- 18 марта, 2013
- 154
Четыре вопроса таможне были заданы бизнесом на первом в этом году заседании Совета ТПП РФ по таможенной политике
О проблемах, возникающих при обеспечении таможенных платежей на рынке алкоголя, рассказал генеральный директор НП «Комитет производителей алкогольной продукции» Александр Романов. Получить банковскую гарантию в качестве обеспечения таможенных платежей – непросто; это занимает много времени; да и обслуживание банковской гарантии стоит бизнесу недешево. Лучше было бы как обеспечение применять, например, поручительство, но система применения поручительства в стране толком не разработана, к тому же и таможне эта идея пока не по душе.
Но это, как оказалось, не беда, а полбеды. Буквально в последнее время вышло на первый план, затмив другие проблемы, другое новшество: в связи с введением сертификата Таможенного союза (ТС), кроме обычной банковской гарантии, нам, сказал Александр Романов, предлагается взять сертификат и предоставить в связи с этим еще одну банковскую гарантию…
Конечно, в конце концов, расходы будут переложены на конечного потребителя; пить у нас не перестанут ни при каких обстоятельствах. Но рост цен да плюс потери времени – это факторы, которые серьезно влияют на конкурентоспособность бизнеса.
В ходе обсуждения проблемы речь шла, в частности, о необходимости разработать конкретный и жесткий регламент по выдаче сертификатов ТС; выступающие говорили также, что Евразийскую экономическую комиссию,постоянно действующий регулирующий органТаможенногосоюза,следует срочно ознакомить со сложившейся ситуацией и с позицией предпринимательства. Надо также подготовить от имени Совета по таможенной политике соответствующее обращение в Минэкономразвития РФ с изложением сути проблемы.
О проблемах, возникающих при экспортно-импортных операциях с высокотехнологичными товарами, рассказал заместитель генерального директора ОАО НПП «Инжект» Сергей Соколов. В сущности, нет сегодня системыстимулов, говорил он, которые бы нацеливали на внешнеэкономическую деятельность бизнес, занимающийся высокотехнологичным производством; возникающие проблемы решаются вяло. Почему не удается решить даже такой простой, в сущности, вопрос: применять, если речь идет о поставках стоимостью до 5 000 евро, упрощенные контракты? В мире такие контракты помещаются на странице; у нас же они объемны, словно речь идет о многомиллиардных сделках, и т.д.).
Начальник отдела по взаимодействию с органами государственной власти ОАО «Кордиант» Антон Акимов рассказал о том, как таможня влияет на эффективность развития шинной отрасли России. Системные проблемы таможенного администрирования известны: очень сложно доказать таможне справедливость цены ввозимого товара; очень долгий и очень непростой сегодня процесс внесения изменений в декларации; часто бизнес вынужден предоставлять таможне дополнительные документы, которые выходят за рамки требования законодательства, чтобы подтвердить цену товара; зато «серые схемы» поставокшин через Дальний Восток, прежде всего из Китая, процветает…
Тему «серых схем» продолжила заместитель председателяСовета, глава таможенного холдинга «Группа ТАРГО» Татьяна Круглова, отметившая: в свое время в порядке эксперименты было перенесено оформление ввозимых шин в акцизные таможни. «Серые поставки» резко снизились. Эксперимент, увы, закончился; от самой идеи вроде бы и не отказались – просто отложили на неопределенный срок. Между тем, «серые схемы» применяются активно. Российская шинная отрасль сегодня активно развивается, потребность сегодня в ее продукции очень большая, поэтому пришло время решить проблему, подчеркнула Татьяна Круглова. Это мнение разделили участники совещания.
Необходимо добиться единых подходов таможенных органов к классификации товаров, заявил руководитель Департамента таможни ОАО «Автофрамос» Юрий Киселев. Таможня часто пересматривает коды ввозимых товаров, причем всегда в сторону завышения таможенных платежей. Обычно приходится соглашаться, поскольку в противном случае импортеру вежливо предлагается, например, проверить отдельно каждое изделие из поступившей партии, а это огромные затраты времени. Не согласиться на изменение кода, начать разбирательство – значит, по сути, остановить производство. Но согласие, кроме прочего, еще означает и повышение, иногда очень существенное, стоимости конечного изделия – все издержки ложатся на потребителя. Складывается странная ситуация: одно и то же изделие в разных партиях и в разных регионах ввозится по разным кодам. На «Автофрамосе» и заводе в Тольятти, например, используется при сборке автомобилей большое количество совершенно идентичных импортных изделий и узлов, но коды у них нередко разные и, следовательно, таможенные платежи – тоже.
Ситуация, конечно, ненормальная. Но, кроме многих причин, объективных и субъективных, естьздесь, по мнению участников обсуждения, одна системная: это недостаток высококвалифицированных таможенных кадров, прежде всего в регионах. С этого конца и следует разматывать весь клубок…