• 11 декабря, 2022
  • 114

В КОСМОСЕ НУЖНЫ ПАРТНЕРЫ

Шутов Павел

Руководитель Центра космического страхования «Росгосстраха»

В КОСМОСЕ НУЖНЫ ПАРТНЕРЫ

Страхование космических рисков всегда требовало коллективной работы нескольких страховых компаний. Сегодня ввиду дефицита емкости в этом секторе рынка необходимо увеличивать собственные удержания страховщиков и привлекать к работе по перестрахованию рисков большее количество российских страховых компаний, не участвовавших ранее в этом бизнесе. В силу санкционных ограничений по перестрахованию космических рисков рынку необходимы и альтернативные международные связи, считает Павел Шутов, руководитель Центра космического страхования «Росгосстраха», Президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков.

Павел Шутов
Руководитель Центра космического
страхования «Росгосстраха»

Современные страховые технологии: Как устроено страхование космических рисков?

Павел Шутов: Каждый запуск — и граж­данский, и военный — сопровождает­ся заключением договора страхования гражданской ответственности с лимитом от 300 миллионов до нескольких милли­ардов рублей. Страхованием покрывается ущерб, который может быть причинен третьим лицам в случае аварийного запуска ракеты-носителя. Такой договор необходим в силу требований федерального закона «О космической деятельности». Остальные виды космического страхования являются добровольными.

Что касается страхования имущества, сейчас при каждом гражданском запуске страхуются ракета-носитель и космический аппарат, а также стартовый комплекс, с ко­торого происходит пуск. Военные запуски страхуются редко. В силу ограничений секретности страховщики часто не могут получить достаточный объем информации, чтобы оценить риски и принять объект на страхование. Еще большие сложно­сти с получением закрытой информации могут возникнуть при урегулировании убытка. У страховщиков, которые стра­хуют запуски, всегда есть специальная лицензия и допуск к государственной тайне, но по причине высокой стоимости космической техники и больших страховых сумм к договорам страхования космиче­ских рисков всегда привлекается большое количество партнеров по перестрахованию, у которых не всегда есть допуски соответ­ствующего статуса.

Страхование отряда космонавтов — это государственная программа. Договор заключается на год и обеспечивает страхо­ванием весь отряд космонавтов. Он похож на договор страхования от несчастных случаев, но включает специальные условия, соответствующие специфике выполняемой работы на Земле и в космосе. Каждый кос­монавт застрахован на время подготовки к полету, запуска и полета на МКС, работы на МКС, возвращения с орбиты, а также в период послеполетной реабилитации. До­говор на страхование «космонавта-туриста» всегда индивидуальный.

ССТ: Как страховщики в текущей ситуа­ции справляются с большими страховыми суммами?

П. Ш.: Страховой рынок справляет­ся с этим коллективно, объединяя свои собственные удержания в единые страхо­вые емкости. Обычно риски принимают 3–4 крупнейшие страховые компании, применяя механизм сострахования.

Например, почти все запуски этого года и прежних нескольких лет совместно застрахованы компаниями «Росгосстрах», «СОГАЗ» и «Ингосстрах». Программу стра­хования ответственности перед третьими лицами при запусках и страхование стар­товых комплексов совместно обеспечивают компании «Росгосстрах» и «СОГАЗ». В не­которых проектах к сострахованию привле­кались и другие страховщики.

Всегда используется схема перестрахова­ния рисков. До недавнего времени, помимо российских компаний, в перестраховании космических проектов в определенных до­лях участвовали все рынки — европейские, американские и азиатские. География пере­страхования была очень обширна. Сейчас, в связи с внешнеполитическими факторами и санкционными ограничениями, мы в ос­новном работаем только с российским рынком.

Сегодня компании российского рынка имеют тенденцию к увеличению собствен­ных удержаний. Ввиду дефицита емкости мы начинаем работать по перестрахова­нию с большим количеством российских страховщиков, которые ранее в этих рисках не участвовали. И мы постоянно работаем над поиском альтернативных международ­ных рынков.

ССТ: В каких направлениях осуществля­ется поиск?

П. Ш.: Мы активизировали контакты с партнерами в странах СНГ, с компания­ми Китая, Индии и других дружественных государств.

Проводим селекцию открытых рынков и выходим на контакт с зарубежными стра­ховыми компаниями, которые не участво­вали ранее в перестраховании космических рисков. Предоставляем информацию, объ­ясняем специфику космического страхова­ния, приглашаем к участию.

Ранее в условиях избытка космической ем­кости такой потребности не было. Сегодня задача поиска альтернативных перестрахо­вочных емкостей для космических рисков стала первостепенной.

Надо отметить, что с китайским рынком мы работаем достаточно давно на вхо­дящем и на исходящем перестраховании космических проектов. В Китае количество запусков достаточно большое, система космического страхования вполне раз­вита. Российские компании принимали риски китайских космических проектов и встречно передавали риски российских запусков в Китай. Была налажена вполне плодотворная взаимовыгодная работа. Однако санкции вызвали некоторые труд­ности и на этом секторе взаимодействия. Тем не менее, преодолевая препятствия, мы продолжаем работать с Китаем и на­деемся найти механизмы расширить наше сотрудничество.

ССТ: Что составляет наибольшие риски в космическом страховании?

П. Ш.: Элементы космической техники (космические аппараты, ракеты-носители и т. п.) нередко страхуются на всех этапах жизненного цикла. Договоры обеспечивают страховую защиту c начала производства, во время транспортировок, подготовки к запуску, самого запуска и эксплуатации в космосе космической техники.

Самый опасный этап — запуск, с момента отрыва от стартового стола до отделения космического аппарата. Процесс сопряжен с синхронной и четкой работой множества систем и элементов, неисправность или сбой в работе любого из них может приве­сти к аварии.

Кроме того, при запуске велика вероят­ность 100-процентной гибели имущества, на данном этапе просто невозможно ча­стичное повреждение. При запуске объект страхования — это единая связка ракеты-но­сителя и космического аппарата, а иногда сразу нескольких космических аппаратов, и если объект оценивается в 5–10 млрд руб., то страховая компания должна будет выпла­тить всю сумму.

Если страховой случай с космической техникой произойдет на Земле, возможна замена поврежденных элементов, устра­нение повреждений и частичная выплата. При страховании орбитальных рисков также возможен частичный выход аппарата из строя, бывает возможность проведения мероприятия по парированию нештатной ситуации, то есть существует вероятность неполной выплаты.

ССТ: Как проводится расчет ставки для космических запусков?

П. Ш.: Практически в каждом запуске есть свои нюансы и специфика: применяются новые элементы или системы ракет-носите­лей и космических аппаратов, разные схемы полетов, новые компоненты топлива и т. п. Поэтому ставки для страхования запусков рассчитываются индивидуально для разных космических миссий.

Перед каждым заключением договора проводятся конкурсные, тендерные про­цедуры. В последние годы чаще страхуют не единичные запуски, а сразу программу запусков, то есть 5–10 запусков космиче­ских аппаратов включаются в один договор.

ССТ: А страховые случаи тоже индиви­дуальны?

П. Ш.: Повторяющихся случаев практи­чески не бывает. По результатам каждого происшествия проводится очень подробное расследование с целью исключения повто­рения нештатных ситуаций. Причина любо­го происшествия должна быть установлена и устранена.

Наиболее резонансными и трудоемкими являются случаи, связанные с ответствен­ностью перед третьими лицами и причине­нием ущерба при аварийном запуске. Такие случаи бывают редко, но всегда имеют большой социальный резонанс. Приходит­ся изучать большое количество документов и формировать объемные выплатные дела. Урегулирование подобных убытков может длиться до года и более, пока все потерпев­шие не заявят свои претензии и по каждой не будет принято решение.

Выплаты по имуществу, какая бы сложная ни была авария, происходят достаточно быстро. Технические возможности сейчас позволяют быстро разобраться в причи­нах аварии. Например, на ракете-носителе сейчас устанавливаются видеокамеры, и вплоть до отделения космического ап­парата можно видеть все, что происходит. Это может помочь разобраться в причинах аварии в течение нескольких дней.

ССТ: Когда ракета «Протон-М» упала из-за неправильно установленных датчи­ков, это было признано страховым случа­ем? Можно ли было предъявить регресс­ное требование к заводу-изготовителю?

П. Ш.: В мировой практике исторически сложилось так, что суброгация (регрессные требования) по договорам космического страхования не применяется, за исключе­нием случаев умышленного причинения ущерба. Это прямо предусмотрено услови­ями договора. Данное невыгодное для стра­ховщиков условие учитывается при расчете тарифных ставок.

ССТ: Как будет развиваться космическое страхование в России?

П. Ш.: В условиях заблокированных традиционных перестраховочных рынков мы все больше будем наращивать перестра­хование внутри России, развивать отноше­ния с компаниями СНГ и дружественных государств, формировать альтернативные перестраховочные емкости.

Сейчас при взаимодействии со многими компаниями альтернативных рынков особо чувствительным препятствием являет­ся ограничение Центрального Банка РФ на работу с нерейтинговыми страховыми компаниями по перестрахованию. Напри­мер, даже у Белорусской национальной перестраховочной организации (БНПО) нет соответствующего рейтинга, и у нас возни­кают сложности в работе с ними. По этой же причине мы не можем работать с некоторы­ми китайскими партнерами и компаниями иных незаблокированных для перестрахо­вания государств. Сейчас мы рассматриваем возможность для обращения в ЦБ РФ через Российскую ассоциацию авиационных и кос­мических страховщиков, чтобы эти требова­ния по рейтингам смягчить или исключить. Возможность работы с новыми компаниями увеличила бы наши емкости для космиче­ского перестрахования.

Похожие статьи

22 мая – Митап «Андеррайтинг в массовом страховании: на…

Митап «Андеррайтинг в массовом страховании: на какие тренды обратить внимание в 2024 году» пройдет 22 мая 2024 года в AZIMUT City Hotel Olympic…

Общественное восприятие роли учителей и преподавателей

Общественное восприятие роли учителей и преподавателей было в центре внимания на совместном рабочем семинаре кафедр Финуниверситета «Финансовый контроль и казначейское дело»…

Факторы, оказывающие влияние на результаты реализации национального проекта «Образование»

Перспективы и проблемы развития молодежной политики обсудили на совместном рабочем семинаре кафедр Финансового факультета Финуниверситета: «Финансовый контроль и казначейское дело», «Страхование…