• 24 февраля, 2025
  • 40

Уговор дороже денег: как страховщики сдерживают стоимость ОСАГО вопреки ценам на запчасти

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Несмотря на санкции и существенное подорожание автозапчастей, цена обязательной «автогражданки» остается на прежнем уровне.

Рост цен на автозапчасти стал главной проблемой при обслуживании и ремонте машины для автомобилистов в 2024 году – об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного агентством «Автостат» совместно с порталом Drive.ru. Как сообщает «Автостат», 63% водителей жалуются на подорожание запчастей.

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), запасные части для иномарок подорожали примерно на 10-12% в декабре 2024 года.

Пермские СМИ пишут, что цены на детали в регионе за минувший год выросли на 70-200% (особенно для немецкого автопрома – BMW, Mercedes-Benz и Audi). При этом мы видим самые разные прогнозы курса доллара на текущий год, который зависит от экономических и политических факторов. В неблагоприятной ситуации следует ожидать, что в группе риска будут не только владельцы европейских авто – цены на комплектующие изделия и запасные части для китайских автомобилей могут вырасти на 15-20%. Контракты с поставщиками из КНР заключаются в долларовом эквиваленте, поэтому стоимость комплектующих напрямую зависит от курса рубля, а также тарифов на логистику.

«Динамика цен на запчасти является отражением ситуации с поставками и наличия тех или иных автомобильных деталей на рынке. Логистика поставок зависит от многих факторов, особенно с учетом санкций, поэтому расходы поставщиков на российский рынок все время меняются, и именно это влияет на конечные цены для потребителей», – прокомментировал президент РСА Евгений Уфимцев.

Несмотря на подорожание автозапчастей, по предварительным результатам 2024 года средняя премия по ОСАГО составила 7 616 рублей, это на 2,6% меньше, чем в 2023 году. Средняя выплата при этом растет – по итогам 2024 года она составила 99 956 рублей – этот показатель на 12,6% выше, чем в 2023. Выросла и удовлетворенность клиентов размерами выплат по ОСАГО – согласно результатам исследования индекса потребительской лояльности (NPS) по ОСАГО, проведенного РСА совместно с компанией ORO осенью 2024 года, она составила 76%, что на 2 п.п. больше, чем в прошлом году.

Таких результатов страховщикам удается достичь благодаря активной работе по индивидуализации тарифов ОСАГО. Так, 27 января 2025 года изменился подход к расчету стоимости полиса – тарифные коридоры по ОСАГО были расширены в соответствии с указанием Банка России для общественного транспорта, мотоциклистов и водителей грузовиков весом до 16 тонн. Главной причиной нововведения стала высокая убыточность этих категорий транспортных средств – за последние несколько лет легкие грузовики чаще других становились виновниками ДТП с ущербом более 400 тыс. рублей, а размер ущерба от аварий по вине мотоциклов вырос на 32%.

Начальник управления методологии страхования РСА Андрей Спиров:

«В соответствии с законом об ОСАГО регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления Банком России актуарно (экономически) обоснованных базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Расширение тарифного коридора в обе стороны для указанных транспортных средств позволит страховым компаниям устанавливать справедливые тарифы для аккуратных водителей и при необходимости повышать для тех, кто допускает много аварий по своей вине».

Подорожал полис мультидрайв для физических лиц – согласно статистике ЦБ, аварийность по нему на 92,9% выше, чем у договоров ОСАГО с ограниченным количеством водителей. Кроме того, стоимость полиса ОСАГО повысилась для 18 регионов России, жители которых платили за обязательную страховку меньше, чем в среднем по стране, и упала для 21 территории, где цена «автогражданки» по итогам 2024 года превышала средний показатель.

В РСА отметили, что расширение тарифного коридора по ОСАГО позволит страховщикам снижать тарифы для безубыточных автовладельцев и повышать их для рисковых клиентов, а также оценили работу страховых компаний как высокоэффективную – даже в условиях экономического кризиса и роста цен на автозапчасти.

Похожие статьи

ГК АвтоСпецЦентр: Как оформить ОСАГО без номера автомобиля

Полис ОСАГО можно оформить даже на новый автомобиль, который еще не зарегистрирован и не имеет государственных номеров.

Мужчина среднего возраста с 10-летним стажем — кто из…

«Росгосстрах» назвал топ-10 регионов, в которых автомобилисты в этом году при наступлении страхового случая чаще всего используют цифровое урегулирование убытка —…

Электронное урегулирование убытков по ОСАГО наиболее востребовано среди жителей…

По оценкам страховых компаний, чаще всего электронное заявление подают после ДТП в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.