- 10 мая, 2023
- 119
ВОКРУГ БУКВЫ S
Несмотря на определенные трудности, возникающие в последнее время с публикацией отчетных данных, страховые компании находятся в поиске баланса, который позволит раскрывать информацию по ESG-направлениям, избегая негативных последствий для бизнеса. Заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности страховой компании «Ингосстрах» Ирина Коликова поделилась планами компании по развитию ESG-повестки на 2023 год.
Ирина Коликова
Заместитель генерального директора
по финансово-экономической
деятельности страховой компании
«Ингосстрах»
Современные страховые технологии: Насколько тема ESG актуальна сегодня для страховых компаний?
Ирина Коликова: Мы все ориентируемся на вектор, заданный регулятором. Банк России писал и говорил о том, что тема устойчивого развития важна и что ее планируется развивать. Сейчас нет требований о регулярном предоставлении в ЦБ РФ данных по этой теме. Но отдельные вопросы по теме устойчивого развития от Центрального банка мы периодически получаем. Например, последний запрос регулятора касался ведения инвестиционной деятельности с элементами ESG.
Таким образом, вопросы от Банка России поступают, но насколько активно заниматься ESG-тематикой определяет сама страховая компания. Ровно так же сама компания решает, что включать в нефинансовую отчетность. Из отчета очень хорошо видно, начала ли компания только заниматься ESG-проектами или уже давно живет этой проблематикой.
ССТ: А как ваша компания относится к инвестиционной деятельности с элементами ESG?
И. К.: Мы знаем, что есть компании, которые выпускают облигации с грифом ESG. Они проходят определенную цепочку согласований, получают необходимый рейтинг и выходят на торговые площадки — на Московскую биржу, например. Безусловно, Центральному банку интересно, как страховые компании, которые являются серьезными инвесторами, пользуются этими инструментами.
Мы регулятору ответили честно. И не ошибусь, если скажу, что такой ответ дают все страховщики. Тема устойчивого развития, безусловно, привлекает внимание к сравнительно новым инвестиционным инструментам. Но пока мы не видим, влияет ли пометка ESG на финансовый результат в большую или меньшую сторону.
Если мы говорим о каких-то небольших компаниях, то для них тематика ESG — хороший способ заявить о себе. Несмотря на то, что мы — большая компания, мы играем вдолгую. Тема устойчивого развития нам интересна, но она требует определенного времени на осмысление.
ССТ: Какие темы для своей нефинансовой отчетности выбирает «Ингосстрах»?
И. К.: На мой взгляд, очень важна связь нефинансовой отчетности с теми целями, которые ставит перед собой компания. Из 17 целей устойчивого развития, утвержденных ООН, мы выбрали для себя несколько: здоровье и благополучие, качественное образование, достойная работа и экономический рост, инновации, ответственное потребление, партнерство и климат, потому что компания страхует эти риски.
По этим направлениям мы определили для себя те нефинансовые показатели, за которыми следим. Нефинансовая отчетность дополняет финансовую и дает возможность принимать более взвешенные решения на долгосрочную перспективу. Неважно, касаются ли эти решения развития компании или инвестиционной деятельности. Чем лучше команда осведомлена о деятельности компании, тем больше у нас всех инструментов для принятия более взвешенных решений совместно, всем коллективом, и движения к будущему. Это и есть суть устойчивого развития.
ССТ: Как информация из нефинансовой отчетности вашей компании учитывается в рейтингах или рэнкингах?
И. К.: Действительно, есть некоторое количество рэнкингов, составляемых уважаемыми рейтинговыми агентствами. Они пользуются доступной информацией из открытых источников, в том числе — наших отчетов.
В чем ирония? Например, одна из «любимых» тем таких исследований — соотношение мужчин и женщин в коллективе компании. Мы проанализировали нашу статистику и увидели, что для нас это не проблема: в «Ингосстрахе» примерно равное соотношение мужчин и женщин как в руководстве компании, так и в коллективе. Поэтому мы не выбрали этот показатель как индикативный. Вместе с тем, когда рейтинговые агентства составляют рэнкинги и просматривают нефинансовые отчеты, то отсутствие этого показателя в отчетности расценивается как минус. Несправедливо, что на наше положение в рэнкинге влияет тема, которая для нас не приоритетна. Поэтому при составлении нефинансовой отчетности приходится думать о том, какие показатели в него включить. То есть, какие показатели будут интересны рынку, даже если внутри компании они не являются ключевыми.
Также важным моментом является раскрытие информации в текущих условиях. Центральный банк в прошлом году ввел некие послабления в части раскрытия информации, но эти сведения запрашивают наши партнеры, и сейчас большая часть послаблений отменена. Нам хочется рассказывать о себе.
Таким образом, сейчас важно найти необходимый баланс: как опубликовать информацию, раскрытие которой раньше считалось абсолютно естественным, но не спровоцировать негативных последствий для бизнеса. Сейчас это серьезный вызов для всех, кто готовит годовые отчеты.
ССТ: Интересуются ли сотрудники и клиенты страховой компании информацией по теме устойчивого развития? Насколько для них важен ESG-рейтинг компании?
И. К.: Физических лиц можно разделить на две категории — клиентов и сотрудников. Для сотрудников, особенно для молодых, тема устойчивого развития очень важна. Прямо сейчас именно буква S — социальная политика — встает во главу угла. Нужно сделать так, чтобы сотрудникам было интересно работать. Они должны осознавать, что пришли на работу в компанию, которая не просто банально зарабатывает деньги, но созидает что-то важное.
Что касается клиентов, то сейчас мы какого-то спроса на информацию по теме устойчивого развития не видим. В свое время в компании запускались продукты, которые могли быть направлены на ESG-тематику. Например, в «Ингосстрахе» были продукты с телематикой: водителям автоматически передавалась информация, если их режим вождения был рисковый. Сейчас мы изучаем такие направления деятельности, чтобы объединить активности с нашими клиентами. Это не значит, что клиенты сами интересуются. Это значит, что мы приглашаем клиентов проводить эти мероприятия вместе.
Такие акции всегда хорошо воспринимаются. Улучшает ли это имидж компании? Однозначно — да. Кто должен быть первым: клиент должен прийти с инициативой, или мы должны прийти к клиенту и пригласить его? В нашей компании пока, скорее, второе. Мы сейчас только готовимся к таким совместным акциям.
ССТ: Какие у компании планы на этот год?
И. К.: Как уже говорилось выше, основное направление работы будет выстраиваться вокруг буквы S. Это социально значимые проекты, которые развернуты лицом к клиенту. Одновременно они направлены на то, чтобы сотрудникам было интересно работать в компании. Эта активность будет неразрывно связана с развитием бренда компании.
Мы планируем большой спектр мероприятий по работе со студентами-стажерами и развитию кадрового резерва компании. Кроме того, в планах есть работа в направлении создания так называемого «зеленого офиса».
Самое главное — это расширение системы показателей, которая даст более глубокое осознание, как мы движемся по выбранным направлениям. Когда мы будем достаточно оснащены знаниями о деятельности компании по уже существующим проектам, когда сможем четко понимать, как эти показатели анализируются Центробанком или рейтинговыми агентствами, тогда можно будет выстраивать наиболее долговременную стратегию, применяя системный анализ.
Именно такой подход даст возможность сделать акцент на устойчивом развитии компании.
БУКВА S В ESG
Социальная политика как составляющая ESG предполагает широкое влияние деятельности компании на общество, учитывает взаимоотношения с сотрудниками, поставщиками, клиентами, корпоративную культуру и социально-этические обязательства организации. Этот фактор позволяет дать оценку стандартов взаимодействия работодателя с сотрудниками, справедливой заработной платы и других социальных вопросов, волнующих общество.