- 11 декабря, 2022
- 182
ПОРА АДАПТИРОВАТЬСЯ
Так сложилось, что наш страховой рынок стал развиваться позже международного и европейского, в частности на который мы многие годы ориентировались. Но если раньше такой подход был оправданным, то сейчас и экспертизы отечественных страховщиков, и емкости рынка, с учетом принятых Банком России по поддержке страхового рынка в целом и АО РНПК в частности, вполне достаточно, чтобы обеспечивать в случае необходимости автономную работу. Президент — председатель правления АО «РНПК» Наталья Карпова рассказывает о том, как перевести страховые правоотношения к нормам российского законодательства и текущей реальности.
Современные страховые технологии: Российский страховой рынок всегда был тесно связан с европейским и американским перестрахованием. Как изменилась ситуация сейчас?
Наталья Карпова: Безусловно, мы исторически сильно ориентировались на международные подходы при страховании большинства крупных рисков. Чаще всего договоры были основаны на английском или европейском законодательстве, потому что на этом настаивали перестраховщики.
Кроме того, сами страхователи настаивали на том, чтобы перестрахование преимущественно происходило именно на Западе, так как считали, что это придаст дополнительную надежность договору страхования, заключенному с российской страховой компанией. Наверное, в 1990-е, когда наш рынок только формировался, такой подход был оправдан. Да и перестраховочной емкости на российском рынке было мало.
Но в последние годы экспертизы наших специалистов уже достаточно, чтобы совершенно профессионально котировать многие сложные риски. При этом все понимали, что западные перестраховщики котировали наши риски, ориентируясь на негативные события во всем мире, а не только на те, которые происходят в России. Поэтому очень часто последствия катастроф, которые ни в коей мере не относились к России, сказывались на стоимости перестрахования для российских договоров.
Также хочу дополнительно подчеркнуть, что считалось, что западные перестраховщики очень хорошо платят. Возможно, когда-то это и соответствовало действительности, но с февраля 2022 года все изменилось. Сейчас основная проблема большинства страховщиков — как получить свои убытки, которые «зависли» на западном рынке. Самое печальное, что эти убытки относятся к тем договорам, в которых сами клиенты принуждали страховщика к западному перестрахованию. Сейчас есть большая вероятность того, что эти деньги никогда не будут получены.
ССТ: Какие проблемы возникают, когда договоры заключены по иностранному праву?
Н. К.: В страховании очень многое основано на праве, чаще всего английском или европейском. Но западное законодательство не совпадает с нашим. Так, в Англии, как известно, действует прецедентное право. Предположим, там при каких-то определенных условиях принимается некое решение. Значит, страхователи и страховщики в дальнейшем уже понимают, что аналогичные обстоятельства будут рассматриваться так же. Только к нам это не имеет отношения. Вполне может оказаться, что на базе российского законодательства аналогичное решение вынести нельзя. И страховщик, и страхователь могут трактовать ситуацию каждый в свою пользу. В результате становятся непонятны обязательства сторон и порядок их исполнения. Мы сейчас понимаем, что эти условия нужно пересматривать применительно к нашему законодательству, чтобы понять, как они будут работать.
ССТ: Приведение условий страхования к российскому законодательству — это большая работа?
Н. К.: Да, большая. Нужно будет пересмотреть все договоры и все оговорки, которые были прописаны, исходя из того, что решение по убыткам будет приниматься не в России, а за рубежом. Таких догово ров — тысячи, их нужно систематизировать и структурировать. Объем работы будет, скорее всего, различаться по видам страхования. Например, в авиации оговорки единообразны, и самих рисков не так много: если мы меняем оговорки, то переносим их сразу во все договоры страхования авиационных рисков.
Однако это не все. Ситуация на рынке изменилась не только в правовых аспектах, но и в рисковой части тоже. Например, она изменилась с точки зрения технического обслуживания самолетов и закупки запчастей. Эти и другие нюансы должны учитываться в новых договорах и при пролонгации текущих. Сейчас мы начинаем работу, которая займет минимум два года. Мы должны привести все документы к единому пониманию у всех сторон. В ряде случаев нужно будет коренным образом перерабатывать договоры, чтобы они отражали реальность правовой ситуации.
ССТ: Как изменившаяся ситуация повлияет на ценообразование?
Н. К.: Ценообразование в перестраховании, конечно, всегда было привязано к международному, и пока рынок работает по старым условиям, мы не можем оценить, насколько цена адекватна для российского рынка. Всем очевидно, что у нас должно быть свое ценообразование, своя статистика, свои убытки, свои подходы. Нам не нужны чужие ураганы и аварии.
Нам нужно опираться на свои данные и свою статистику.
ССТ: Кто может оценить справедливость страхового тарифа?
Н. К.: Этой работой мы будем заниматься в ближайшие годы. Мы начнем с самых крупных сегментов, таких как индустриальные риски, авиация, космос, урожай, морские и грузовые риски. Двигаясь планомерно по каждому сегменту, мы будем поднимать все данные, всю статистику, проводить сравнительный анализ и моделирование.
Несколькими методами мы будем рассчитывать справедливый тариф. Это масштабная работа, в которой нам очень нужна поддержка страховщиков, которые владеют большим массивом данных, а также страхователей и профессиональных объединений. Мы планомерно накапливаем не только статистику, но и данные обо всех застрахованных объектах. Собрав, обработав, проанализировав все данные об убытках, объектах и тенденциях, мы сможем предложить рынку справедливые тарифы и условия.
Безусловно, в отдельных случаях данных только российского рынка будет недостаточно для того, чтобы собрать необходимые сведения. Это касается в первую очередь очень редких даже по мировым масштабам событий — таких, например, как аварии на атомных станциях, офшорных платформах, крупные разливы нефтяных танкеров и т. д.
Как нам кажется, для значительной части рисков поставленная задача вполне решаема. Но еще раз хотелось бы подчеркнуть, что без активного участия страховщиков, в первую очередь крупных, это будет сделать невозможно.
ССТ: Какой статистикой вы будете пользоваться? Это данные страховщиков, МЧС или какие-то иные?
Н. К.: В разных случаях это будут разные данные. Если говорить про крупное имущество, то нам нужна статистика страховщиков относительно застрахованных портфелей и убытков по ним, инженерные отчеты. Но если мы будем анализировать ситуацию с урожаем, то по статистике страховщиков мы мало что увидим, так как проникновение страхования на этом рынке низкое. Здесь нужны данные Росстата, Минсельхоза, построение моделей.
Безусловно, мы будем использовать любую доступную информацию, применять все известные методы и подходы, чтобы в конечном итоге прийти к более справедливому и прозрачному ценообразованию в самое ближайшее время. Это очень важная и большая работа для всего российского страхового рынка, результаты которой невозможно переоценить.