• 11 декабря, 2022
  • 179

В КОСМОСЕ НУЖНЫ ПАРТНЕРЫ

Шутов Павел

Руководитель Центра космического страхования «Росгосстраха»

В КОСМОСЕ НУЖНЫ ПАРТНЕРЫ

Страхование космических рисков всегда требовало коллективной работы нескольких страховых компаний. Сегодня ввиду дефицита емкости в этом секторе рынка необходимо увеличивать собственные удержания страховщиков и привлекать к работе по перестрахованию рисков большее количество российских страховых компаний, не участвовавших ранее в этом бизнесе. В силу санкционных ограничений по перестрахованию космических рисков рынку необходимы и альтернативные международные связи, считает Павел Шутов, руководитель Центра космического страхования «Росгосстраха», Президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков.

Павел Шутов
Руководитель Центра космического
страхования «Росгосстраха»

Современные страховые технологии: Как устроено страхование космических рисков?

Павел Шутов: Каждый запуск — и граж­данский, и военный — сопровождает­ся заключением договора страхования гражданской ответственности с лимитом от 300 миллионов до нескольких милли­ардов рублей. Страхованием покрывается ущерб, который может быть причинен третьим лицам в случае аварийного запуска ракеты-носителя. Такой договор необходим в силу требований федерального закона «О космической деятельности». Остальные виды космического страхования являются добровольными.

Что касается страхования имущества, сейчас при каждом гражданском запуске страхуются ракета-носитель и космический аппарат, а также стартовый комплекс, с ко­торого происходит пуск. Военные запуски страхуются редко. В силу ограничений секретности страховщики часто не могут получить достаточный объем информации, чтобы оценить риски и принять объект на страхование. Еще большие сложно­сти с получением закрытой информации могут возникнуть при урегулировании убытка. У страховщиков, которые стра­хуют запуски, всегда есть специальная лицензия и допуск к государственной тайне, но по причине высокой стоимости космической техники и больших страховых сумм к договорам страхования космиче­ских рисков всегда привлекается большое количество партнеров по перестрахованию, у которых не всегда есть допуски соответ­ствующего статуса.

Страхование отряда космонавтов — это государственная программа. Договор заключается на год и обеспечивает страхо­ванием весь отряд космонавтов. Он похож на договор страхования от несчастных случаев, но включает специальные условия, соответствующие специфике выполняемой работы на Земле и в космосе. Каждый кос­монавт застрахован на время подготовки к полету, запуска и полета на МКС, работы на МКС, возвращения с орбиты, а также в период послеполетной реабилитации. До­говор на страхование «космонавта-туриста» всегда индивидуальный.

ССТ: Как страховщики в текущей ситуа­ции справляются с большими страховыми суммами?

П. Ш.: Страховой рынок справляет­ся с этим коллективно, объединяя свои собственные удержания в единые страхо­вые емкости. Обычно риски принимают 3–4 крупнейшие страховые компании, применяя механизм сострахования.

Например, почти все запуски этого года и прежних нескольких лет совместно застрахованы компаниями «Росгосстрах», «СОГАЗ» и «Ингосстрах». Программу стра­хования ответственности перед третьими лицами при запусках и страхование стар­товых комплексов совместно обеспечивают компании «Росгосстрах» и «СОГАЗ». В не­которых проектах к сострахованию привле­кались и другие страховщики.

Всегда используется схема перестрахова­ния рисков. До недавнего времени, помимо российских компаний, в перестраховании космических проектов в определенных до­лях участвовали все рынки — европейские, американские и азиатские. География пере­страхования была очень обширна. Сейчас, в связи с внешнеполитическими факторами и санкционными ограничениями, мы в ос­новном работаем только с российским рынком.

Сегодня компании российского рынка имеют тенденцию к увеличению собствен­ных удержаний. Ввиду дефицита емкости мы начинаем работать по перестрахова­нию с большим количеством российских страховщиков, которые ранее в этих рисках не участвовали. И мы постоянно работаем над поиском альтернативных международ­ных рынков.

ССТ: В каких направлениях осуществля­ется поиск?

П. Ш.: Мы активизировали контакты с партнерами в странах СНГ, с компания­ми Китая, Индии и других дружественных государств.

Проводим селекцию открытых рынков и выходим на контакт с зарубежными стра­ховыми компаниями, которые не участво­вали ранее в перестраховании космических рисков. Предоставляем информацию, объ­ясняем специфику космического страхова­ния, приглашаем к участию.

Ранее в условиях избытка космической ем­кости такой потребности не было. Сегодня задача поиска альтернативных перестрахо­вочных емкостей для космических рисков стала первостепенной.

Надо отметить, что с китайским рынком мы работаем достаточно давно на вхо­дящем и на исходящем перестраховании космических проектов. В Китае количество запусков достаточно большое, система космического страхования вполне раз­вита. Российские компании принимали риски китайских космических проектов и встречно передавали риски российских запусков в Китай. Была налажена вполне плодотворная взаимовыгодная работа. Однако санкции вызвали некоторые труд­ности и на этом секторе взаимодействия. Тем не менее, преодолевая препятствия, мы продолжаем работать с Китаем и на­деемся найти механизмы расширить наше сотрудничество.

ССТ: Что составляет наибольшие риски в космическом страховании?

П. Ш.: Элементы космической техники (космические аппараты, ракеты-носители и т. п.) нередко страхуются на всех этапах жизненного цикла. Договоры обеспечивают страховую защиту c начала производства, во время транспортировок, подготовки к запуску, самого запуска и эксплуатации в космосе космической техники.

Самый опасный этап — запуск, с момента отрыва от стартового стола до отделения космического аппарата. Процесс сопряжен с синхронной и четкой работой множества систем и элементов, неисправность или сбой в работе любого из них может приве­сти к аварии.

Кроме того, при запуске велика вероят­ность 100-процентной гибели имущества, на данном этапе просто невозможно ча­стичное повреждение. При запуске объект страхования — это единая связка ракеты-но­сителя и космического аппарата, а иногда сразу нескольких космических аппаратов, и если объект оценивается в 5–10 млрд руб., то страховая компания должна будет выпла­тить всю сумму.

Если страховой случай с космической техникой произойдет на Земле, возможна замена поврежденных элементов, устра­нение повреждений и частичная выплата. При страховании орбитальных рисков также возможен частичный выход аппарата из строя, бывает возможность проведения мероприятия по парированию нештатной ситуации, то есть существует вероятность неполной выплаты.

ССТ: Как проводится расчет ставки для космических запусков?

П. Ш.: Практически в каждом запуске есть свои нюансы и специфика: применяются новые элементы или системы ракет-носите­лей и космических аппаратов, разные схемы полетов, новые компоненты топлива и т. п. Поэтому ставки для страхования запусков рассчитываются индивидуально для разных космических миссий.

Перед каждым заключением договора проводятся конкурсные, тендерные про­цедуры. В последние годы чаще страхуют не единичные запуски, а сразу программу запусков, то есть 5–10 запусков космиче­ских аппаратов включаются в один договор.

ССТ: А страховые случаи тоже индиви­дуальны?

П. Ш.: Повторяющихся случаев практи­чески не бывает. По результатам каждого происшествия проводится очень подробное расследование с целью исключения повто­рения нештатных ситуаций. Причина любо­го происшествия должна быть установлена и устранена.

Наиболее резонансными и трудоемкими являются случаи, связанные с ответствен­ностью перед третьими лицами и причине­нием ущерба при аварийном запуске. Такие случаи бывают редко, но всегда имеют большой социальный резонанс. Приходит­ся изучать большое количество документов и формировать объемные выплатные дела. Урегулирование подобных убытков может длиться до года и более, пока все потерпев­шие не заявят свои претензии и по каждой не будет принято решение.

Выплаты по имуществу, какая бы сложная ни была авария, происходят достаточно быстро. Технические возможности сейчас позволяют быстро разобраться в причи­нах аварии. Например, на ракете-носителе сейчас устанавливаются видеокамеры, и вплоть до отделения космического ап­парата можно видеть все, что происходит. Это может помочь разобраться в причинах аварии в течение нескольких дней.

ССТ: Когда ракета «Протон-М» упала из-за неправильно установленных датчи­ков, это было признано страховым случа­ем? Можно ли было предъявить регресс­ное требование к заводу-изготовителю?

П. Ш.: В мировой практике исторически сложилось так, что суброгация (регрессные требования) по договорам космического страхования не применяется, за исключе­нием случаев умышленного причинения ущерба. Это прямо предусмотрено услови­ями договора. Данное невыгодное для стра­ховщиков условие учитывается при расчете тарифных ставок.

ССТ: Как будет развиваться космическое страхование в России?

П. Ш.: В условиях заблокированных традиционных перестраховочных рынков мы все больше будем наращивать перестра­хование внутри России, развивать отноше­ния с компаниями СНГ и дружественных государств, формировать альтернативные перестраховочные емкости.

Сейчас при взаимодействии со многими компаниями альтернативных рынков особо чувствительным препятствием являет­ся ограничение Центрального Банка РФ на работу с нерейтинговыми страховыми компаниями по перестрахованию. Напри­мер, даже у Белорусской национальной перестраховочной организации (БНПО) нет соответствующего рейтинга, и у нас возни­кают сложности в работе с ними. По этой же причине мы не можем работать с некоторы­ми китайскими партнерами и компаниями иных незаблокированных для перестрахо­вания государств. Сейчас мы рассматриваем возможность для обращения в ЦБ РФ через Российскую ассоциацию авиационных и кос­мических страховщиков, чтобы эти требова­ния по рейтингам смягчить или исключить. Возможность работы с новыми компаниями увеличила бы наши емкости для космиче­ского перестрахования.

Похожие статьи

В Москве прошел Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса»

В Москве прошел Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового…

24 и 25 апреля в Москве состоялся Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса». Мероприятие объединило на одной площадке ведущих андеррайтеров,…

Зетта Страхование стала генеральным партнером Всероссийского форума «Андеррайтинг и…

Группа «Зетта Страхование» продолжает поддерживать профессиональное сообщество андеррайтеров и выступает генеральным партнером Всероссийского форума «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025», который состоится…
Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным страховым продуктом

Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным…

Данный документ был принят во исполнение методических рекомендаций Банка России по управлению  финансовым продуктом.