• 16 ноября, 2024
  • 42

В ИНТЕРЕСАХ ПАЦИЕНТА

Шелякин Валерий

директор ТФОМС Свердловской области

В ИНТЕРЕСАХ ПАЦИЕНТА

Директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин полагает, что роль страховой компании как «адвоката пациента» в ближайшие годы будет расти, а специалисты СМО со временем будут снимать значительный объем проблем, которые неизбежно возникают у человека, когда он становится пациентом.

ССТ: Какие ключевые проблемы и риски для системы ОМС и здравоохранения в целом Вы могли бы отметить?

Валерий Шелякин: Вопрос крайне непро­стой. С одной стороны, год от года бюджет региональной системы ОМС ощутимо рас­тет: в этом году в сравнении с предыдущим прирост составит около 10 млрд руб., объем бюджета в целом — около 88 млрд руб. И это само по себе отлично, если бы не вли­яние трех трендов, которые я условно раз­делил бы на «федеральный» и «локальные».

Первый касается всей страны и связан с объективно растущими расходами на за­работную плату медицинского персонала. Напомню, бóльшая часть фонда оплаты труда формируется за счет средств систе­мы ОМС. Если в «доковидном» 2019 году средняя заплата врачей в Свердловской области составляла 75 тыс. руб., сегодня она превышает 115 тыс. руб., и, судя по всему, этот тренд сохранится.

Еще два фактора, влияющих на финансо­вую устойчивость системы ОМС, важны для отдельных регионов, похожих на Сверд­ловскую область по половозрастному со­ставу и особенностям оказания и потребле­ния медицинской помощи. Во-первых, это, конечно, финансирование медицинских организаций «федерального» подчинения. С 2021 года помощь в ФМО оплачивается напрямую из Федерального фонда ОМС, а средства формируются за счет сокра­щения субвенций территориям. По своей сути это абсолютно правильно: жители получают помощь не в своих региональ­ных больницах, а в федеральных клиниках, и таким образом средства территориальных программ ОМС «экономятся» на стои­мость помощи, оказанной в ФМО. Однако свердловское здравоохранение достаточно высокотехнологично — и наши гражда­не получают основной объем помощи на месте, не выезжая в условную Москву и Санкт-Петербург, где сконцентрированы федеральные клиники.

Объясню проще, на цифрах. Наша терпро­грамма в 2024 году «недополучила» около 6 млрд руб., запланированных на оплату по­мощи в федеральных клиниках. Стоимость помощи, которую наши жители получат в федеральных центрах, по самым смелым оценкам, не превысит 3 млрд руб. Это одна из ключевых причин дефицита! И с одной стороны, можно принять простое управ­ленческое решение: сократить объемы вы­сокотехнологичной помощи внутри субъек­та и чаще отправлять пациентов, например, в столицу. Но возникает новый риск: система ОМС не оплачивает проезд, про­живание, сопровождение родственников, и эти расходы лягут на плечи пациентов. Конечно, сейчас на такие риски мы не идем, балансируем имеющиеся ресурсы.

Вторая причина дефицита — оплата помощи онкологического профиля. Забо­леваемость онкологией в нашем регионе существенно выше среднероссийской, запланированных в субвенции средств объ­ективно не хватает на обеспечение доступ­ности помощи пациентам со злокачествен­ными новообразованиями. В этом году нас очень поддержал региональный бюджет: на оплату таблетированной химиотерапии выделено 2 млрд руб. областных средств. Но в целом, мы очень рассчитываем, что в ближайшие годы подходы к распределе­нию субвенции и к определению в ней доли расходов на онкологическую помощь будут пересмотрены.

На самом деле, мы находимся в посто­янном диалоге с нашими федеральными коллегами — руководством Федерального фонда ОМС и профильным Центром экс­пертизы Минздрава России. Понятно, что учесть нужды и особенности всех в такой большой и такой разной стране крайне сложно. Но отдельные сведения об объеме и структуре субвенции на финобеспечение региональной системы ОМС на следующий год вызывают аккуратный оптимизм.

ЗЕЛЕНАЯ СУББОТА

ССТ: Насколько, с Вашей точки зрения, ощутим эффект профилактических меро­приятий?

В. Ш.: Совершенно очевидно, что как бы ни увеличивались расходы на стационар­ную помощь, они не смогут внести реаль­ный вклад в демографические показатели, в увеличение продолжительности здоровой жизни без дальнейшего развития профилак­тического, диспансерного блока здравоох­ранения. Наверное, бессмысленно приво­дить какие-то общие цифры. Полагаю, что сегодня все регионы страны сталкиваются с определенными трудностями при реали­зации запланированных объемов профмероприятий. Где-то проблема в кадровой и инфраструктурной обеспеченности амбулаторного звена, где-то — в нежелании людей ходить по больницам «просто так», без видимых на то причин. В Свердловской области мы стараемся решать эти проблемы при активном участии страховых компаний: несколько лет у нас действуют проекты «Зе­леная суббота» и «Добро на предприятие».

Отмечу наши новации в еще одном блоке профилактической работы — диспансерном наблюдении. Напомню, что в консультатив­ных и диагностических услугах нуждаются также люди с уже установленным диагнозом хронического заболевания, а качественное и постоянное наблюдение позволяет избе­жать или отсрочить ухудшение состояния здоровья и связанную с ним инвалидизацию.

С прошлого года в системе ОМС Сверд­ловской области действуют новые подходы к оплате случаев диспансерного наблюде­ния. Каждая консультация и исследование, необходимое пациенту с хроническим заболеванием, оплачивается отдельно. Если человек в момент обращения в больницу нуждается только в базовом наборе консуль­таций и исследований, расходы ОМС на его диспансерное наблюдение могут быть ниже усредненного норматива, который в этом году составляет 1409 руб. Если для уточне­ния диагноза и коррекции терапии пациенту необходима более сложная диагностика, в том числе компьютерная и магнитно-резо­нансная томография, стоимость диспансер­ного наблюдения окажется намного выше усредненного показателя. Так, например, полный набор услуг при наблюдении за па­циентом со злокачественным новообразова­нием может достигать 15–17 тыс. руб.

Мы убеждены, что такие тарифные реше­ния в перспективе обеспечат неформальный подход клиник к медицинскому наблюдению за лицами с хроническими заболеваниями. Важно уточнить, что, с одной стороны, такой подход финансово мотивирует больницы, а с другой — обеспечивает рациональ­ные траты средств ОМС. Например, если услуга входит в стандарт диспансерного наблюдения, но была сделана этому паци­енту ранее — в ходе диспансеризации, или профосмотра — и еще не потеряла свою диагностическую ценность, повторно полу­чить за нее деньги больница не сможет: так настроен автоматизированный контроль.

На место формальных, технических вопросов приходит все больше важных и сложных обращений, связанных с организацией медицинской помощи, ее качеством и доступностью.

ССТ: Как Вы оцениваете роль страховых компаний в обеспечении пациентоцен­тричной медицины?

В. Ш.: В системе ОМС Свердловской обла­сти сегодня действуют 4 страховых меди­цинских организации, где трудятся около 200 страховых представителей разных уровней. Год от года расширяются механиз­мы взаимодействия с застрахованными.

Если 10 лет назад контакты зачастую ограничивались звонками в страховую компанию, сегодня в нашем распоряжении не менее девяти инструментов для знаком­ства и помощи нашим гражданам: это плат­формы обратной связи, чат-боты в социаль­ных сетях, прямые телефоны в больницах и, безусловно, очные дежурства страховых представителей в медицинских организа­циях. Они позволяют лично познакомиться с пациентом и оперативно, на месте, помочь решить вопросы, возникающие в ходе полу­чения медицинской помощи. Такое расши­рение точек контакта ожидаемо привело к росту узнаваемости страховых компаний и страховых представителей. В год наши СМО проводят более 150 тыс. консуль­таций граждан, и на место формальных, технических вопросов приходит все больше важных и сложных обращений, связанных с организацией медицинской помощи, ее качеством и доступностью.

Пятый год в Уральском федеральном округе проходит конкурс на звание лучшего страхового представителя системы ОМС, к нам присоединяются коллеги из Поволжья, Сибири, Дальнего Востока — победители внутренних региональных этапов. Участ­ники соревнуются в умении быстро решать сложные практические задачи, связанные с защитой прав застрахованных, делятся опытом, формируют очень поддерживающее и профессиональное сообщество.

Важная задача, которая стоит сегодня перед всеми участниками системы ОМС — продолжать знакомить гражданина с его страховой компанией. Думаю, роль стра­ховой компании как «адвоката пациента» в ближайшие годы будет расти, а специали­сты СМО со временем будут снимать значи­тельный объем проблем, конфликтов, кото­рые неизбежно возникают у человека, когда он находится в одном из самых уязвимых своих состояний — состоянии пациента.

Похожие статьи

Что положено по ОМС мамам и папам: до и…

Повышение рождаемости и поддержка семьи входят в список национальных целей развития России, а у граждан, планирующих пополнение, появляется все больше возможностей…
Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным страховым продуктом

Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным…

Данный документ был принят во исполнение методических рекомендаций Банка России по управлению  финансовым продуктом.
24–25 апреля – Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025»

24–25 апреля – Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового…

24–25 апреля 2025 года состоится Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025».