• 10 мая, 2023
  • 119

ВОКРУГ БУКВЫ S

Коликова Ирина

Заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности компании «Ингосстрах»

ВОКРУГ БУКВЫ S

Несмотря на определенные трудности, возникающие в последнее время с публикацией отчетных данных, страховые компании находятся в поиске баланса, который позволит раскрывать информацию по ESG-направлениям, избегая негативных последствий для бизнеса. Заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности страховой компании «Ингосстрах» Ирина Коликова поделилась планами компании по развитию ESG-повестки на 2023 год.

Ирина Коликова

Ирина Коликова
Заместитель генерального директора
по финансово-экономической
деятельности страховой компании
«Ингосстрах»

Современные страховые технологии: Насколько тема ESG актуальна сегодня для страховых компаний?

Ирина Коликова: Мы все ориентиру­емся на вектор, заданный регулятором. Банк России писал и говорил о том, что тема устойчивого развития важна и что ее планируется развивать. Сейчас нет требо­ваний о регулярном предоставлении в ЦБ РФ данных по этой теме. Но отдельные вопросы по теме устойчивого развития от Центрального банка мы периодически получаем. Например, последний запрос ре­гулятора касался ведения инвестиционной деятельности с элементами ESG.

Таким образом, вопросы от Банка России поступают, но насколько активно зани­маться ESG-тематикой определяет сама страховая компания. Ровно так же сама компания решает, что включать в нефи­нансовую отчетность. Из отчета очень хорошо видно, начала ли компания только заниматься ESG-проектами или уже давно живет этой проблематикой.

ССТ: А как ваша компания относится к инвестиционной деятельности с элемен­тами ESG?

И. К.: Мы знаем, что есть компании, которые выпускают облигации с грифом ESG. Они проходят определенную цепочку согласований, получают необходимый рей­тинг и выходят на торговые площадки — на Московскую биржу, например. Безус­ловно, Центральному банку интересно, как страховые компании, которые являются серьезными инвесторами, пользуются эти­ми инструментами.

Мы регулятору ответили честно. И не ошибусь, если скажу, что такой ответ дают все страховщики. Тема устойчивого развития, безусловно, привлекает внима­ние к сравнительно новым инвестицион­ным инструментам. Но пока мы не видим, влияет ли пометка ESG на финансовый ре­зультат в большую или меньшую сторону.

Если мы говорим о каких-то небольших компаниях, то для них тематика ESG — хороший способ заявить о себе. Несмо­тря на то, что мы — большая компания, мы играем вдолгую. Тема устойчивого развития нам интересна, но она требует определенного времени на осмысление.

ССТ: Какие темы для своей нефинансо­вой отчетности выбирает «Ингосстрах»?

И. К.: На мой взгляд, очень важна связь нефинансовой отчетности с теми целями, которые ставит перед собой компания. Из 17 целей устойчивого развития, утвержден­ных ООН, мы выбрали для себя несколько: здоровье и благополучие, качественное образование, достойная работа и эконо­мический рост, инновации, ответственное потребление, партнерство и климат, потому что компания страхует эти риски.

По этим направлениям мы определи­ли для себя те нефинансовые показате­ли, за которыми следим. Нефинансовая отчетность дополняет финансовую и дает возможность принимать более взвешенные решения на долгосрочную перспективу. Не­важно, касаются ли эти решения развития компании или инвестиционной деятель­ности. Чем лучше команда осведомлена о деятельности компании, тем больше у нас всех инструментов для принятия более взвешенных решений совместно, всем коллективом, и движения к будущему. Это и есть суть устойчивого развития.

ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ «ИНГОССТРАХ», ВЫБРАННЫЕ ИЗ УТВЕРЖДЕННЫХ ООН 17 ЦЕЛЕЙ ESG

ССТ: Как информация из нефинансовой отчетности вашей компании учитывается в рейтингах или рэнкингах?

И. К.: Действительно, есть некоторое количество рэнкингов, составляемых уважаемыми рейтинговыми агентствами. Они пользуются доступной информацией из открытых источников, в том числе — наших отчетов.

В чем ирония? Например, одна из «лю­бимых» тем таких исследований — соот­ношение мужчин и женщин в коллективе компании. Мы проанализировали нашу статистику и увидели, что для нас это не проблема: в «Ингосстрахе» примерно равное соотношение мужчин и женщин как в руководстве компании, так и в коллекти­ве. Поэтому мы не выбрали этот показатель как индикативный. Вместе с тем, когда рейтинговые агентства составляют рэнкин­ги и просматривают нефинансовые отчеты, то отсутствие этого показателя в отчетно­сти расценивается как минус. Несправед­ливо, что на наше положение в рэнкинге влияет тема, которая для нас не приоритет­на. Поэтому при составлении нефинансо­вой отчетности приходится думать о том, какие показатели в него включить. То есть, какие показатели будут интересны рынку, даже если внутри компании они не являют­ся ключевыми.

Также важным моментом является рас­крытие информации в текущих условиях. Центральный банк в прошлом году ввел некие послабления в части раскрытия информации, но эти сведения запраши­вают наши партнеры, и сейчас большая часть послаблений отменена. Нам хочется рассказывать о себе.

Таким образом, сейчас важно найти необходимый баланс: как опубликовать информацию, раскрытие которой рань­ше считалось абсолютно естественным, но не спровоцировать негативных по­следствий для бизнеса. Сейчас это серьез­ный вызов для всех, кто готовит годовые отчеты.

«ЗЕЛЕНЫЙ ОФИС»

ССТ: Интересуются ли сотрудники и клиенты страховой компании инфор­мацией по теме устойчивого развития? Насколько для них важен ESG-рейтинг компании?

И. К.: Физических лиц можно разделить на две категории — клиентов и сотруд­ников. Для сотрудников, особенно для молодых, тема устойчивого развития очень важна. Прямо сейчас именно буква S — социальная политика — встает во главу угла. Нужно сделать так, чтобы сотрудни­кам было интересно работать. Они должны осознавать, что пришли на работу в компа­нию, которая не просто банально зарабаты­вает деньги, но созидает что-то важное.

Что касается клиентов, то сейчас мы ка­кого-то спроса на информацию по теме устойчивого развития не видим. В свое время в компании запускались продукты, которые могли быть направлены на ESG-те­матику. Например, в «Ингосстрахе» были продукты с телематикой: водителям автоматически передавалась информация, если их режим вождения был рисковый. Сейчас мы изучаем такие направления де­ятельности, чтобы объединить активности с нашими клиентами. Это не значит, что клиенты сами интересуются. Это значит, что мы приглашаем клиентов проводить эти мероприятия вместе.

Такие акции всегда хорошо воспринима­ются. Улучшает ли это имидж компании? Однозначно — да. Кто должен быть пер­вым: клиент должен прийти с инициати­вой, или мы должны прийти к клиенту и пригласить его? В нашей компании пока, скорее, второе. Мы сейчас только готовим­ся к таким совместным акциям.

ССТ: Какие у компании планы на этот год?

И. К.: Как уже говорилось выше, основное направление работы будет выстраиваться вокруг буквы S. Это социально значимые проекты, которые развернуты лицом к клиенту. Одновременно они направлены на то, чтобы сотрудникам было интересно работать в компании. Эта активность будет неразрывно связана с развитием бренда компании.

Мы планируем большой спектр меропри­ятий по работе со студентами-стажерами и развитию кадрового резерва компании. Кроме того, в планах есть работа в направ­лении создания так называемого «зеленого офиса».

Самое главное — это расширение системы показателей, которая даст более глубокое осознание, как мы движемся по выбранным направлениям. Когда мы будем достаточно оснащены знаниями о деятельности компа­нии по уже существующим проектам, когда сможем четко понимать, как эти показатели анализируются Центробанком или рейтин­говыми агентствами, тогда можно будет выстраивать наиболее долговременную стратегию, применяя системный анализ.

Именно такой подход даст возможность сделать акцент на устойчивом развитии компании.

БУКВА S В ESG

Социальная политика как составляющая ESG предполагает широкое влияние деятельности компании на общество, учитывает взаимо­отношения с сотрудниками, поставщиками, клиентами, корпоративную культуру и соци­ально-этические обязательства организации. Этот фактор позволяет дать оценку стандартов взаимодействия работодателя с сотрудника­ми, справедливой заработной платы и других социальных вопросов, волнующих общество.

Похожие статьи

Страховая компания «Ингосстрах-Жизнь» подтвердила высший Рейтинг привлекательности работодателя на…

Аналитический центр «БизнесДром» подтвердил страховой компании «Ингосстрах-Жизнь» наивысший рейтинг привлекательности работодателя – уровень A.hr (очень высокий).
КАДРЫ: ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ

КАДРЫ: ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ

Преодолеть непростую ситуацию с кадровым дефицитом на финансовом рынке можно лишь общими усилиями и ресурсами, консолидация которых позволит быстрее перейти к…
РЫНКУ НУЖНА СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ

РЫНКУ НУЖНА СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ

Бытует мнение, что страховой сектор в связи со стремительным сокращением количества компаний за последние 10 лет в настоящее время перенасыщен кадрами.…