижении налогов, предоставлении широких налоговых льгот, наверное, было бы не верным. Но и бездействовать, делать вид, что все в порядке бизнесу, безусловно, не следует.
Если коротко подводить промежуточные налоговые итоги 2012 года в России, то налоговая система в целом развивалась устойчиво: налоговая нагрузка на бизнес в России не увеличивалась, налоговое законодательство не подвергалось таким частым изменениям как в 2011 году (тогда было внесено 16 серьезных поправок), улучшилось администрирование налогов, развивались электронные сервисы.
За 2012 год Россия сделала восемь шагов по пути к улучшению места в рейтинге Всемирного банка Doing Business, а по позиции «упрощение процедуры уплаты налогов» поднялась и вовсе со 105-го на 64-е место. Время на «общение» с налоговыми инспекторами сократилось с 290 до 170 часов (в Америке на оплату налогов тратится 187 часов), что обусловлено, расширением практики электронной подачи документов в налоговые службы. По данным ФНС России, в третьем квартале текущего года 75,8% организаций представили налоговые декларации в электронном виде. В этом мы видим заслугу ФНС России в целом и ее Руководителя Михаила Владимировича Мишустина. Благодарю Вас за участие в работе Форума.
Уважаемые коллеги, в текущем году ведомствами совместно с бизнесом прорабатывались различные варианты т.н. «налогового маневра», вектор которого был задан принятыми Правительством РФ Основными направлениями налоговой политики до 2015 года. Палатой в целом поддерживаются меры по совершенствованию административного порядка урегулирования налоговых споров, упрощению налогового учета.
В 2012 году при рассмотрении Закона о реформировании специальных налоговых режимов нам удалось сохранить до 2018 года действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, сделать ее применение для бизнеса добровольным, а также предусмотреть, что индивидуальные предприниматели при применении патентной системы налогообложения смогут привлекать до 15 человек.
Вместе с тем, в налоговой сфере сохраняются определенные риски, на которые я бы хотел обратить внимание, и внести определенные предложения от имени ТПП России и бизнеса.
1. Недавно Россия стала полноправным членом ВТО. Нивелировать некоторые издержки для отечественных производителей можно, в том числе и налоговыми мерами. Палата поддержала пакет законопроектов направленных на введение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей.
В будущем ряд подобных мер можно продумать, например, для легкой промышленности и ряда других отраслей, что позволит им эффективно конкурировать с иностранными производителями. Здесь ситуация сложней, так как, по оценкам экономистов, таможенные ввозные пошлины будут сокращаться в диапазоне с 40 до 5 – 7 процентов, а на российском рынке импортная продукция составит, если уже не составляет, порядка 75-80 процентов.
Мы поддерживаем планы депутатов и Правительства РФ выделить серьезные государственные средства на субсидирование процентных ставок для легкой промышленности, но считаем, что нужно еще и освободить предприятия этой отрасли от налога на прибыль минимум на три года – ввести так называемые налоговые каникулы (при условии, что сэкономленные средства будут направляться на модернизацию и обновлению основных фондов). Это же, кстати, можно сделать и в отношении малых инновационных компаний.
2. Отток капитала из России в этом году составит порядка 80-85 млрд. долларов, т.е. будет примерно равен показателю прошлого года. Нужно безотлагательно принимать т.н. «антиофшорные меры», о чем говорится в Основных направлениях налоговой политики до 2015 года.
Однако для того, чтобы эти нормы заработали в реальной жизни, нужно, на наш взгляд, создать и четкие механизмы контроля. Кроме того, недобросовестные налогоплательщики довольно быстро «научатся» скрывать свою принадлежность к тем или иным фирмам. Важно понимать и еще один фактор – если подобные инструменты противодействия не будут введены в Казахстане и Белоруссии (являющихся членами Таможенного союза), то в эти страны усилится отток капитала из России. Все эти вопросы нужно прорабатывать в комплексе с участием бизнеса (утром состоялась специальная секция по данному вопросу, Сопредседатель Налогового совета ТПП РФ Сергей Геннадьевич Пепеляев позже подведет ее итоги).
Кроме того, большое количество российских компаний (порядка 5.000) перерегистрировалось в Казахстане, учитывая 11% ставку страховых взносов и другие факторы. Следует ожидать, что значительная часть товаропотока из Китая в ближайшее время будет идти по этому пути. Здесь большие риски по контрафакту.
3. В 2012 году Палата участвовала в реализации перечня поручений Правительству РФ, вытекающих из положений статьи Президента РФ В.В. Путина «Демократия и качество государства». В частности, мы подготовили предложения о перераспределении налоговых и неналоговых доходов в пользу местных бюджетов. Сейчас эта тема активно обсуждается в рамках проекта бюджета на 2013 год в Думе и в Правительстве.
По данным ФНС России, на УСН работает почти половина малых предприятий, и мы поддерживаем идеи депутатов Думы все доходы от нее закрепить за местными бюджетами. Также звучат предложения 2% от налога на прибыль, которые сейчас идут в федеральную казну, также передать муниципалитетам. Наверное такой вариант имеет право на существование, но больший эффект дало бы скорейшее введение налога на недвижимость, который серьезнейшим образом усилил бы доходную базу муниципалитетов.
Не стоит забывать и про региональные бюджеты – им, как правило, сначала передаются определенные расходные обязательства, а уже потом средства для их финансирования. В этой связи передача регионам хотя бы 20 % НДС (сейчас 100% зачисляется в федеральный бюджет) могла бы простимулировать развитие бизнеса и поддержать инвестиционные проекты.
4. Недавно власти Латвии заявили о реформировании своей налоговой системы в сторону создания "благоприятных условий" для иностранных инвестиций. Со следующего года страна понижает ставку НДС до 21% и вводит особый фискальный режим для международных холдингов. Эта мера, прежде всего, ставит целью привлечение капитала из России. Необходимо принимать адекватные ответные меры.
В первую очередь, нужно, чтобы заработала «дедушкина оговорка». Инвестор сейчас не гарантирован от ухудшения налоговой системы. Во многих странах-конкурентах, например, во всех особых экономических зонах Китая (больше двухсот) работает жесткая «дедушкина оговорка»: на срок окупаемости инвестиционного проекта Вам законодательно гарантировано сохранение условий налогообложения.
Наши Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений и Закон об иностранных инвестициях содержит норму о том, что «дедушкина оговорка» распространяется только лишь на приоритетные инвестиционные проекты. Но инвесторы так и не понимают, что приоритетно, что неприоритетно, поэтому этот механизм вообще не работает. Наше предложение убрать это слово – сделать возможность применять «дедушкину оговорку» в отношении всех инвестиционных проектов. Это уже введено в Казахстане, Латвии, я уж не говорю про Китай, Таиланд, Израиль, где это работает давно.
На саммите АТЭС во Владивостоке было дано поручение Министерству экономического развития для проектов, которые реализуются в режиме «гринфилд», т.е. на новой территории, разработать пакет мер налогового стимулирования. Мы готовы активно участвовать в такой работе.
Кроме того, чтобы прекратить «бегство капитала» нужно – хотя это, конечно, не единственная мера – ввести прямую «инвестиционную льготу» по налогу на прибыль (часть налоговой базы освобождается от налогообложения, если инвестируется на расширение или восстановление основных фондов производственного назначения).
5. В Основных направлениях налоговой политики до 2015 года одной из самых болезненных позиций, которая может привести к росту цен, является отмена льгот по налогу на имущество организаций (в части железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линии электропередач и т.п.). Это может привести к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию. При этом, по данным Минфина России, отмена льгот по налогу на имущество организаций для естественных монополий даст регионам 35,7 млрд. рублей в 2103 году.
Очевидно, что от не оправдывающих себя льгот нужно отказываться. Но следует, на наш взгляд, найти направления, где эти льготы могли бы эффективно работать. Например, рассмотреть вопрос о распространении налоговой льготы по налогу на имущество организаций на энергоэффективное оборудование не только на «вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность», но и на уже эксплуатирующиеся объекты стратегических промышленных предприятий, имеющие такую эффективность.
6. За последнее время заметно выросло влияние решений Высшего Арбитражного Суда на налоговые правоотношения. Во многом благодаря тому, что Высший Арбитражный Суд РФ не уходит от рассмотрения сложных вопросов, действительно волнующих бизнес – это очень важно, т.к. налогоплательщики могут рассчитывать на то, что их проблемы не останутся незамеченными и нерешенными.
Нормы Налогового кодекса РФ достаточно часто подвергаются изменениям, зачастую подлежат различному толкованию, как Министерством финансов, так и налогоплательщиками. Кроме того, сильно так называемое подзаконное регулирование. В этой связи крайне важна четкая и единая позиция арбитражных судов. Мы просили бы представителей ВАС РФ внимательно отнестись к вопросам правомерности применения транспортно-экспедиционным предприятиями нулевой ставки НДС при организации международных перевозок, а также к практике применения ускоренной амортизации для основных средств, которые эксплуатируются в режиме повышенной сменности. Эти вопросы были недавно инициированы отраслевым предпринимательским сообществом и обсуждены на заседании Налогового совета Палаты.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на одну общую проблему. Желательно, чтобы решения высших судебных инстанций не создавали для бизнеса проблемы там, где прежняя судебная практика давала налогоплательщикам «зеленый свет». Поскольку решения ВАС РФ носят фактически прецедентный характер, то такие решения, если они ухудшают положение налогоплательщиков по сравнению со сложившейся практикой, должны действовать на будущее, о чем было бы крайне желательно указывать прямо в постановлениях Президиума ВАС РФ, делать об этом специальную оговорку в каждом постановлении.
7. Хочу сказать отдельно о технологиях сбора налогов. ФНС России активно развивает электронные сервисы, по ее данным, российский бизнес генерирует примерно 15 млрд. счетов-фактур в год. С 23 мая 2012 года российский бизнес получил возможность обмениваться электронными счетами-фактурами. В настоящее время решены все вопросы: готова законодательная база, утверждены необходимые форматы.
С целью разъяснения бизнесу новых возможностей, сверке часов по вопросам электронного документооборота мы создали в Палате с участием представителей ФНС Рабочую группу по вопросам электронного документооборота, которая уже провела анкетирование бизнеса и членов Палаты по актуальным вопросам.
Не могу не отметить, что сейчас Агентство стратегических инициатив прорабатывает новую Дорожную карту «Совершенствование налогового администрирования», одной из целей которой является сокращение форм отчетности, дальнейший переход на электронный документооборот. Представители Палаты активно участвуют в такой работе, а ее результаты будут Вам представлены.
Завершая, хотел бы сказать, что налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
Как известно, в мае 2013 года в Москве планируется провести 8-ое заседание Форума ОЭСР по налоговому администрированию, что говорит о признании международным сообществом усилий по созданию в РФ современной налоговой системы и внедрению инноваций в налоговом администрировании. Уважаемый Михаил Владимирович, ТПП России готова активно подключиться к подготовке данного мероприятия.
Благодарю за внимание.