• 18 марта, 2013

Четыре вопроса таможне были заданы бизнесом на первом в этом году заседании Совета ТПП РФ по таможенной политике

О проблемах, возникающих при обеспечении таможенных платежей на рынке алкоголя, рассказал генеральный директор НП «Комитет производителей алкогольной продукции»  Александр Романов. Получить банковскую гарантию в качестве обеспечения таможенных платежей — непросто; это занимает много времени; да и обслуживание банковской гарантии стоит бизнесу недешево. Лучше было бы как обеспечение применять, например, поручительство, но система применения поручительства в стране толком не разработана, к тому же и  таможне эта идея пока не по душе.

Но это, как оказалось, не беда, а полбеды. Буквально в последнее время вышло на первый план, затмив другие проблемы, другое новшество: в связи с введением  сертификата Таможенного союза (ТС), кроме обычной банковской гарантии, нам, сказал Александр Романов, предлагается взять сертификат и предоставить в связи с этим еще одну банковскую гарантию…

Конечно,  в конце концов, расходы будут  переложены на конечного потребителя; пить у нас не перестанут ни при каких обстоятельствах. Но рост цен да плюс потери времени — это факторы, которые серьезно влияют на конкурентоспособность бизнеса.

В ходе обсуждения проблемы речь шла, в частности, о необходимости разработать конкретный и жесткий регламент  по выдаче  сертификатов ТС; выступающие говорили также, что Евразийскую экономическую комиссию,постоянно действующий регулирующий органТаможенногосоюза,следует срочно ознакомить со сложившейся  ситуацией и с позицией предпринимательства. Надо также подготовить от имени Совета по таможенной политике  соответствующее обращение в Минэкономразвития РФ с изложением сути проблемы.

О проблемах, возникающих при экспортно-импортных операциях с высокотехнологичными товарами, рассказал заместитель генерального директора ОАО НПП «Инжект» Сергей Соколов. В сущности, нет сегодня системыстимулов, говорил он, которые бы нацеливали на внешнеэкономическую деятельность бизнес, занимающийся высокотехнологичным производством; возникающие проблемы решаются вяло.  Почему не удается решить даже такой простой, в сущности, вопрос: применять, если речь идет о поставках стоимостью до 5 000  евро, упрощенные контракты? В мире такие контракты помещаются на странице; у нас же они объемны, словно речь идет о многомиллиардных сделках, и т.д.).

Начальник отдела  по взаимодействию с органами государственной власти ОАО «Кордиант»  Антон Акимов рассказал о том, как таможня влияет на эффективность развития шинной отрасли России. Системные проблемы таможенного администрирования известны: очень сложно доказать таможне справедливость цены ввозимого товара; очень долгий и очень непростой сегодня процесс внесения изменений в декларации; часто бизнес вынужден предоставлять таможне дополнительные документы, которые выходят за рамки требования законодательства, чтобы подтвердить цену товара;  зато «серые схемы» поставокшин через Дальний Восток, прежде всего из Китая, процветает…

Тему «серых схем» продолжила  заместитель председателяСовета, глава таможенного холдинга «Группа ТАРГО» Татьяна Круглова, отметившая: в свое время в порядке эксперименты было перенесено оформление ввозимых шин в акцизные таможни. «Серые поставки» резко снизились. Эксперимент, увы, закончился; от самой идеи вроде бы и не отказались —  просто отложили на неопределенный срок.  Между тем,  «серые схемы» применяются активно. Российская шинная отрасль сегодня активно развивается, потребность сегодня в ее продукции очень большая, поэтому пришло время  решить проблему, подчеркнула  Татьяна Круглова. Это мнение разделили участники совещания.

Необходимо добиться  единых подходов таможенных органов  к классификации товаров, заявил руководитель  Департамента таможни ОАО «Автофрамос» Юрий Киселев. Таможня часто пересматривает коды ввозимых товаров, причем  всегда в сторону завышения таможенных платежей. Обычно приходится соглашаться, поскольку в противном случае импортеру вежливо предлагается, например, проверить отдельно каждое изделие из поступившей партии, а это огромные затраты времени. Не согласиться на изменение кода, начать разбирательство  — значит, по сути, остановить производство.  Но согласие, кроме прочего,  еще означает и повышение, иногда очень существенное, стоимости конечного изделия — все издержки  ложатся на потребителя. Складывается странная ситуация: одно и то же изделие в разных партиях и в разных регионах ввозится по  разным кодам.  На «Автофрамосе» и заводе в Тольятти, например, используется при сборке автомобилей большое количество совершенно идентичных импортных изделий и узлов, но коды у них нередко разные и, следовательно, таможенные платежи — тоже.

Ситуация, конечно, ненормальная. Но, кроме многих причин, объективных и субъективных, естьздесь, по мнению участников обсуждения, одна системная: это недостаток высококвалифицированных таможенных кадров, прежде всего в регионах. С этого конца и следует разматывать весь клубок…

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…