- 11 декабря, 2022
- 182
РЕСУРСОВ ХВАТИТ
Иностранные страховщики ушли с рынка, а их клиенты и страховые взносы перераспределились среди российских компаний. Как «Ингосстрах» использует новые возможности в период турбулентности, рассказывает заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу компании «Ингосстрах» Алексей Галахов.
Современные страховые технологии: Какие тренды существуют сегодня в корпоративном страховании?
Алексей Галахов: Какой-то стремительной динамики в сегменте корпоративного страхования нет. По итогам полугодия рост рынка составил несколько процентов. Отчасти это объясняется колебаниями курса валют в начале года. «Ингосстрах» работает в соответствии с давно утвержденным планом. Мы не драматизируем ситуацию, но и роста рынка не закладываем.
За последние полгода из России ушли многие западные компании, которые практически всегда страховали свое имущество. Но производства не закрылись повсеместно: где-то произошла продажа бизнеса, где-то государство взяло производственные мощности под свой контроль. Конечно, объемы востребованной страховой защиты стали несколько меньше. Происходит коррекция страхования товарных остатков на складах, если нет новых поступлений из-за сворачивания компанией деятельности в России. Но недвижимость или производство не останутся без страховой защиты. И несмотря на то, что при смене собственника может быть заменен и страховщик, объем премий для страхового рынка в целом сохраняется.
Мы работаем в новой экономической реальности уже почти 9 месяцев, и я убежден, что ресурсов хватит, убытки будут оплачены, деньги клиентами получены.
ССТ: Были периоды, когда страховщики практически отказывались принимать на страхование склады. Что происходит сейчас?
А. Г.: Несколько лет назад мы в очередной раз провели ревизию нашего портфеля и пришли к выводу, что применяемые тарифы недостаточны для формирования адекватных резервов и ведения прибыльного бизнеса. Сегодня ситуация повторяется и усугубляется, на рынке крупные убытки, необходимо снова переосмысливать ставки и риски.
Все видели в прямом эфире пожар на складе «Озона», где мы — основной страховщик. Возможная цена этого убытка равна примерно 5 % годовой страховой премии всего рынка корпоративного страхования. Страхование складских рисков при отсутствии новых похожих случаев, что маловероятно, может стать прибыльным только лет через 20. При этом нужно отметить, что именно на случай таких масштабных катастроф клиенты и приобретают страховую защиту. Основной вопрос — частотность таких громких и дорогих событий и адекватность эксплуатируемых на объектах противопожарных средств и применяемых мер защиты от пожаров.
Основная часть принимаемых складских рисков подлежит предстраховому осмотру. «Озон» не был исключением, наши инженеры осмотрели склады, страхователю были даны рекомендации по повышению безопасности. Рекомендации в основном были выполнены. Идеального уровня защищенности объекта, к сожалению, не бывает, во всяком случае я ни разу в инженерных отчетах не встречал максимальных 100 баллов по соответствующей шкале.
ССТ: Государственный контроль, например, со стороны пожарных инспекций, дублирует контроль страховой компании или это разные виды контроля?
А. Г.: Конечно, но у нас совсем разные функции. Государственные контролирующие органы могут выдавать предписания об устранении нарушений, останавливать деятельность, закрывать обьекты, привлекать к административной и уголовной ответственности. Страховщик же может при выявлении нарушений предложить повысить тариф, предложить прекратить страхование по причине увеличения степени риска, в отличие от изначально заявленной. Может просто отказаться принять новый объект на страхование, поскольку по оценке страховщика страховой случай наступит с такой высокой степенью вероятности, что это перестает быть случайным событием, т. е. это уже не страхование.
ССТ: Как рынок сегодня справляется с перестрахованием?
А. Г.: Нормально справляется.
Мы работаем в новой экономической реальности уже почти 9 месяцев, и я убежден, что ресурсов хватит, убытки будут оплачены, деньги клиентами получены. У РНПК только госгарантий на сумму более чем 0,5 трлн руб. Считаю, что никому не нужно беспокоиться и нервировать клиентов.
ССТ: Как вы работаете с рисками перерыва в производстве?
А. Г.: Перерывы в производстве — это «болевая точка» и для клиентов, и для страховщиков.
Страхование призвано компенсировать потери, связанные с остановкой бизнеса и необходимым восстановлением. Но если оборудование, запасные части, комплектующие и прочее поставлялись из других стран, то сейчас таких поставок, вероятно, уже не будет. И вероятность простоя производства из-за отсутствия комплектующих повышается. Можно ли такие риски сейчас в принципе принимать на страхование?
Конечно, надо анализировать ситуацию в каждом конкретном случае: на каком оборудовании работает клиент, какие есть варианты его замещения, замены, ремонта при поломке. Многое будет зависеть и от позиции РНПК в отношении перестрахования рисков перерыва в производстве.
ССТ: За последние несколько лет, начиная с периода пандемии, произошли существенные изменения в логистике. Что сейчас происходит со страхованием грузов?
А. Г.: Когда я некоторое время назад пришел работать в «Ингосстрах», он для внутренней аудитории носил название «Главное управление иностранного страхования СССР». Нас клиенты и партнеры во всем мире знают еще с советских времен. У нас сегодня нет никаких ограничений на работу с нашими партнерами. Мы предоставляем услуги по страхованию грузов в полном объеме. При этом если раньше мы, Россия, экспортировали наши товары традиционно в одних направлениях, то сегодня количество этих направлений, логистических маршрутов, увеличивается. Соответственно, растет потребность в страховании грузов, так что этот сегмент рынка будет серьезно развиваться.
Более того, к нам приходит дополнительный бизнес. Факторов роста портфеля достаточно много, но и узнаваемость бренда, доверие к имени — это немало. Во времена кризисов, турбулентности клиенты пытаются получить больше уверенности именно за счет того, что обращаются к надежному, известному бренду. Возможно, это какая-то внутренняя потребность клиента вернуться к стабильности и предсказуемости.
Мы многому научились за прошедшие годы и готовы предоставить нашим клиентам максимальный уровень сервиса и качества страхового продукта. «Ингосстрах» уже 75 лет ведет бизнес в лучших традициях международной торговли. Поэтому я уверен, что риски наших клиентов — в надежных руках.